Зона отчуждения
Стремительный конфликт вокруг 31-й больницы, на неделю мобилизовавший тысячи петербуржцев, стих. Московские и петербургские чиновники дружно повторяют, что благодаря широте их душ дети, больные раком, смогут продолжить лечиться в уникальной больнице. Между тем ответ на вопрос, почему именно 31-я ГКБ оказалась на прицеле Управделами, может вести в область рынка недвижимости. Переселение медучреждения сулило удорожанием элитной земли на Каменном острове. Где, по слухам, имеет особняк и сам Владимир Кожин.  
О желании перевести Городскую клиническую больницу №31 с Крестовского острова куда-нибудь подальше, как известно, заговорили после заседания межведомственной рабочей группы с участием управляющего делами президента Владимира Кожина. Именно это медучрежденияе могло понадобиться судьям Верховного и Высшего арбитражного судов. Впрочем, рассматривались и другие варианты. Например, предлагали "гостям из столицы" больницу №9, находящуюся все там же – на Крестовском острове. Но в ведомстве Кожина этот вариант отвергли.
Существует множество версий, зачем Управделами потребовалась именно больница №31. С одной стороны, если ее переселить, судьям достанется не только участок земли на улице Эсперова, а практически вся восточная часть острова. Подобная теория объясняет, почему чиновники отказались от девятой больницы, которая находится ближе к центру острова и выпадает из "судейского гетто". То есть фактически речь идет о захвате земли. Чтобы понять, как действует этот механизм, достаточно вспомнить о судьбе дома Лобановых-Ростовских, который старанием Управления делами президента превратился в коммерческую гостиницу.
- Это не нужно судьям, не нужно больнице, все это затеяно только для того, чтобы ликвидировать последний городской кусок земли. Видимо собираются выкупать весь остров, - считает активист Штаба по сохранению 31-ой больницы Иван Новиков.
Представить себе, как будет выглядеть Крестовский остров, если больницу депортируют, не трудно. Достаточно взглянуть на соседний Каменный остров, который почти целиком застроен частными коттеджами. Общественный транспорт по острову уже не ходит, только транзитный.
- Пока на остров еще можно попасть, но там сплошь заборы коттеджей и частных заведений, - поясняет Новиков.
Есть и иное объяснение интереса к ГКБ №31. Передача больницы судьям фактически позволит перекрыть проходящую рядом дорогу, что автоматически повысит стоимость всей расположенной в "запретной зоне" недвижимости.
По словам депутата ЗакСа Алексея Ковалева, под расселение 200 судей могут вполне отдать половину Крестовского острова.
- Пока об этом речь не идет, но могут и Крестовский закрыть. Объявят режимной территорией, закроют дорогу и все. На улице Эсперова (на Крестовском острове – прим. ЗАКС.Ру) оттяпали кусок под 19 судей КС, а под 200 судей ВС и ВАС могут пол Крестовского острова отдать. Но, прежде всего, хотят закрыть Каменный остров. Там у них дачи, квартиры, там же находится дом Козырева (Сергей Козырев, вице-губернатор – прим. ЗАКС.Ру), - отметил Ковалев.
По неофициальным сообщениям, глава Упарвделами Владимир Кожин также имеет коттедж на Каменном острове.
Дом боевых действий
ЗАКС.Ру вспомнил историю расселения Крестовского острова для того, чтобы разместить там судей Конституционного суда.
В октябре 2005 года председатель Совета Федерации Сергей Миронов предложил перевести КС в Петербург. На участке Крестовского острова, где впоследствии выросли судейские коттеджи, располагались детский сад №98, гребной клуб "Энергия", школа олимпийского резерва, детский дом №5, общежитие швейной фабрики, а также несколько жилых домов.
На общественных слушаниях, которые прошли в Петроградском районе 29 сентября 2006 года, было заявлено, что под судейские надобности будет отдано пять гектаров на северо-востоке острова (между улицей Эсперова, рекой Крестовкой и Средней Невкой). Весь участок набережной от Депутатской улицы до спортивной базы Академии физкультуры им. Лесгафта закрывается забором. Таким образом, Депутатская улица фактически превращается во внутреннюю улицу огороженного элитного поселка.
В результате детский сад был перенесен с зеленого Крестовского острова в "колодец" внутренних дворов на улице Толстого, зажатый со всех сторон домами. Детдом №5 - на улицу Глухая Зеленина, 1/3. Участок гребного клуба передали в бессрочное пользование Управлению делами Президента РФ. А вот с жилым домом оказалось сложнее.
Как и в случае с 31-ой больницей никаких решений о переезде в ту пору еще принято не было, однако уже через месяц после озвученного в парламенте предложения, в ноябре 2005 года, правительство Петербурга издает распоряжение снести жилой дом по адресу Эсперова, 7 "в связи с угрозой обрушения". Это стало первым шагом в войне за клочок земли, центром которого оказалось данное жилое здание.
Узнав о том, что чиновники собираются снести дом, жильцы заказали независимую экспертизу, которая подтвердила, что строение не является аварийным. Тогда на арену вышла тяжелая артиллерия, и 28 января 2006 года правительство РФ издало постановление №47, которое определило критерии признания дома аварийным и подлежащим сносу. А 18 декабря того же года дополнило его поправками, где расписывался механизм общения с выселяемыми жильцами.
Согласно документу, "жилые помещения, расположенные в многоквартирных домах, получивших повреждения в результате взрывов, аварий, пожаров, землетрясений, неравномерной просадки грунтов, а также в результате других сложных геологических явлений, следует признавать непригодными для проживания… и подлежащими сносу" в том случае, если ремонтировать дом невозможно или просто "экономически нецелесообразно".
В октябре 2006 года Смольнинский районный суд признал распоряжение правительства города незаконным. Потерпев неудачу с аварийным расселением, Смольный решил действовать открыто и 10 апреля 2007 года администрация Петроградского района и Жилищный комитет города подали иски о расселении дома 7 по улице Эсперова на Крестовском острове под нужды Конституционного суда РФ. Цена, которую предлагали городские власти за выкуп у жильцов одного квадратного метра, составляла 3-4 тыс. долларов, при рыночной стоимости в 10-15 тыс. за квадратный метр. Поэтому жильцы попытались отказаться от предложения.
Тогда летом 2007 года, при проведении плановой замене инженерных сетей строительная компания СМУ-53 забила 12-метровую сваю неподалеку от проблемного здания. Когда сваю извлекли, по дому пошли трещины. Комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций тут же признала здание аварийным, и на заседании Петроградского районного суда было решено его расселить.
Теперь в этой части Крестовского острова кроме судей Конституционного суда никто не живет…
Илья Юшковский
НОВОЕ НА САЙТЕ
- 08.01.22 Голос трудящихся Казахстана должен быть услышан вопреки провокаторам! Заявление Президиума ЦК КПРФ
- 17.06.21 Александр Харчиков. Эта память священна...
- 09.06.21 «Геннадий Зюганов». Документальный фильм телеканала «Красная Линия»