Санкт-Петербургское городское отделение Коммунистической партии Российской Федерации

Комиссия ЗакСа оценила профессионально-техническое образование

15 февраля 2013 года состоялось совместное выездное заседание профильной комиссии по науке и высшей школе Законодательного Собрания Санкт-Петербурга и Комитета по образованию, посвященное перспективам развития профессионально-технического образования в Санкт-Петербурге  

В выездном заседании приняли участие Алексей Воронцов (председатель профильной комиссии по науке и высшей школе ЗакСа, депутат, профессор РГПУ им. А.И.Герцена), Жанна Воробьёва (председатель Комитета по образованию, заслуженный учитель России), директоры учреждений начального и среднего профессионального образования.

Перед обсуждением актуальных вопросов развития системы профессионального образования в Санкт-Петербурге участники мероприятия посетили Профессиональный лицей № 42, Индустриально-судостроительный профессиональный лицей № 116 и Профессиональный лицей № 130 им. Владимира Широкова.

Высокий уровень материально-технической базы, современнейшее оборудование, достойные условия для обучающихся предстали перед гостями в лицее №42 – одном из старейших учебных заведений системы НПО (год основания – 1868), работающем также как отраслевой ресурсный центр. «Мы являемся победителями национального проекта «Образование» в 2009г.,  получили хорошие деньги на развитие материальной базы, приобрели современное высокопроизводительное оборудование, оборудовали мастерские на «Кировском заводе», который продолжает финансировать подготовку кадров – наших ребят, оплачивает все затраты по содержанию этих мастерских. Это один из немногих примеров в городе, когда базовое предприятие идет сознательно на затраты для своего учебного заведения, где находятся наши мастерские» – приветствовал гостей директор лицея Геннадий Шорников.

Депутат посетил занятия с использованием новейшего оборудования, увидел современный стадион, построенный по городской программе «Мой первый стадион», обсудил планы строительства бассейна, пообщался с мастерами и учащимися.

Подчеркнув высокий уровень учебного заведения, Алексей Воронцов пожелал ему дальнейшего развития в плане открытия новых площадок, поскольку «Кировский завод» уже не первый год испытывает постоянную потребность в рабочих руках (от 80 до 200 вакансий ежегодно по специальностям – сверловщик, шлифовщик, токарь-карусельщик, токарь-расточник, контролеры ОТК, заточник). «Училище живет полнокровной жизнью. Единственное, что бросается в глаза – это то, что нет общежития. Конечно, в этом училище должны быть и студенты из Ленинградской области, и из Псковской. И надо расширяться», – заключил депутат.

Проблему с общежитием решили в лицее №116, в котором еще при строительстве в 1972 году было предусмотрено общежитие – сейчас это специальное структурное подразделение «Детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Алексей Воронцов обратил внимание на вопросы организации отдыха для таких детей, последующего трудоустройства и обеспеченности выпускников жильем. Директор лицея Игорь Куричкис заверил в отсутствии проблем с жильем для выпускников в последние 5 лет, рассказал о расширении контактов с работодателями, желании иметь свой собственный лагерь для отдыха воспитанников, а также об уникальном опыте работы с детьми-сиротами: «Идея создания Детских домов при учреждениях начального профессионального образования существует только в Санкт-Петербурге. По России такого больше нигде нет. Там существуют просто детские дома. А здесь ребята не только обучаются – они получают еще профессию и трудоустраиваются».

В беседе депутат заострил внимание на том, насколько правильно, с точки зрения социализации сирот, выделять им после окончания лицея квартиры всем в одном месте – получается своеобразная выделенная территория для проживания, целый дом, в котором проживают одни сироты и, по сути, опять варятся в своих проблемах. Надо ли так отгораживать сирот от остального общества?

Завершающей частью выездного заседания стало посещение профессионального лицея №130 им. В.И. Широкова, осуществляющего подготовку специалистов для предприятий радиоэлектроники при поддержке Ассоциации предприятий радиоэлектроники и являющегося ресурсным центром. Директор лицея Галина Воронько показала лабораторию «Умный дом», в которой учащиеся работают с программой «Стрелец», созданной для МЧС, а также учебно-производственный центр «Электроника».

Подводя итоги выездного заседания, участники пришли к выводу, что система профессионально-технического образования в Санкт-Петербурге,  даже несмотря на существенную реорганизацию и сегодняшнее сокращение финансирование, тем не менее продолжает жить и развиваться. Алексей Воронцов отметил радикальные изменения, произошедшие за последнее двадцатилетие: «Я был еще депутатом первого созыва 1994 – 1998 гг., председателем Комиссии по науке и высшей школе и курировал систему профессионального технического образования. Должен сказать, что в те годы приходилось спасать систему образования, в том числе из-за недофинансирования и от отношения бывшего руководства к этой системе. Они старались растащить материальную базу – нам приходилось трудно. Конечно, по сравнению с теми годами количество профессиональных технических учреждений значительно сократилось, значительно сократилось и количество учащихся в силу объективных причин. Но то, что сегодня я увидел на опыте этих трех лицеев,  на меня произвело очень сильное впечатление в плане оборудования, современной техники, электроники, самого вида этих лицеев. И я увидел здесь студентов – думающих, удовлетворенных. Самое главное, что ребята с желанием учатся…»

Отдельная проблема, на которую обратил внимание председатель профильной комиссии ЗАкСа, – возраст мастеров. Даже в самом современном лицее №42 средний возраст мастеров – 55,5 лет.

Не в последнюю очередь причина этого – зарплата, а она у этой категории педагогических работников незаслуженно мала, хотя и есть некий разброс в зависимости от квалификации: «Я все время вопрос задаю о материальном обеспечении. Это, конечно, ненормально, что учителя в школах значительно больше получают, чем мастера. Опытная женщина, проработавшая всю жизнь в этом училище, получает 18 тыс. руб. – это маловато».

Отвечая на этот вопрос, председатель Комитета по образованию Жанна Воробьева отметила, что в ближайшее время ситуация изменится: «Что касается заработной платы, то на сегодняшний день в среднем она составляет от 24 тыс. руб. и выше. Но не нужно забывать о 597 Указе Президента, в котором предписано, что до 2018 г. мы должны повысить заработную плату, выровнять ее со средней по экономике так же, как сейчас это произошло зарплатой учителей. Правительство Санкт-Петербурга и лично губернатор к этому относятся очень внимательно».

В заключение Жанна Воробьева подчеркнула, что на основании изучения Комитетами ситуации на рынке труда Санкт-Петербурга «в марте мы уже будем знать, какие профессии необходимо будет открывать на следующий год, и будем этим заниматься».

Для поэтапного решения вопросов, обозначенных в ходе встречи, профильная комиссия Законодательного Собрания и Комитет по образованию приняли решение о совместной законотворческой деятельности, направленной на поддержку начального и среднего профессионального образования в Санкт-Петербурге.

 Фоторепортаж о событии представлен ниже:

 

 

 

 

 

 

Код для вставки в блог: