Рекомендации депутатских слушаний в ЗакС СПб «О развитии Санкт-Петербурга как центра современной промышленности»
Наш сайт публикует текст Рекомендаций, принятых по итогам депутатских слушаний «О развитии Санкт-Петербурга как центра современной промышленности », состоявшихся 15 апреля 2013 года. 
В ходе различных выступлений руководителей промышленности, обмена мнениями в среде ученых и экспертов, полемики, ведущейся в СМИ, на профессиональных форумах, по вопросам состояния экономики мегаполиса, выработки модели его роста, определяющей в качестве стержневой основы - развитие Санкт-Петербурга, как влиятельного центра современной промышленности, большинство участников этой общей дискуссии отмечают:
Сегодня нет оснований утверждать, что в Санкт-Петербурге сложились глубоко обдуманные, взвешенные, всесторонне проработанные, научно обоснованные, укорененные в общественном сознании горожан, представления о будущем города, о его социально-экономическом облике. В Санкт-Петербурге не сформирована сильная, диверсифицированная и устойчивая модель роста его экономики, где ключевую роль играет современная промышленность, как важнейший источник высокопроизводительных рабочих мест, центр притяжения крупных отечественных и иностранных инвестиций, серийного восприятия инноваций, квалифицированных инженерных кадров.
Экономический кризис, особенно в Европе показал, что если в стране нет развитой и диверсифицированной промышленности, то при всем условном мировом разделении труда, нет и фундамента, на котором только и может строиться благополучие нации в долгосрочной перспективе, в нашем случае пятимиллионного мегаполиса Санкт-Петербурга. Лидеры западных экономик, осознав опасность дальнейшего следования модели «экономики потребления», реально приступили к запуску общеевропейской промышленной политики. Курс на реиндустриализацию, возвращение производства, особенно высокотехнологичного, в свою страну заявил президент США.
Наши стартовые условия для новой промышленной политики ещё более тяжелые - практически утрачены целые отрасли, инженерные практики, научно-технологические заделы. Потери промышленного потенциала в стране в большинстве несырьевых отраслей достигли 70-75%. Подобного масштаба потери, сравнимые с потерями во второй мировой войне, не представляли ли бы такой угрозы, если бы темпы замещения устаревшей промышленной инфраструктуры, рост новейших индустриальных активов, хоть в какой-то мере были бы адекватны амбициозным целям, заявленным Президентом России о её будущем, о новом облике страны. Появление высокотехнологичных производств в стране, пуск современных промышленных объектов – пока штучные достижения, в т.ч. в Санкт-Петербурге. Действительно имеющиеся позитивные примеры: расширение автокластера, завод стиральных машин, строительство фармацевтического производства, будущее производство в ОАО «Климов», Центр микросистемотехники в ОАО «Авангард» и несколько других не решают задачи общей реиндустриализации на .базе новейшей техники и технологий.
Утвержденная постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 28 марта 2012 года №275 «Концепция социально-экономического развития Санкт-Петербурга до 2020 года» на первый взгляд являлась попыткой выработать столь важный базовый нормативно-правовой акт, закладывающий основы развития города на длительную перспективу. Представленный, как документ общественного согласия, «Концепция - 2020» предусматривала, что в ходе практической реализации ожиданий населения и в целях детальной проработки основных направлений деятельности Правительства будет разработана «Стратегия социально-экономического развития Санкт-Петербурга до 2020 года». Учитывая, что главным и приоритетным условием общественного мандата, выданного горожанами Правительству города, является дальнейшее развитие Санкт-Петербурга, как крупного и влиятельного центра современной промышленности, работа органов государственной власти, всех субъектов производственного сектора экономики, их союзов, объединений, общественных организаций должна была по её замыслу быть скоординирована и нацелена на решение этой задачи. Вместе с тем, учитывая реальные финансовые возможности города, неудовлетворенность исполнением бюджета 2012 года, существенные кадровые перемены, целый ряд других обстоятельств, и прежде всего новые высокие параметры развития, интенсивные сценарии их достижения, сформулированные Президентом В.В.Путиным, заявленные Председателем Правительства РФ Д.А. Медведевым на форуме в Давосе, Правительство города фактически приступило к пересмотру подходов к выработке «Стратегии 2020». Теперь на её основе исполнительная власть поставила задачу до конца этого года представить уже новую, более масштабную «Стратегию развития Санкт-Петербурга», смотрящую в 30-е годы. Её предстоит ещё только разработать, а затем утвердить или постановлением Правительства или в качестве Закона Санкт-Петербурга. Нельзя не заметить, что в озвученных набросках будущей редакции «Стратегии 2030» заявлены уже другие смыслы целей развития – город «должен стать комфортным для жизни», на основе реализации «сценария базового инновационного развития». Однако, в отрыве от промышленной базы, от производства, инноваций не бывает. В любом случае от выработки эффективной промышленной политики, как одного из главных приоритетов развития, не уйти, наряду с жильем, транспортом, ЖКХ, здравоохранением, экологией и т.д.
Безусловно, Санкт-Петербург не может быть островом промышленного благополучия в условиях системной деградации большинства производственных отраслей страны, накопленного в них технологического отставания, критического уровня устаревания основных производственных фондов, индустриальной инфраструктуры, свертывания сферы НИОКР, слабости созданных институтов федеральной государственной поддержки промышленности, декларативности целого ряда инициатив Правительства РФ в этой сфере. Дополнительные трудности и новые риски для работы промышленности накладывают условия ВТО. Они требуют выработки сильных экономических инструментов, новых законодательных решений, гибких нормативно-правовых, административных технологий господдержки промышленности, взаимодействия государства и бизнеса, прекращения перманентного псевдореформирования, создающего иллюзию деятельности и развития.
Сохранившийся научно-производственный потенциал Санкт-Петербурга, имеющаяся как позитивная, так и негативная динамика ряда финансово-экономических показателей в последние годы, позволяют и обязывают выстраивать новую эффективную промышленную политику, проводить реиндустриализацию экономики города даже в этих сложных условиях.
В Санкт-Петербурге отдельные результаты развития промышленности, например, имеющийся рост объемов продаж предприятий в 2011-2012 г.г., свидетельствуют, что петербургская промышленная продукция на ряде направлений конкурентоспособна. Однако, приходится констатировать, что это касается в большей мере внутреннего, отечественного рынка, кроме того, положительные показатели во многом достигнуты за счет государственных закупок и инвестиций. Очевидна также тенденция замедления темпов развития промышленности, снижения объемов поставок высокотехнологичной и наукоемкой продукции Санкт-Петербурга на мировой рынок. Индекс промышленного производства (ИПП) в январе-декабре 2012 года составил 104,3% против 114% в 2011 году и 108% в 2010 году. Темпы роста ВРП - этот важный экономический показатель так и не вернулся на уровень последних предкризисных лет 2007- 2008 года. Доля высокотехнологичных и наукоемких производств в Санкт-Петербурге составляет в структуре оборота всех обрабатывающих производств только около 20%, в тоже время 56% это производство кокса и нефтепродуктов. По некоторым видам промышленной продукции, не потребительского рынка, в частности машинам и оборудованию, превышение импорта над экспортом в прошлом году превышено более чем в 20 раз. За январь-декабрь 2012 года поступление доходов в консолидированный бюджет города увеличилось по отношению к соответствующему периоду прошлого года и составило 101,5%. Однако поступление налога на прибыль, который является серьезным индикатором деловой активности, эффективности экономики, показало снижение. Оно составило 82% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
В последние годы в Санкт-Петербурге практически не наблюдается рост отечественных инвестиций в основной капитал. В 2012 году он существенно снизился, почти на 14%. Неконтролируемый рост администрирования, усиление неналогового бюрократического вмешательства разных структур и ведомств в деятельность предприятий под предлогом исполнения, не поддающегося логической оценке объема регулирующих нормативно-правовых актов, предписаний, регламентов, продолжается с нарастающей силой. Рост тарифов, платы за ресурсы, за землю, за аренду, за подключение к сетям и т.п. остаются сильным тормозом развития.
О кредитно-денежной политике коммерческих банков, являющихся не партнерами в развитии реального бизнеса, а ростовщиками, не желающими брать на себя сколько-нибудь серьезные риски, закладывающими собственную «безрисковую» маржу в 4-5 раз, превышающую маржу их западных коллег, стало «притчей во языцех». В особенно уязвимом положении оказался малый бизнес, пытающийся организовать производственную деятельность. Среди субъектов малого предпринимательства таких лишь около 8%. Им приходится работать в такой экономической среде и правовом поле, что сам факт их жизнестойкости вызывает уважение. Эти и другие факты подтверждают наличие неудовлетворительного инвестиционного и предпринимательского климата, что резко снижает возможности предприятий и организаций промышленного сектора по модернизации и дальнейшему развитию. Самое главное, что даже такие, «выше чем в Европе», достигнутые темпы роста в реальном секторе экономики не могут устроить никого.
В недавней статье, названой «Стратегия обновления», Губернатор Санкт-Петербурга Г.С.Полтавченко сообщает, что по прогнозам экономика города сохранит динамику прошлого года, т.е фактически нисходящую, где индекс промышленного производства составит только 103,5%, т.е. почти на процент меньше чем в этом году, ниже на 4,7% планируется и объем отгруженной продукции по виду деятельности «обрабатывающие производства». Как же соотнести эти прогнозы развития города с «Прогнозом долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года», утвержденным Правительством РФ 27 марта 2013 года, и основанном на Указе Президента РФ № 596 от 7 мая 2012 года «О долгосрочной государственной экономической политике»? Там декларируется создание 25 млн. высокопроизводительных новых рабочих мест. К 2018 году, т.е. уже через 6 лет, производительность труда должна вырасти у нас в 1,5 раза. Наукоемкость ВВП, должна даже не вырасти, а взлететь с 1,17% до 3% к 2020 году. Действительно нужна «Стратегия обновления».
Без решительного прорыва на наиболее перспективных конкурентных направлениях развития промышленности, выхода её на новейший технологический уклад, окончательно оставит экономику страны в мировых аутсайдерах, законсервирует сырьевой вектор в глобальном разделении труда. Примерный перечень наших приоритетов в реальном секторе экономике - это радиоэлектроника, космос, энергетика и альтернативные источники энергии, станкостроение, производство лекарств, продовольственная безопасность, оборонная безопасность, технологии шестого технологического уклада.
Принятые в 2009 году базовые Законы Санкт-Петербурга «Об основах промышленной политики Санкт-Петербурга» и «Об основах научно-технической политики Санкт-Петербурга» не стали в должной мере такими нормативно-правовыми актами, которые бы консолидировали деятельность всех органов государственной власти в этих направлениях. Не выполнил своих задач созданный в 2010 году Промышленный Совет Санкт-Петербурга. Фактически декоративный, он не был в последние годы главной площадкой для обсуждения и выработки наиболее важных решений, затрагивающих интересы промышленности, оптимизации территориального размещения промышленных объектов и индустриальных зон в Генеральном плане Санкт-Петербурга, инструментом профессиональной экспертизы нормативно-правовых актов. Только сейчас, в обновленном составе, Совет намерен занять предназначенное ему место в разработке острых вопросов промышленной политики. Большие надежды и на созданный Экономический совет при Губернаторе Санкт-Петербурга, на Совет по инвестициям. Постоянный диалог с реальным сектором позволит избежать многих ошибок в планировании развития и управлении городом.
Разработанная и принятая в 2011 году Комплексная программа «Наука. Промышленность. Инновации» в Санкт-Петербурге на 2012-2015 годы в условиях дефицита бюджета не сможет обеспечить необходимые мероприятия в должной мере финансовыми ресурсами, не учитывает также новые экономические условия ВТО. В тоже время, как планирование, так и расходование бюджетных средств на государственную поддержку бизнеса, финансирование мероприятий по созданию благоприятной предпринимательской среды, инвестиционной привлекательности, продвижению проектов, должно быть максимально открытым, предусматривающим экспертный и общественный контроль, постоянное взаимодействие с профессиональными сообществами бизнеса.
Тщательный анализ реальной отдачи от потраченных из бюджетов 2011 и 2012 годов значительных средств, в частности на финансирование 11 программ поддержки малого и среднего бизнеса, на сегодня отсутствует. Экономия на целом ряде только некоторых неэффективных по сути, но внешне эффектных мероприятий и акций вполне сопоставима с размером уменьшения объема земельного налога, которого добивались промышленники Санкт-Петербурга. В конечном итоге его удалось немного скорректировать, однако с учетом характера гособоронзаказа и специфики промышленного производства, длительности производственных циклов, его надо довести до оптимального уровня в 1.1% и продлить на весь бюджетный период.
Целенаправленная поддержка промышленности, ориентированная на создаваемые кластеры, в целом, несомненно, позитивна. Она имеет важную цель - создание конечного инновационного продукта с высокой прибавочной стоимостью. Продукта уникального, в промышленных сериях образующих принципиально новые рынки или имеющего высокую конкурентоспособность на существующем мировом рынке. Однако нельзя не заметить попытки некоторых представителей бизнеса и околопредпринимательских структур спекулировать на понятии «кластер» для извлечения сиюминутных PR-преференций. Причина такого явления очевидна, т.к. на уровне Правительства РФ, крайне медленно только формируется внятная политика поддержки территориальных кластеров в регионах, пока не выработан безупречный понятийный аппарат, все необходимые бюджетные и налоговые инструменты. Появившийся в марте с.г. 40 страничный документ «О правилах распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на реализацию мероприятий, предусмотренных программами развития «пилотных» инновационных территориальных кластеров» не решил всех проблем.
Санкт-Петербургу нужна новая эффективная промышленная политика, учитывающая реалии открытости его экономики на глобальных рынках ВТО. Сохраняя уникальную архитектурную среду, его сокровища искусства и культуры, традиции образования, заботясь о здравоохранении, спорте, отдыхе, правопорядке важно не допустить, тем не менее, деиндустриализации Санкт-Петербурга, бездумного перевода традиционных промышленных зон в зоны общественно-деловой застройки, в угоду безответственным призывам некоторых очень продвинутых деятелей «креативного класса» сделать его исключительно средоточием чиновной бюрократии, банковского и офисного планктона, новой армии сферы услуг и развлечений.
Город обязательно должен быть комфортным, но только на прочном фундаменте развитой науки и самой современной промышленности, как главных сфер приложения сил, творческих способностей, самореализации жителей города, как самой устойчивой основы образования его бюджета, у Санкт-Петербурга есть достойное будущее, возможность его гражданам достичь процветания.
В постоянной комиссии по промышленности, экономике, и собственности, будут учтены и систематизированы все предложения и выдвинутые участниками слушаний идеи, будут обобщены, сделанные сегодня важнейшие оценки и выводы. Среди первоочередных мер по формированию новой промышленной политики Санкт-Петербурга, поступившими в комиссию на этапе подготовки, участниками слушаний предлагается:
Заявить о поддержке, представителями промышленности, науки, реального сектора экономики Санкт-Петербурга, усилий Президента и Правительства РФ, направленных на реиндустриализацию экономики, увеличению доли наукоемких и высокотехнологичных производств, восстановлению отраслей производства средств производства, станкостроения, приборостроения, критически важных для национальной безопасности производства элементной базы электроники, оборонной, космической, авиационной, атомной промышленности, судостроения, биотехнологии, сферы инфотелекоммуникаций.
Обратиться в Правительство РФ с предложением принятия более решительных мер по «деоффшоризации» экономики», возврату управления крупнейшим частным бизнесом страны, тем более госкорпорациями в российские юрисдикции.
Считать целесообразным рассмотреть на Госсовете РФ и в Правительстве РФ вопрос о реформировании Министерства образования и науки, выделив вопросы поддержки и развития науки, как фундаментальной, так и прикладной, современного научного обслуживания в предмет ведения и управления отдельного федерального органа исполнительной власти по типу ГКНТ советского времени, во главе с авторитетным ученым-организатором науки.
Постоянной комиссии по промышленности, экономике и собственности Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, совместно с отраслевыми комитетами Правительства Санкт-Петербурга, профессиональными объединениями предпринимателей, научным сообществом подготовить новые редакции Законов Санкт-Петербурга «Об основах промышленной политики Санкт-Петербурга» и «Об основах научно-технической политики Санкт-Петербурга», учитывающие изменения федерального законодательства, требования ускоренных темпов инновационного развития, новые реалии условий ВТО.
Сформированному новому составу Промышленного Совета Санкт-Петербурга, в соответствии со статьей 15 Закона Санкт-Петербурга от 13.05.2009 N 221-47 "Об основах промышленной политики Санкт-Петербурга" и Постановлением Правительства Санкт-Петербурга № 1017 от 22 сентября 2009 года «О Промышленном Совете Санкт-Петербурга» предусмотреть в ближайших планах работы рассмотрение приоритетных вопросов развития промышленности, в том числе, считать необходимым включить в план его работы на предстоящий период вопросы корректировки Генерального плана Санкт-Петербурга, в части градостроительной политики размещения промышленных зон.
Считать необходимым, с учетом оптимизации бюджета на 2013 год и предстоящий период 2014 и 2015 годы, корректировки действующих Федеральных целевых программ развития отраслей и поддержки промышленности, инноваций, принятия новых ФЦП подготовить изменения в «Комплексную программу «Наука. Промышленность. Инновации» в Санкт-Петербурге на 2012-2015 годы».
Провести с участием общественных организаций предпринимателей, специалистов, экспертов анализ эффективности программ поддержки предпринимательства, в том числе программ поддержки малого и среднего бизнеса, их соответствие требованиям Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 31 марта 2009 года № 345 «О целевых программах», заявленным целям и полученным результатам. Предложить Правительству Санкт-Петербурга в соответствии с требованиями законодательства представить в Законодательное Собрание Санкт-Петербурга ежегодный доклад по данному направлению деятельности.
Продолжить на федеральном и региональном уровне принятие нормативно-правовых актов, формирующий понятийный аппарат территориальных промышленных и инновационных кластеров, совершенствование правовых основ их деятельности, форм и механизмов получения государственной поддержки из бюджетов Российской Федерации и субъектов РФ, с целью их радикального упрощения, устранения исключительно «пилотного» характера кластеров, заслуживающих поддержки.
Отраслевым комитетам Правительства Санкт-Петербурга, совместно с постоянной Комиссией по промышленности, экономике и собственности Законодательного Собрания на основе принимаемого в Государственной Думе Федерального закона «Об основах государственно-частного партнерства в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» подготовить внесение необходимых изменений в региональный закон Санкт-Петербурга, расширив инструментарий финансового сотрудничества органов власти и бизнеса в реализации крупных инфраструктурных и индустриальных проектов.
Поддержать предложения Комитета по промышленной политике и инновациям, предложить их к рассмотрению на Промышленном Совете Санкт-Петербурга с целью их доработки и конкретизации:
· содействие технологическому развитию и модернизации промышленных предприятий;
· стимулирование инновационной активности предприятий;
· развитие инновационной инфраструктуры и территорий производственных зон;
· содействие кадровому обеспечению промышленных предприятий;
· содействие внедрению ресурсосберегающих и энергоэффективных технологий в промышленности;
· развитие интеграционных процессов между субъектами промышленности, научными организациями и учреждениями образования;
· поддержка и продвижение продукции промышленных предприятий на внутреннем и внешнем рынках сбыта
Участники слушаний подчеркивают, что предлагаемый перечень мер не является хоть сколько-нибудь исчерпывающим. Он является открытым для постоянного пополнения новыми предложениями и инициативами, по мере реализации Стратегии социально-экономического развития Санкт-Петербурга, накопления опыта функционирования его экономики в новых условиях, мониторинга важнейших параметров, адекватного реагирования на возрастание ожидаемых рисков, возникновения новых. Учитывая итоги слушаний, очевидный взаимный интерес к продолжению совместной работы, будет приняты решения о формировании в рамках постоянной комиссии по промышленности, экономике и собственности общей рабочей группы, включающей как депутатов, так ученых, экспертов, практиков по всему комплексу вопросов промышленной политики на предстоящий период.
НОВОЕ НА САЙТЕ
- 08.01.22 Голос трудящихся Казахстана должен быть услышан вопреки провокаторам! Заявление Президиума ЦК КПРФ
- 17.06.21 Александр Харчиков. Эта память священна...
- 09.06.21 «Геннадий Зюганов». Документальный фильм телеканала «Красная Линия»