Санкт-Петербургское городское отделение Коммунистической партии Российской Федерации

"Отношение В.И. Ленина к детям".

Выступление А.В. Воронцова на VII ежегодной международной научно-практической конференции «В.И. Ленин в современном мире» 

А.В. Воронцов,

депутат Законодательного Собрания

Санкт-Петербурга, профессор

 

 

Ленинская забота о детях

 

 

Уважаемые товарищи!

В советской лениниане значительное место уделялось ленинской заботе о детях, в общении с которыми проявлялись лучшие качества Владимира Ильича – доброта, простота, непосредственность, мудрость. Это нашло отражение в литературе, в частности в воспоминаниях Н.К. Крупской, книгах В.Д. Бонч-Бруевича «Ленин и дети» и                         М.П. Прилежаевой «Жизнь Ленина», а также поздних воспоминаниях детей, которым посчастливилось встретиться с Ильичом. В.И. Ленин в окружении детей запечатлен на фотографиях – например, на снимке 1922 г.  с женой, сестрой, племянником Виктором и дочерью рабочего Верой. Ленин  с детьми – сюжет многочисленных живописных картин: Суворова А.П. «В.И. Ленин в Горках с детьми» (1950), Семячкин П.В. «Ленин на Елке» (1950-е гг.), Карякин Н.П. «Ленин с детьми» (конец 1950-х гг.) и др. В кино данный сюжет отражен в фильме «Ленин в Октябре» (режиссеры – М., Ромм, Д. Васильев, 1937).

Забота Ленина о детях проявлялась в его практической деятельности с первых дней во главе Советского государства. Свое выступление я хотел бы посвятить двум проблемам, решением которых занимался В.И. Ленин: ликвидация безграмотности среди детей и взрослого населения и  борьба с беспризорностью – то есть тем явлениям, которые так остро и неожиданно встали перед современной Россией после контрреволюционного переворота 1990-х гг. 

По переписи населения России в 1897 году неграмотных было 73%, в национальных районах — до 99%. В.И.Ленин в 1913 году писал: «Такой дикой страны, в которой массы народа настолько были ограблены в смысле образования, света и знания — такой страны в Европе не осталось ни одной, кроме России»[1].

Таким образом, борьба за всеобщую грамотность стала одной из решающих предпосылок коренных преобразований в сферах общественных отношений, народного хозяйства и культуры. Началом этой борьбы стало создание в декабре 1917 года в Наркомпросе РСФСР внешкольного отдела под руководством Н.К.Крупской (с 1920 г. - Главполитпросвет), одной из главных задач которого была организация ликвидации неграмотности в стране.

26 декабря 1919 года В.И. Ленин подписывает декрет «О ликвидации безграмотности населения РСФСР», согласно которому все население республики в возрасте от 8 до 50 лет, не умевшее читать или писать, обязывалось учиться грамоте на родном или русском языке (по желанию). Декрет предусматривал также организацию обучения детей школьного возраста, не охваченных школами. Эта задача решалась посредством создания школ для переростков, а также в условиях борьбы с беспризорностью – путем школ при детских домах, колониях и прочих учреждениях.

В 1920 г. Совет народных комиссаров принял декрет об учреждении при Наркомпросе Всероссийской чрезвычайной комиссии по ликвидации безграмотности (ВЧК ликбез). Комиссия взяла под свой контроль организацию курсов ликбеза, подготовку учителей, издание учебной литературы. Эта грандиозная задача могла быть решена только при активном участии широчайших масс грамотного населения. Значительную помощь оказали кооперативные организации, которые привлекали грамотных, организовывая для них различные курсы, финансируя эти мероприятия.

Каждый населенный пункт с числом неграмотных свыше 15 человек должен был иметь школу грамоты - ликпункт. В программу обучения включались чтение, письмо и счет. Срок обучения составлял 3-4 месяца. Учебная программа потребовала широкой организованной подготовки учителей и других педагогических работников. К осени 1920 году только органами ВЧК л/б в 26 губерниях были созданы курсы учителей - ликвидаторов неграмотности. Для содействия обучению неграмотных для взрослых учащихся сокращался рабочий день с сохранением заработной платы, предусматривалось первоочередное снабжение ликпунктов учебными пособиями, письменными принадлежностями.

В эти годы было издано 6 млн. букварей для взрослых, хотя шла Гражданская война. Так, в 1920 - 1924 годах вышли два издания первого советского массового букваря для взрослых Д.Элькиной, Н.Бугославской, А.Курской. Тогда же появились «Рабоче-крестьянский букварь для взрослых» В.В.Смушкова, «Букварь для рабочих» Е.Я.Голанта. Материальную поддержку, помощь комиссии в создании учебников оказывали М.Горький, Л.Н.Сейфуллина, В.Я.Брюсов, В.В.Маяковский, Демьян Бедный, а также видные ученые Н.Я.Марр, В.М.Бехтерев и др.

Для всемерного содействия работе ВЧК по ликвидации неграмотности в 1923 г. в ЦК РКП(б) возникла идея создания общества «Долой неграмотность» (ОДН), которое одновременно выполняло роль координатора работы разных организаций и учреждений, а также вело самостоятельную практическую работу. К ликвидации неграмотности шире привлекалась общественность, в том числе учителя, студенты, грамотные трудящиеся. Массовые общества, подобные ОДН, возникли на Украине, в Белоруссии, Грузии, Казахстане, Армении, Киргизии.

По данным переписи населения в СССР в 1926 году доля грамотного населения выросла вдвое и составила 56,6%. Если не считать годы гражданской войны, голодный 1921 год, Советская власть за пять лет добилась огромных успехов в деле ликвидации безграмотности и малограмотности среди населения. Это ли не подвиг советского народа?

Но и этих успехов было недостаточно. И когда партия большевиков взяла курс на строительство основ социализма в годы первой пятилетки, задача окончательной ликвидации неграмотности и малограмотности населения опять стала важнейшей. На XVI съезде ВКП(б) в 1930 году было определено: «Проведение всеобщего обязательного первоначального обучения и ликвидация неграмотности должны стать боевой задачей партии в ближайшие годы».

Существенную роль в расширении движения за ликвидацию неграмотности сыграл также всесоюзный культпоход, начатый в 1928 году по инициативе ВЛКСМ. Опорными центрами культпохода стали Москва, Саратов, Самара и Воронеж, где основная часть неграмотных была обучена силами общественности. В ликвидацию неграмотности в процессе культпохода включались тысячи добровольцев. К середине 1930 года число культармейцев достигло 1 млн., а число учащихся только в учтенных школах грамоты - 10 млн. Активизировало работу общество «Долой неграмотность», численность которого вскоре достигла более 5  млн. человек. Комсомол, профсоюзы выделили сотни тысяч своих членов для обучения неграмотных и малограмотных.

К 1936 году было обучено около 40 млн. неграмотных. В 1933 - 1937 годах только в учтенных школах ликбеза занимались свыше 20 млн. неграмотных и около 20 млн. малограмотных. По данным переписи 1939 года, грамотность лиц в возрасте от 16 до 50 лет приближалась к 90%. К концу 1930-х годов неграмотность утратила характер острой социальной проблемы.

Одновременно с этим решалась не менее важная задача – ликвидация детской беспризорности.

Напомню, что после Первой мировой и Гражданской войн по данным некоторых источников, в России насчитывалось от 4,5 млн.  (1921) до 7 млн. (1922) беспризорников[2]. Беспризорность порождала и питала детскую преступность, эпидемии и иные асоциальные последствия.

На основе ленинских указаний уже в 1919 г. был образован Государственный совет защиты детей во главе с А.В. Луначарским.  Совет занимался эвакуацией детей в "хлебные районы", организацией общественного питания, продовольственного и материального снабжения. Однако вскоре выяснилось, что для того, чтобы вытащить детей из подвалов, нужны более решительные меры – создание социальных условий для учебы, воспитания, социализации детей. По предложению В.И. Ленина 27 января 1921 года была учреждена Комиссия по улучшению жизни детей – «Деткомиссия ВЦИК» во главе с Феликсом Дзержинским.

Основной формой работы с беспризорностью было определение детей и подростков в учреждения интернатного типа. Создавались приемно-распределительные пункты, задачей которых было оказание первой помощи беспризорным детям, подготовка их к вступлению в организованные коллективы и распределение по стационарным учреждениям. В сравнительно короткие исторические сроки в стране повсеместно организовывались детские воспитательные учреждения – детские дома, трудовые коммуны, школы-колонии, школы-коммуны, детские городки. В отличие от детских домов, принимавших детей до 12-14 лет, организовывавших их обучение и воспитание, «трудовые коммуны» принимали подростков более старших возрастов, где, наряду с общеобразовательным, велось и их трудовое обучение, более широко применялись принципы самоуправления и самообеспечения. В 1919 году в детских домах воспитывалось 125 тыс. детей, в 19211922 годах — 540 тыс. детей.[3]

Кроме того, мероприятия по борьбе с беспризорностью включали и помощь на дому, помещение детей в крестьянские семьи и к кустарям, организация опеки, районных мастерских со школами и клубами при них для детей. Так, с 14-летнего возраста воспитанники детских домов должны были приниматься в школы ФЗУ, сельскохозяйственного ученичества, конторского ученичества и в школы рабочих подростков. С 16-летнего возраста – на производство и в индивидуальное и бригадное ученичество.

Уже к 1928 г. численность беспризорных детей сократилась до 200 тысяч человек. С «проклятым наследием» прошлого было покончено. Из числа бывших воспитанников детских учреждений для беспризорных выросли сотни тысяч тех, кто встал грудью на защиту Родины в годы Великой Отечественной войны.

Таким образом, в Советский период дети у нас находились в привилегированном положении. Забота о юном поколении рассматривалась как забота о будущем государства. Детям был открыт доступ в детские сады (за символическую плату), они могли бесплатно получать образование, заниматься в многочисленных творческих объединениях, кружках и спортивных секциях, посещать театры и кинотеатры.

В современной России многие дети, особенно из малообеспеченных семей, лишились возможности для нормального отдыха и развития. Так, если в 80-е годы по всей стране было более 40 тыс. детских оздоровительных лагерей, то сейчас осталось менее 2 тыс.!

В России проживает сейчас около 26 млн. детей, что на 7,5 млн. меньше, чем в 2000 году. Материальная поддержка среднестатистической семьи в 6 раз меньше, чем в европейских странах. После принятия Государственной Думой и Советом Федерации  РФ «Закона Димы Яковлева» выявилась чудовищная картина положения детей в современной России.

В подвалах и вестибюлях вокзалов, станций метро в эти февральские дни по всей большой России ютятся миллионы беспризорников,  число которых, по оценкам МВД РФ, с каждым годом возрастает и составляет сегодня 2,17 % от общего числа детей, т.е. двое из ста детей в России – беспризорники. Без родительской ласки и заботы остаются более 700 тысяч детей-сирот  и детей, оставшихся без попечения родителей (ежегодно эта цифра возрастает на 125 – 130 тысяч), еще 700 тысяч детей – инвалиды.

Детьми и подростками в стране только за 2011 г. совершено 208 тысяч преступлений, двести детей убиты собственными родителями. Ежегодно более 100 тысяч детей бесследно исчезает.

Прокуратурой и следственными органами РФ до сих пор не проведено расследование жуткой истории, которая подпадает под определение геноцида русского народа, - из 1260 детей, вывезенных из России в Италию, усыновленными оказались только пятеро. Министр внутренних дел Италии выдал горькую правду – малолетние дети оказались «золотым дном» для торговцев живым товаром, которые продают человеческие органы. Думские фракции, в том числе и оппозиционные, молчат по этому поводу.

Статистика приводит цифры, свидетельствующие о тревожном положении детей и в Санкт-Петербурге. Так, в 2011 году 241 ребенок умер на первом году жизни (в 2010 году - 257), с учетом смертности новорожденных. 174 ребенка умерло в возрасте от 1 года до 7 лет. 55 детей погибло в результате несчастных случаев. По состоянию на конец 2011 года 72 ребенка считаются пропавшими без вести, т.е. в городе выявлена закономерность – еженедельно пропадает не менее 1-2 детей.

Люди из уст в уста говорят друг другу о том, что это – вершина айсберга, связанного с похищением для последующей продажи в сексуальное рабство, «на органы» и т.д. Мы знаем, что прокуратура европейских стран давно установила факт существования на территории Европы целой индустрии по похищению и использованию людей как живого материала.

При этом ни МВД, ни Прокуратура города не дают нам официальной статистики о ситуации с похищениями детей в Санкт-Петербурге. Это только усиливает слухи, о которых многие просто боятся говорить, опасаясь влиятельных криминальных сил, якобы стоящих за похищениями.

Во время выступления 6 февраля 2013 г. в Законодательном Собрании Санкт-Петербурга Прокурора Санкт-Петербурга Литвенко С.И. мною был задан ему вопрос о том, какие действия Прокуратура Санкт-Петербурга предпринимает для борьбы с похищениями детей и планируется ли в структуре правоохранительных органов создание специального подразделения, ответственного за борьбу с одним из самых ужасных видов организованной преступности.

Как мне показалось, Прокурор города был удивлен приведенными мною данными о количестве пропавших детей, однако отметил, что в Прокуратуре города существует специальное подразделение, которое занимается делами о похищениях детей, и считает, что каждый такой случай должен тщательно рассматриваться.

Санкт-Петербургское региональное отделение ВСД «Русский Лад»  призывало Губернатора Санкт-Петербурга, Правительство города, депутатов Законодательного Собрания:

- разработать комплекс социальных мер по дальнейшему укреплению системы социальной поддержки семей с детьми;

- ввести на региональном уровне единое законодательство, объединяющее все формы поддержки бедных семей с детьми;

- обеспечить сбалансированность между адресными программами для малообеспеченных семей и программами поддержки для других категорий семей, включая семьи с детьми-инвалидами;

- разработать комплекс социальных мер для поддержки многодетных семей, включая не только материнский капитал, но и обеспечение молодых семей жильем, исполнение программы государственных гарантий оказания семьям с детьми бесплатной медицинской помощи, обеспечение детей из многодетных семей местами в детских садах;

- убрать из дошкольного и школьного образования все коммерческие препоны и полностью привести его в соответствие с конституционным положением о всеобщем бесплатном образовании в стране;

- органам местного самоуправления возродить утраченную традицию организации воспитания детей по месту жительства, воспитательной работы с так называемыми трудными подростками и уроков трудового воспитания;

- восстановить детские лагеря отдыха и здоровья, выделить средства на строительство спортивных площадок в жилых микрорайонах;

- Уполномоченному по правам ребенка в Санкт-Петербурге, правоохранительным органам взять под контроль каждый случай ущемления прав и интересов детей, тем более –  их насильственной смерти.

Мною, от имени Санкт-Петербургского отделения ВСД «Русский Лад», направлены письма с соответствующими рекомендациями Президенту и Правительству Российской Государственности, в Совет Федерации Федерального Собрания РФ. В Государственную Думу направлено предложение о разработке законопроекта «О социальной защите детей».

В ответе на наше обращение Губернатору Санкт-Петербурга Г.С. Полтавченко вице-губернатор Санкт-Петербурга В.Н. Кичеджи информирует нас о том, что Правительством Санкт-Петербурга было принято Постановление от 15.02.2011 г. «О Программе «О повышении качества жизни семьи с детьми в Санкт-Петербурге на 2011-2013  гг.». Также Правительством Санкт-Петербурга разработаны «Концепция семейной политики в Санкт-Петербурге на 2012-2022 гг.» и «Стратегия действий в интересах детей в Санкт-Петербурге на 2012-2017 гг.». В результате этих мероприятий имеет место позитивная тенденция по демографическому развитию Санкт-Петербурга: увеличился рост рождаемости – с 39,5 в 2005 г. до 57 тыс. детей в 2011 г.; снизилась смертность – с 73,4 тыс. в 2005 г. до 61,7 человек в 2011 г.

Социальный кодекс Санкт-Петербурга (Закон Санкт-Петербурга) разработан ряд мер материального и социального характера по увеличению рождаемости, в том числе принят Закон «О почетном звании Санкт-Петербурга «За заслуги в воспитании детей» с материальным стимулированием. В 2012 г., впервые за многие годы, число рождений превысило число смертей. 22 сентября 2012 г. родился 5-миллионный житель Санкт-Петербурга.

 

 

 



[1] Ленин В.И. Полн. собр. соч., 5 изд., т. 23, с. 127

[2] Рожков А. Ю. Борьба с беспризорностью в первое советское десятилетие // Вопросы истории, 2000. № 11. С. 134.

[3] Педагогическая энциклопедия / Под ред. Н. В. Шаповалова. — М.: Наука, T.I. 1964. С. 193.

Код для вставки в блог: