Бьётся сердце города - Кировский завод…
Из доклада тов. Г.М. Кржижановского: «Базой индустрии и в этом пятилетии ещё остаются три главных района! Районы Ленинграда - районы Центрально-промышленный и южный Горнопромышленный. Вместе взятые-они составляют 67 процентов основных фондов всей промышленности страны Советов». 
В этой статье мы хотим рассказать вам о ленинградском флагмане советской индустрии. О судьбоносном для Ленинграда и СССР производстве-сыгравшем одну из основных ролей в истории создания Советского государства. Стержень оборонной… сельскохозяйственной и металлообрабатывающей промышленности. «Кузница» кадров великих рабочих и научно-инженерных династий. Оплот героических защитников Родины в годы Гражданской и Велико-отечественной войны.
И даже всех этих слов мало - для того чтобы описать какое уважение и любовь заслужил Кировский завод в сердцах ленинградцев и жителей СССР.
Из доклада тов. Кодацкого (Иван Фёдорович [19.6(1.7).1893 — 30.10.1937], советский партийный и государственный деятель). Член Коммунистической партии с 1914. Родился в г. Николаеве в семье чернорабочего. Окончив ремесленное училище, работал токарем на Николаевском судостроительном заводе, участвовал в забастовках, в нелегальных рабочих кружках. С 1914 рабочий завода «Новый Лесснер» (Петроград), вёл партийную работу среди рабочих Выборгского района. С 1915 член Выборгского райкома РСДРП. После революции — на руководящей партийной и хозяйственной работе. (С 1930 председатель Ленинградского совета.) о пятилетнем плане(1929 год) - «Тов. Петровский указал, что Украина обладает всеми необходимыми материалами и сырьем для изготовления тракторов, и все же Ленинград, в частности Путиловский завод, в производстве тракторов опережает Украину. Когда приходится говорить о Ленинграде, то нужно иметь в виду ту совокупность опыта, которую Ленинград в силу исторических и экономических причин накопил. Ленинград действительно представляет собою промышленный центр, оторванный от сырьевых и топливных ресурсов. Но нужно иметь в виду, что Ленинград представляет собою крупную техническую базу. Когда товарищи говорили о росте, выращивании кадров, то я полагаю, что речь шла не только о технических силах, но и о выращивании кадров высококвалифицированных рабочих. По всему Союзу мы располагаем совершенно ничтожным количеством инженерно-технических сил. Ленинград в этом отношении представляет исключение. Ленинград имеет наиболее подготовленные технические силы, а также высококвалифицированный состав рабочих. Поэтому, когда мы говорим об индустриализации страны, то естественно на Ленинград весь Союз должен смотреть, как на центр, куда должно быть отдано наиболее сложное производство, наиболее сложное машиностроение. Тов. Петровский говорил, что Путиловскому заводу в конце пятилетия дано задание на 15 тыс. тракторов, а Украине — всего на 5 тыс. тракторов. Я должен заметить, что, несмотря на те преимущества, которые Украина, может быть, имеет в смысле сырья, правительство поступает все же правильно, давая задание на 15 тыс. тракторов именно Путиловскому заводу. Путиловский завод уже в этом году изготовляет 3 тыс. тракторов. Поэтому то преимущество, которое дано Ленинграду и в частности Путиловскому заводу в отношении тракторов, вполне естественно. В связи с выступлением т. Осинского и в связи с той характеристикой, которая дана ленинградской промышленности, естественно, что автостроение, намечающееся в нашем Союзе, не может быть проведено без участия ленинградской промышленности».
Из истории Кировского завода..
28 апреля 1801 года - императорский указ о переносе в Санкт-Петербург Кронштадтского чугунолитейного завода.
3 апреля 1801 года - день рождение завода. В этот день на заводе было отлито первое пушечное ядро.
1844 год - начинается производство железнодорожных рельсов.
1873 год - организовано акционерное общество «Общество Путиловских Заводов».
1874 год - на заводе произведён пуск первой мартеновской печи.
1887 год - на стапелях завода заложены военные корабли-миноносцы «Биорке» и «Роченсальм»
В это же время рабочие Путиловского завода начинают свою активную политическую деятельность в судьбе страны. Увеличение объёма производства повлекло за собой сокращение социальных расходов на нужды рабочих. Норма выработки росла - а доходы и условия жизни неуклонно катились вниз. Неудивительно - что путиловцы принимают активное участие в первой маёвке в 1891 году в России.
В период 1905-1907 годы рабочие Путиловского завода организовывали демонстрации в борьбе за свои права. Вступали в бой с полицией и казаками. Создавали под руководством большевистской организации боевые дружины.
В январе 1905 года на заводе началась забастовка-вызванная незаконным увольнением четырёх рабочих. После того-как руководство завода в лице директора С.И.Смирнова отказало бастующим в категоричной форме-забастовку поддержали работники других предприятий Петербурга. Противостояние закончилось массовым шествием рабочих 9(22 января)1905 года к Зимнему Дворцу. Цель-предъявить царю петицию о социальных нуждах трудящихся .Мирная демонстрация была встречена на подступах к Зимнему и расстреляна в упор военными и казаками. В истории эта трагедия получила название «Кровавое воскресенье» она же положила начало Первой русской революции 1905-1907 годов.
С 1912 по 1914 годы на Путиловском заводе было проведено 108 стачек. Рабочие откликались на все политические события в стране. Выступали против ленских расстрелов (трагические события 4 (17) апреля 1912 года на приисках Ленского золотопромышленного товарищества, расположенных в районе города Бодайбо на притоке Лены реках Витим и Олёкме). В результате забастовки и последующего расстрела рабочих правительственными войсками пострадало, по разным оценкам, от 250 до 500 человек, в том числе 107—270 человек погибло... поддержали забастовку бакинских рабочих и т.д. В годы гражданской войны путиловцы изготавливали бронепоезда и орудия для Красной Армии. А также отправили в её ряды около 10 тысяч человек. Здесь было сформировано и вооружено 25 воинских отрядов. Непосредственно бывший хозяин завода А. И. Путилов, эмигрировавший в то время за границу – активно финансировал белогвардейское движение в борьбе против Советской власти.
Интересный факт - Революционер-рабочий Путиловского завода Тимофей Матвеевич Матвеев - дедушка знаменитого лётчика-космонавта Ю.А.Гагарина!
1912 год - основана отдельная производственная площадка «Путиловская верфь» - ныне «Северная верфь»
.
В 1922 году завод признан государственной собственностью.
В 1924 году на заводе начался выпуск серийное производство тракторов «Фордзон - Путиловец». Идёт освоение новых видов продукции.
Первые два трактора Фордзон-Путиловец в цехе завода "Красный Путиловец"
1931 год-организовано производство паровых турбин для электростанций (Волховская ГЭС и т.д.). Выпущен 25-тысячный трактор «Фордзон - Путиловец».
Ленинград 1931 г. Тракторы изготовленные на заводе "Красный Путиловец"
В 1934 году заводу присвоено имя С.М.Кирова.
1939 год - На Кировском заводе выпущен первый серийный тяжёлый танк КВ - один из лучших танков Великой Отечественной войны.
Танк КВ
Коллектив Кировского завода внёс важную лепту в развитие всех отраслей машиностроения страны. До ВОВ 1941-1945 года - производство кроме тракторов выпускало паровые турбины, паровозы и вагоны, двигатели для зерноуборочных комбайнов, мотовозы, легированную и нержавеющую сталь, прокат сложных профилей, проходческие щиты для строительства Московского метрополитена - а также боевую технику.
В годы Великой Отечественной войны часть коллектива завода и часть оборудования были эвакуированы в Челябинск. Где вместе с челябинским тракторным заводом и другими эвакуированными предприятиями был образован в «Танкоград» - крупнейшее в годы войны производство танков, САУ и другой бронетехники и боеприпасов.
В ЭТОЙ СВЯЗИ «Танкограду» было присвоено официальное наименование «Кировский завод» Наркомата танковой промышленности.
В то же время оставшиеся в Ленинграде кировские рабочие снабжали Ленинградский Фронт боевой техникой и защищали город. Десятки тысяч работников отправились добровольцами на фронт. Тем же, кто остался - пришлось жить и работать в сложнейших условиях. Во время Блокады линия фронта находилась всего лишь в 4 км. от территории завода. В условиях артобстрела прямой видимости здесь продолжали работу. Изготавливали боеприпасы и ремонтировали танки. Выезжающая из цехов боевая техника прямым ходом отправлялась на передовую. На территорию завода упало 4680 снарядов, 770 бомб, 139 человек было убито осколками, 788 были ранены, более 2500 человек умерло от истощения. ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ ВАМ - КИРОВЦЫ! ВАШ ПОДВИГ ОСТАНЕТСЯ В НАШИХ СЕРДЦАХ!
Рабочие завода им. Кирова слушают сообщение о начале войны
Памятник погибшим сотрудникам завода им. Кирова. Заброшен
За ремонт танков в осаждённом Ленинграде завод награждён Орденом Отечественной Войны 1-ой степени!
В 1944 году эвакуированные производства и КБ Кировского завода возвратились в Ленинград и продолжили разработку тяжёлых танков (Т-10 и Т-10 М), плавающего танка ПТ-76, бронетранспортёра БТР-50 и других боевых машин. Кировские рабочие в свою очередь - приняли самое активное участие в восстановлении Ленинграда после Блокады и ВОЙНЫ.
1947 год - на заводе изготовлена первая экспериментальная партия гусеничных трелевочных тракторов КТ-12 для лесной промышленности.
Трелевочный трактор КТ-12
В 50-ых годах началось бурное развитие ракетной техники. В это время ОКБТ разрабатывает гусеничные машины-носители для подвижных ракетных комплексов..самоходные гусеничные стартовые агрегаты.
1954 год-создана первая в мире промышленная газовая центрифуга для разделения изотопов урана.
1957 год-изготовлена турбина для первого в мире атомного ледокола «Ленин».
1961 год - на заводе создана уникальная газотурбинная установка ГТУ-20 для первого советского газотурбохода «Парижская коммуна».
Также, в начале 60-ых, завод приступил к выпуску главных турбозубчатых агрегатов для различного типа океанских судов, создан вездеход «Пингвин» для исследования Антарктиды (на котором советские исследователи проложили путь на Южный полюс) и т.д. С 1962 года осуществляется коренная реконструкция завода. Цеха были оснащены новым оборудованием. Станками с программным управлением, автоматическими линиями. Пущен комбинированный полунепрерывный прокатный стан 350.
С 1964 года организовано серийное производство тракторов «Кировец» К-700.
1976 год-был создан основной боевой танк Т-80 с газотурбинным двигателем ..203 мм. самоходное артиллерийское орудие «Пион» и его модернизация «Малка» 2С7 в 1983 году-превосходящие по дальности стрельбы все образцы артиллерийских орудий в мире. Для зенитного ракетного комплекса С-300В. Было разработано уникальное гусеничное шасси. Для работы в условиях высокой радиационной опасности было разработано и поставлено на производство высокозащищённое транспортное средство «Ладога» активно участвовавшее в ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС.
До 1985 года Кировский завод работал без перебоев на благо и процветание страны. Являясь незаменимым промышленным производством.
На заводском знамени - 7 орденов: «Трудового Красного Знамени» (1926 г.), «Ленина» (1939 и 1951 гг.), «Красного Знамени» (1940 г.), «Октябрьской Революции» (1970 г.), «Дружбы народов» (1976 г.) и «Отечественной войны» - I степени (1985 г.). Заслуги Челябинского Кировского завода, основу которого составили эвакуированные в 1941 году работники и производственные мощности ленинградского Кировского завода, были отмечены орденом «Красной Звезды», а также полководческим орденом «Кутузова» - I степени, что фактически приравнивало труд коллектива к выигранному стратегическому сражению на фронте. 21 кировец удостоен звания «Герой Социалистического Труда», около 150 - звания лауреата Государственной премии, сотни награждены орденами и медалями.
На Кировском заводе работали такие известные и легендарные люди как И.М.Зальцман (1905-1988 гг.) - директор завода в 1938-1945 гг., Ж.Я.Котин (1908-1979 гг.) - начальник конструкторского бюро, главный конструктор Кировского завода в Ленинграде и Челябинске (1937-1968), М.А.Казак (1908-1998 гг.) - главный конструктор судовых паротурбинных установок. Н.С.Попов (1931-2008 гг.) - главный конструктор Кировского завода (1968-1991), и многие другие обеспечили Кировскому заводу репутацию флагмана советской промышленности.
Котин Жозеф Яковлевич Казак Манфред Антонович Попов Николай Сергеевич
За время советского периода жизни легендарного Кировца была создана потрясающая социальная инфраструктура. Она практически полностью взяла на себя заботу о своих тружениках. Большую помощь оказывал и созданный в советское время заводской профсоюз. Всего заводом было создано для трудящихся 21 общежитие(в Кировском, Московском и Ленинском районе), ПТУ-42, Техникум им. Котлина СЗПИ, Легендарный ВНИИТРАНСМАШ, ДК.им.Газа, ДК.им.Кирова, Стадион «Кировец», Спортивный клуб «Кировец», База отдыха в посёлке «Лосево», Молодёжный лагерь «Кабардинка» на Черном море, Санаторий «Белые ночи» Сочи, Санаторий-профилакторий «Стрельна», Яхт-клуб, Зимняя турбаза отдыха в пос. Сиверский, заводская больница и поликлиника для работников завода, Детские сады, ясли, пионерлагеря, Подсобные хозяйства НО ОСНОВНОЕ - ЭТО СОТНИ ВЫДЕЛЕННЫХ САДОВОДЧЕСКИХ УЧАСТКОВ И ОКОЛО МИЛЛИОНА КВАДРАТНЫХ МЕТРОВ ЖИЛЬЯ ПОСТРОЕННЫЕ ДЛЯ КИРОВЦЕВ.
Завод занимал территорию в 200 га. практически в центре города. Для удобства трудящихся была отрыта станция метро Кировский завод и организована сеть общественного транспорта. Также производство имело выход к Финскому заливу, точнее к Морскому порту и производственную площадку в пос. Горелово Ленинградской области в 300га.
Проклятые 90-ые…
Не обошла перестроечная разруха и Кировский завод. В 1985 году начался планомерный захват западным капиталом внутреннего рынка страны и всех научно-технических разработок тогдашнего СССР. Горбачёв - подпитываемый западными материальными вливаниями, начал с одержимостью психопата рушить и громить всё то – что создавалось десятилетиями с помощью трудового народа.
Уничтожение единого государства СССР-её великой промышленности и сельского хозяйства подверглись невиданному глумлению .С остервенением фашистов «якобы представители народа» совершали антинародные псевдореформы. Армия, космос, оборонка, наука, здравоохранение и образование всё пускалось «под нож» изменников Родины. Как шакалы вокруг раненого тигра «закружили» продажные либералы и так называемые демократы всех мастей. Ими двигало маниакальное желание – лишённое всякого разума развалить, растоптать, уничтожить всё - что связано с историей советской страны. Причём пока одна их половина с энтузиазмом идиотов убивала СССР, вторая «под шумок» прибирала к рукам государственное достояние. Начал всё это Горбачёв, а продолжается этот геноцид промышленности и сельского хозяйства, по сей день.
Так и Кировский завод из флагмана военной индустрии, превратился во флагмана конверсии. Свою лепту в разваливание завода внесли тогда и депутаты Ленсовета во главе с Собчаком. Видно благодарность всегда была не в чести либералов. Забыл тогдашний мэр, как прятался в опасные для себя дни в цехах Кировца. Началось всё с сокращения госзаказа. Понятно - что без поддержки государства производства такого уровня существовать не могли. Вовсю заработал западный план по разрушению оборонной мощности нашей страны. В одночасье 1000 высококлассных конструкторов и разработчиков – создателей атомных лодок из КБ «Рубин» оказалась выброшенной на улицу. Они стали первыми безработными Кировского завода. В дальнейшем часть из них уехала из страны-подхваченная на лету западными НИИ. Затем предприятие начали душить кредитными процентами - вводя городские оборонные предприятия в многомиллионные долги, новоявленные демократы доводили предприятия до полного банкротства и, … разворовывая, закрывали. Например – Кировцу был выставлен счёт в 250млн. рублей(1991год). В то же время прибираются к рукам все профсоюзные здравницы, заводские территории по всему городу и в области, общежития отнимаются муниципалитетом в свою собственность. Новоявленные реформаторы-рэкетиры дербанят народное достояние на куски, попутно выполняя приказ западного капитала по разрушению советской промышленности и уничтожению такого понятия как «рабочий класс».
Из воспоминаний работников Кировского завода: «В один из дней с утра приехали на завод американцы. Под охраной спецслужб и военных с автоматами. Сразу пошли в КБ - опечатали и увезли все документы. Одновременно нагрянули в профком, там тоже всё опечатали и документы увезли с собой(неудивительно что вся собственность завода расползлась «по карманам» проходимцев – лжебизнесменов. Даже сейчас найти информацию о социальных потерянных для государства объектах непросто. Все документы были засекречены или уничтожены (прим. автора). С завода вывозилась вся движимая военная техника в неизвестном направлении, то, что не смогли увезти, уничтожалось прямо на месте. Больше всего рабочим запомнилось - когда «пришедшие» варварски резали на куски турбину… Во время этих дней рабочие были под особым контролем, им запрещалось передвигаться по цеху без разрешения и приближаться к «захватчикам». После всего этого завод искусственно был доведён до банкротства, оборудование растащено на металлолом..даже мебель вынесена была подчистую…».
Посему видно, что всё это совершалось не в интересах государства и людей, а по указке западного руководства. Благо для них - что нашлось тогда немало моральных уродов - желающих подзаработать на продаже Родины.
В 1992 году предприятие было акционировано. В 1993 году со скандалом Фонд имущества Санкт-Петербурга выставил акции завода на Межрегиональный аукцион. На 5 ноября 1992 года средняя численность работающих на заводе составляла 25000 человек.
В 1995-ом году производство завода сократилось на 60 процентов. Тогда же было подписано соглашение с Газпромом и Роснефтью о производстве нефтяного и газового оборудования - которое в свою очередь оказалось очередной либеральной маниловщиной и ловушкой.
Стоит заметить, что в 1995 году выпуск тракторов сократился с ежегодных 25000 до 1800.Основной доход приносила сдача в аренду производственных и офисных помещений более 42000 кв. метров.
В 1997 году американцы из машиностроительной компании «Caterpillar» также воспользовались технологической мощностью и разработками Кировца. Организовав совместное предприятие -затем обманули, построив собственный цех в Тосно и разорвав соглашение. В результате чего рабочие Кировского остались без заказов и с конкурентом под боком.
Справедливости ради надо сказать что, рабочие Кировского завода небезучастно наблюдали за происходящим. О чём говорят организованные в 90-ых акции протеста и митинги. Последний из них прошёл 27 марта 1997 года. На нём кировцы потребовали отставки правительства Черномырдина-Чубайса, возвращение долгов по зарплате, возрождение и развитие отечественного производства.
Ненадёжные 2000-ые
Думаю, не особо стоит задерживаться на истории управления заводом семьёй Семененко. Во время директорства Петра Семененко Кировский завод был поделен на ОАО «Кировский завод» — управляющая компания для около 30 дочерних обществ, в числе которых:
Сталелитейный завод «Петросталь»,
Производство тракторов «Кировец» (Петербургский тракторный завод),
Производство тоннельных эскалаторов, завод «Универсалмаш»[9].
ЗАО «Турбомашины» (1993 год) — выпускает турбогенераторные и парогазовые установки в диапазоне мощности от 1100 до 2500 кВт.[1]
«Шереметев» — Бизнес-центр класса «В», расположенный на проспекте Стачек[1]
Что впрочем, не особо спасло предприятие-оставшиеся без государственной поддержки.
Георгий Семененко-нынешний владелец - погряз в вечной судебной тяжбе с акционерами, которые обвинили его в заведомо заниженной стоимости 35 процентов акций при продаже в 2005 году.
12,94 % акций принадлежат Ларисе Семененко, 5,21 % — Георгию Семененко, 78,41 % акций находились в номинальном держании Депозитарно-клиринговой компании.
24 октября 2008 года 18,42 % акций ОАО «Кировский завод» были куплены компанией «Ю Би Эс АГ», подразделением швейцарского банка UBS[7].
Земельный участок 2500 тыс. кв. м., в Ленинградской области, на Волхонском шоссе - который являлся территорией завода – выставлен на продажу.
Большая часть береговой линии вдоль Финского залива продана владельцам Морского порта.
Часть заводской территории город хотел использовать под строительство ЗСД.
Согласно данным на 2011 год кредитов и займов набрано на 6 017 890 000 рублей, при стоимости основных средств – включая здания, сооружения, землю, оборудование и т.д. на 5 633 491 000 рублей…
Наши дни…
На фоне экономического кризиса предприятия руководство завода сообщает об открытии тракторного предприятия в Барнауле и Саратовской области. На официальном сайте завода также можно прочитать о вложении инвестиций в станкостроительное немецкое предприятие и т.д. С гордостью сообщается об оборонном заказе от Главкома Армии, о победе на сельхозвыставках и т.д. На деле же на сборочном конвейере планируется 3-х дневная рабочая неделя и очередное сокращение работников цеха. Прошлое массовое сокращение было в 2009 году. Если пройтись по территории завода-то можно обнаружить цеха с разрушенной временем и вандалами инфраструктурой. Эти помещения напоминают склеп некогда мощной заводской промышленности.
Рабочие абсолютно безразлично, словно призраки ходят на предприятие производить неизвестно что и неизвестно для кого. Глядя на всё это не покидает гнетущее ощущение - что «похоронено» не только великое производство в прошлом, но и часть города, страны, эпохи…
Вряд ли стоит винить во всём руководство Кировского завода. Со своей стороны оно старалось из последних сил сохранить, не закрыть. Например, в 2008 году выиграло суд об абсолютном праве на название завода и производственной марки. Но может ли оно без поддержки государства содержать столь крупное предприятие? Разумеется - нет. Пример тому - история с РОСАГРОЛИЗИНГОМ, который должен был помочь заводу заказами сельхозтехники, а вместо этого сам погряз в воровстве и коррупции… Да навряд ли собственники и акционеры завода были бы против востребованного и окупаемого производства-выпускающего качественную технику. Но в связи с заявлением Министра сельского хозяйства о признании 63 бывших успешных сельскохозяйственных регионов не пригодными для земледелия вряд ли стоит на что-то надеяться. Ведь даже на проходящей сейчас выставке сельхозоборудования вдоль всего Ленэкспо жёлтым частоколом выставлена техника «HYUNDAI».
Кому всё это выгодно?
Ответ лежит на поверхности. Не зря с таким маниакальным упорством западный капитал завоёвывал наши рынки. И не зря натовские военные громили и растаскивали нашу оборонку. Западу не нужна сильная и обороноспособная Россия. Понятно, что никто добровольно не позволит нам восстанавливать промышленность и сельское хозяйство. Никто не позволит создавать сильную и современную армию. Также понятно - что те кто сейчас у кормила власти по пояс завязли в кабале у западных заказчиков. Они уже давно не считают Россию своей Родиной. Им без разницы, что будет с нами и со страной. Главное-это сохранить жизнь и награбленное …
Но вот только нам давно пора уже понять..что оставаясь без таких заводов как Кировский и безропотно принимая эти условия жизни..мы обрекаем себя и своих детей на рабское существование, а не жизнь. Нефть и газ скоро упадут в цене, и с чем мы останемся?.. А в связи с обострением военной обстановки мы, являясь приграничным городом, в результате полного разрушения промышленности, остаёмся абсолютно беззащитными перед военной угрозой. Пора задуматься! Пора проснуться! Никто за нас не построит сильную страну!
Екатерина Строгова
7 ПО Кировский РК – «Красная Ульянка»
НОВОЕ НА САЙТЕ
- 08.01.22 Голос трудящихся Казахстана должен быть услышан вопреки провокаторам! Заявление Президиума ЦК КПРФ
- 17.06.21 Александр Харчиков. Эта память священна...
- 09.06.21 «Геннадий Зюганов». Документальный фильм телеканала «Красная Линия»