Санкт-Петербургское городское отделение Коммунистической партии Российской Федерации

"Ведомости": Власти не отказались от идеи управлять "свободными и конкурентными" выборами

Выборы 8 сентября — первая избирательная кампания, проведенная по итогам политической реформы Дмитрия Медведева, начатой еще в 2011 г. Свободные и конкурентные выборы провозглашались ее главной целью. Для этого по всей стране за исключением национальных республик были возвращены прямые выборы губернаторов, упрощен процесс регистрации партий, чьи кандидаты теперь не должны собирать подписи избирателей. 

В итоге если в октябре 2012 г. в выборах имели право принимать участие 25 партий, то в избирательной кампании 2013 г. — 54. И все они, по данным ЦИК, выдвигали кандидатов на эти выборы. Помимо партий в кампании участвовали еще 14 общественных объединений.

Не смогли зарегистрироваться всего 2% от общего числа кандидатов — втрое меньше, чем на прошлых выборах, утверждают в ЦИК. Средний конкурс на пост губернатора составил пять человек на место, а на место депутата законодательного собрания — 26,2 человека (где кого выбирали в это воскресенье — см. врез). «Это высочайшая политическая конкуренция за всю историю российских выборов», — говорил на прошлой неделе зампредседателя ЦИК Леонид Ивлев.

Но все это вовсе не означает, что власть пустила выборы на самотек — в ее арсенале есть целый ряд приемов, с помощью которых она может управлять процессом и добиваться нужного результата.

Подставить двойника

Хотя прошедшие выборы бьют рекорды прежних лет как по количеству, так и по уровню партийного представительства, рост конкуренции носил во многом формальный характер, отмечают эксперты Комитета гражданских инициатив Алексея Кудрина в докладе по итогам регистрации. Для этого был использован популярный в прошлом метод — участие в избирательной кампании партий и кандидатов-клонов. Известно, что присутствие в бюллетенях партий с похожими названиями может запутать избирателя и увести часть голосов от оппозиционных партий к партиям-спойлерам.

В эту кампанию появилось сразу несколько новых партий так называемого «богдановского пула» — организованных при поддержке политтехнологов Центра Андрея Богданова. Это Демократическая партия России, Социал-демократическая партия России, Народная партия России, «Союз горожан», Коммунистическая партия социальной справедливости (КПСС), «Гражданская позиция» и др. Эти партии активно выдвигали в разных частях страны списки с практически одинаковым составом кандидатов, в основном не имеющих отношения к региону, в котором проходят выборы. И не получали отказа в регистрации.

Правда, случались и накладки. Так, управление Федеральной миграционной службы по Архангельской области во время проверки кандидата от КПСС, жительницы Курской области Раисы Пекшиной, выяснило, что она умерла за несколько месяцев до выдвижения. Отменять регистрацию Пекшиной пришлось избиркомам нескольких регионов.

Участие в выборах таких партий, как КПСС и «Гражданская позиция», не ведущих собственных агиткампаний, может отнять часть голосов соответственно у КПРФ (Коммунистическая партия Российской Федерации) во главе с Геннадием Зюгановым и «Гражданской платформы» Михаила Прохорова, отмечал Комитет гражданских инициатив.

Действительно, в некоторых регионах нужно было голосовать осторожно. В бюллетенях на выборах в Кемеровской и Ростовской областях КПРФ и КПСС стояли рядом. В Якутии и в Забайкальском крае избирателю нужно было не промахнуться, выбирая между «Гражданской позицией» и «Гражданской платформой». У двух последних схожи не только названия, но и логотипы, в основе которых буквы Я и R.

Снять с регистрации

Если исключить из общей статистики ЦИК по отказам в регистрации данные по муниципальным выборам, получится, что отказников довольно много. Самый высокий процент отсева был среди кандидатов в одномандатных округах — избиркомы отказались регистрировать почти половину кандидатов, на 10% больше, чем на выборах 2012 г. Также много претензий было к самовыдвиженцам: впервые в двух регионах страны — Ивановской и Ульяновской областях — не было зарегистрировано ни одного самовыдвиженца.

Каковы были основания для отказа в заверении или регистрации партийных списков? Подписи избирателей теперь не нужны, но у избиркомов появилось много претензий к другим документам. Были случаи, когда кандидатам отказывали из-за неправильного размера фотографии. Появились и новые поводы для проверок: с этого года участники выборов должны декларировать иностранную недвижимость (свою, а также членов семьи — супруга и несовершеннолетних детей) и источники ее приобретения, а также заявлять об отсутствии счетов и бизнеса за границей. Еще начал действовать введенный в 2012 г. запрет на участие в выборах лиц, судимых за тяжкие преступления.

В семи регионах отдельные кандидаты и даже целые списки получали отказ в регистрации из-за того, что не предоставили данные о зарубежной недвижимости либо не уведомили об отсутствии зарубежных активов, сообщала рабочая группа президиума генсовета «Единой России» по анализу нарушений избирательного законодательства.

Например, владимирскому отделению партии «Коммунисты России» отказались заверить список кандидатов в депутаты областного заксобрания, поскольку партия не представила в избирком первый финансовый отчет, а также письменные уведомления от кандидатов из списка о том, что они не имеют счетов в иностранных банках и не пользуются иностранными финансовыми инструментами. В Волгоградской области суд отменил регистрацию кандидата в депутаты облдумы от КПРФ по Дзержинскому одномандатному избирательному округу Андрея Варакина из-за отсутствия справок об иностранных счетах и недвижимости его жены. Ярославский областной суд снял с дистанции кандидата в областную думу от «Гражданской платформы» по одномандатному округу № 25 Андрея Решатова из-за того, что уведомление об отсутствии счетов за рубежом он подал в территориальную комиссию, а не в областную.

Снимали из-за технических недочетов, не было ни одного случая, когда кандидат скрыл бы информацию, утверждает руководитель юридической службы КПРФ Вадим Соловьев. Например, выяснилось, что в соответствующих разделах справки об отсутствии иностранного имущества или счетов нужно было ставить нули, а кандидаты ставили прочерки либо не заверяли своей подписью каждый лист. Решения о снятии принимались исходя из политической конъюнктуры, уверен Соловьев.

Внятных разъяснений о том, как заполнять справки, не было, комиссии трактовали правила так, как им хочется, согласна секретарь исполкома «Гражданской платформы» Ксения Зеленцова. Были случаи, когда они закрывали глаза на отсутствие справок, а в других случаях снимали за прочерки вместо нулей, негодует она.

По данным Ивлева, 318 кандидатов были сняты с регистрации судом по искам других партий. Избиркомы сделали все, чтобы кандидаты участвовали в выборах, но судебная система — это совсем другая история, разводит руками зампред ЦИК.

Очевиден тренд: на выборы пускали всех, а потом, ориентируясь на ход кампании, снимали самых опасных для власти конкурентов, считает Соловьев из КПРФ.

Отфильтровать

Одной из главных технологий, позволяющей властям влиять на исход губернаторских выборов, стал муниципальный фильтр, констатировала в финале кампании Minchenko Consulting. Муниципальный фильтр — обязанность кандидата собрать подписи местных депутатов за свое выдвижение — был введен в 2012 г. и впервые опробован на выборах той же осенью. Тогда его не сумели преодолеть даже некоторые кандидаты в губернаторы от парламентских партий, в том числе в Новгороде — коммунисты. После ряда скандалов группа думских коммунистов и эсеров обратилась в Конституционный суд, заявив, что фильтр фактически вынуждает оппозицию просить разрешения на участие в выборах у властей, но суд не нашел нарушений Основного закона. В этом году минимальный фильтр — 6% депутатов — установлен в Москве, в трех из восьми выборных регионов он максимальный — 10%.

Кандидат от власти, влияя на депутатов, может выбирать соперников по своему усмотрению, отсекая опасных конкурентов, регистрацию получают кандидаты, согласные играть «договорной матч», делает вывод Minchenko Consulting.

Эксперты кудринского Комитета гражданских инициатив напоминают, что в Москве не сумел собрать подписи муниципальных депутатов председатель партии «Альянс зеленых» Глеб Фетисов, у которого был финансовый ресурс для участия в выборах мэра, а выдвиженец партии «Гражданская платформа» в Забайкальском крае Алексей Кошелев хотя и собрал подписи без помощи властей, все равно не был зарегистрирован: часть подписавшихся за него муниципалов одновременно поддержали другого кандидата, что запрещено законом. Сторонники Кошелева уверены, что власти намеренно дублировали подписи.

В такой же ситуации оказался другой выдвиженец «Гражданской платформы» — Александр Филиппов во Владимирской области. А все потому, что закон не позволяет кандидату заранее узнать, не подписался ли поддержавший его депутат за кого-нибудь раньше, указывают эксперты Комитета гражданских инициатив.

В двух ключевых регионах, Москве и Московской области, к губернаторским выборам были допущены представители внесистемной оппозиции — Алексей Навальный и Геннадий Гудков. Но только потому, что помочь им в сборе подписей призвали исполняющие обязанности глав регионов Сергей Собянин и Андрей Воробьев (не без санкции Кремля, конечно).

Ни один из шести зарегистрированных кандидатов в мэры Москвы не обошелся при сборе подписей без помощи единороссов, доминирующих в муниципальных собраниях города, говорилось в июльском исследовании движения «Голос» (см. рисунки). Реальный ресурс для сбора подписей был лишь у Собянина и кандидата от КПРФ Ивана Мельникова, остальные участвовали в выборах с позволения властей — и это еще одно свидетельство несостоятельности фильтра, говорил «Ведомостям» замруководителя движения Григорий Мельконьянц. Муниципальный фильтр способствует тому, что в большинстве регионов предвыборная борьба лишь имитируется, считает Minchenko Consulting.

В ЦИК при этом муниципальным фильтром довольны: он «доказал свою эффективность», заявлял зампред Ивлев.

Minchenko Consulting предлагает снизить до минимума или отменить барьер для партий, представленных в региональном или федеральном парламенте, сохранив его для остальных — чтобы осложнить жизнь кандидатам-спойлерам. Другие эксперты выступают за полную отмену фильтра: в нынешнем виде он фактически непреодолим и доказал лишь свою недемократичность, говорится в докладе кудринского комитета.

Завести дело

Важную роль в кампании-2013 играли правоохранительные органы. В некоторых случаях именно от них зависела судьба кандидатов.

Мэра Ярославля Евгения Урлашова, пользовавшегося поддержкой горожан, арестовали по обвинению во взяточничестве на следующий день после того, как он объявил, что возглавит на региональных выборах список «Гражданской платформы». Ранее мэру предлагали возглавить список единороссов.

Навального, приговоренного Ленинским судом города Кирова к пяти годам лишения свободы за организацию хищения леса, отпустили на выборы решением вышестоящей инстанции: прокурор написал представление об отсутствии необходимости немедленного заключения Навального под стражу. А позже сотрудники МВД и МЧС участвовали в громкой акции по разоблачению «теневого штаба Навального» — вскрытии квартиры, где находились агитационные материалы.

Активную кампанию правоохранительные органы ведут против Ройзмана, завоевавшего себе популярность благодаря работе фонда «Город без наркотиков». У властей и раньше возникали претензии к этому фонду: в 2012 г. были возбуждены уголовные дела в связи со смертью одной пациентки фонда и жалобами на побои от двух других. Летом 2012 г. проблемы возникли у самого кандидата. Прокуратура Свердловской области пообещала проверить изложенные в передаче «Момент истины» сведения о связях Ройзмана с «этнической преступностью». После этого в компании Ройзмана «Ювелирный дом» прошли обыски. Против подруги Ройзмана — теперь уже бывшего главного редактора интернет-издания Ura.ru Аксаны Пановой — расследуется дело о вымогательстве.

Сорвать агитацию

Даже в Москве, где мэрия подчеркнуто декларировала открытый и конкурентный характер кампании, кандидаты от оппозиции столкнулись с проблемами в агитации. Управы, префектуры и эксплуатационные компании получили от мэрии указание снимать агитационные материалы, размещенные не в «специально отведенных местах». В реальности, убеждены в штабе КПРФ, это распоряжение было истолковано коммунальными службами как требование убирать с улиц города любую агитацию, не особенно разбираясь, законная она или нет: объявления о встречах с кандидатом, листовки, баннеры, которые висят на балконах. Полиция практически ежедневно задерживала активистов КПРФ, раздающих брошюры, календарики, буклеты с программой кандидата от КПРФ, рассказывал «Ведомостям» депутат-коммунист Валерий Рашкин.

Навальный столкнулся не только с тем, что коммунальные службы демонтировали агитационные баннеры, которые его сторонники вывешивали на собственных балконах (как выяснилось, это нарушает требования к виду фасадов), но и с отказом рекламодателей размещать его материалы. От исполнения соглашений по размещению рекламы под разными предлогами практически одновременно отказались сеть «Одноклассники» и радиостанция «Авторадио», внезапно оказались заняты и билборды, зарезервированные под агитацию Навального.

Тем не менее по частоте упоминаний в СМИ Навальный в конце кампании сумел обогнать Собянина (см. рисунки). Но не на телевидении, конечно: федеральные телеканалы рассказывали о Собянине больше, чем о любом из других кандидатов, — в ходе обычного «информирования граждан» о работе московских властей. Остальные получили по 30 минут бесплатного эфира на городских телеканалах «Москва 24» и «Доверие».

В последнюю неделю перед выборами около 2 млн москвичей — если считать по заявленному тиражу агитматериалов — получили от Собянина письма с приглашением проголосовать за него, а пожилым людям городские власти начали раздавать продуктовые наборы — в связи с празднованием Дня города. В день тишины, совпавший с Днем Москвы, Собянин поучаствовал в торжествах на Красной площади вместе с Патриархом Кириллом. На президента Владимира Путина еще до этого пожаловались коммунисты: он объявил, что Собянина поддерживает более 60% москвичей, в ту неделю, когда закон запрещает обнародовать рейтинги и прогнозы.

За неделю до выборов команда мэра перешла к традиционным приемам лужковских времен — раздаче подарков, адресным рассылкам, составлению больших списков желающих проголосовать на дому: сказались напряжение и боязнь второго тура, считает эксперт кудринского комитета Александр Кынев. В Москве, как и во многих других регионах, страхи власти оказались сильнее, чем приверженность кремлевской стратегии свободных и легитимных выборов.

Анастасия Кореня, Светлана Бочарова

Источник: КПРФ.ру
Код для вставки в блог: