Санкт-Петербургское городское отделение Коммунистической партии Российской Федерации

"Историческая ответственность русских пролетариев за судьбу многонациональной России"

Редакция сайта по многочисленным просьбам представляет доклад члена ЦК КПРФ Ю.П.Белова, на партийном активе Санкт-Петербургского городского отделения КПРФ 26 ноября 2013 года. 

Историческая ответственность русских пролетариев

за судьбу многонациональной России


Я поведу речь об исторической ответственности русских пролетариев за судьбу многонациональной России

Вначале немного истории.


I. Непреложны две истины в истории России: первая – Россия есть великая и уникальная многонациональная историческая общность людей; вторая – ее государствообразующим стержнем является русская нация, сегодня большинство народа России – это русское большинство.

Данные истины неоспоримы. Но выводы из их осмысления делаются разные. Одни утверждают: от того, как будет чувствовать себя, прежде всего, социально и нравственно-духовно, русское большинство, зависит самочувствие всех наций России. Отсюда и вывод: обеспечьте русскому большинству нормальное самочувствие, и национальный вопрос в нашем общем Отечестве будет решен.

Другие полагают, что от самочувствия всей российской многонациональной общности, то есть каждого из народов, входящих в народ России, зависит и самочувствие русского народа. Иначе говоря, если социально, политически и культурно угнетены все нации великой страны, то в их числе угнетено социально, политически и культурно и русское большинство.

Можно ли вырвать русских из всей общероссийской общности? Никоим образом. Этого никогда не было в отечественной истории. Русский народ – народ государствообразующий, но данная его роль никогда не давала ему каких-либо привилегий по сравнению с другими нациями, а лишь определяла его историческую ответственность за судьбу всех народов России, вплоть до самого малого. Русский народ никогда не был народом-господином. Никогда в России не было метрополии, населенной государствообразующей нацией, и колоний, населенных порабощенными народами и нациями. У нас – русских, татар, евреев, калмыков, чеченцев – есть то, чего не было в колониальных империях Великобритании, Франции – единство исторической судьбы. Отсюда русский вопрос – это не вопрос судьбы лишь русской нации, а вопрос судьбы всей многонациональной России. Правильным будет сказать, что это вопрос исторической ответственности русского народа, собравшего вокруг себя 160 иных народов, за судьбу всей многоязычной страны.

Не случайно удары страшной силы наносятся врагами нашего общего Отечества по русскому сознанию и самосознанию, по русской культуре, по исторической, в особенности советской, памяти русских. Делается это с одной целью: лишить русский народ понимания его ответственности за судьбу исторической России, сформировать у него комплекс исторической неполноценности и, главное, оторвать его придавленное национальное сознание от его вызревающего классового сознания.

Именно классовое сознание, отражающее отношения классов российского общества, определяет и отношения его наций, поскольку последние состоят из классов. Реставрация капитализма в России привела к образованию классов, интересы которых прямо противоположны: класс пролетариата и класс крупных капиталистов-олигархов с их высокооплачиваемой челядью. Между ними находится класс мелкой буржуазии (мелких частных предпринимателей), давимый и разоряемый крупным капиталом и потому постоянно пополняющий ряды пролетариата. Отношения всех названных классов определяют судьбу нации.

Пролетарское большинство, то есть большинство неимущих, добывающих средства к существованию продажей своей рабочей силы капиталу, и ни прямо, ни опосредованно не участвующих в присвоении прибавочной собственности. Это большинство и образует преобладающее большинство каждый нации, что верно и в отношении русской нации. Но не оно, это большинство, определяет сегодня ее жизнь и судьбу. Русская нация, равно как и иные нации, находится во власти ничтожного меньшинства – во власти крупного олигархического капитала. Его цель не только экономически и политически, но и культурно, нравственно-духовно подчинить себе ведущую русскую нацию, сделать ее безвольной, легко управляемой. Иначе говоря, сделать ее буржуазной, исповедующей угодные капиталу нормы и ценности буржуазной жизни.

Октябрьский пленум ЦК КПРФ прямо и четко поставил русский вопрос как национальный вопрос всей России: от того, какой класс станет ведущей силой русской нации – пролетариат или буржуазия – зависит ее судьба, а значит, и судьба всех наций российского общества. Будут ли русская нация и другие нации великой страны социалистическими, то есть свободными от всякой эксплуатации человека человеком, как это было в СССР, или они станут окончательно буржуазными, находящимися в полной зависимости от крупного капитала, сдавшего Россию под управление империалистического Запада – в этом состоит суть национального вопроса. Вне борьбы пролетариата с капиталом он не может быть решен. Сквозь призму классовой борьбы труда и капитала надлежит рассматривать все частные вопросы межнациональных отношений в России, такие как «неуправляемая» миграция и тому подобные.

Пока пролетарское большинство русской нации не осознает себя ее ведущей силой, не поймет, что именно оно, это большинство, несет историческую ответственность за всю многонациональную Россию, пока оно не противопоставит буржуазному национализму свой пролетарский интернационализм, межнациональные столкновения будут сотрясать страну и вести ее к распаду. Таков главный вывод Октябрьского пленума ЦК КПРФ.


II. Пленум актуализировал марксистско-ленинское положение о том, что борьба пролетариата за освобождение труда есть борьба за уничтожение частной собственности, так как собственность, по Марксу и Энгельсу, есть распоряжение чужой рабочей силой; что с ликвидацией частной собственности и связанной с ней конкуренции на рынке труда произойдет освобождение наций от ига капитала, исчезнет национальная рознь.

Освобождение труда и освобождение наций есть суть одно. Классовые противоречия порождают межнациональные противоречия. Социальная рознь ведет к национальной розни, а не наоборот.

Капитал с момента установления своего политического, экономического и идеологического господства использует национализм – эту идеологию исключительности, избранности той или иной нации по сравнению с другими для прикрытия противоречия между им, капиталом, и трудом, для затемнения классового сознания пролетариев.

Это делается и сейчас, когда национальным бедствием российского общества стала якобы неуправляемая, а на самом деле хорошо и скрытно управляемая миграция населения с Северного Кавказа и из Средней Азии в русские регионы России, в Москву и Санкт-Петербург в первую очередь. Крупному капиталу необходима максимальная прибыль любой ценой, для чего он обостряет конкуренцию на рынке труда – использует, точнее, нещадно эксплуатирует многомиллионную армию мигрантов с более дешевой рабочей силой, нежели у русских пролетариев. Эта армия в социально-бытовом плане низведена до положения полу-рабов: мизерная и нерегулярно выдаваемая зарплата, изъятие паспортов работодателями, антисанитария в быту с отсутствием медицинской помощи. К тому же, эта армия неимущих оказывается во власти буржуазной верхушки этнических общин, настраивающей своих соплеменников на духовно-культурную изоляцию от коренного русского населения, на отвержение русской культуры.

Обратим особое внимание на то, что в потоке массовой миграции, наряду с мигрантами-пролетариями, устремились в русские регионы мигранты-буржуа со своей многочисленной торгашеской обслугой. Не без ведома местной и центральной власти – подчеркнем это – они оккупировали многие территории в сфере торговли и услуг. А крышуют их этнические преступные группировки, о коих хорошо известно той же местной и центральной власти. Это что касается миграции из Средней Азии – преимущественно из Узбекистана и Таджикистана. Что примечательно, пролетарская масса мигрантов из этих стран СНГ оказывается нередко в зависимости от выходцев из более развитого буржуазного Азербайджана. Российский рынок труда уже делится на сферы влияния.

Что же касается внутренней миграции – мигрантов из Чечни и Дагестана, то неимущих пролетариев среди них не так много. Зато хватает представителей чеченского и дагестанского криминального капитала. Они укореняются в русских регионах, подкупая вороватую местную власть, и ведут себя как феодалы-завоеватели. По ним никак нельзя судить о тружениках Кавказа, столь же неимущих, как и русские труженики.

Кто же является виновником жестокой конкуренции на рынке труда, в результате которой из сферы трудовой деятельности вытесняются русские пролетарии, а их место занимают пролетарии-мигранты, готовые для спасения себя и своей семьи от голода за гроши продавать свою рабочую силу? Виновником столкновения русских и иных пролетариев является российский капитал и прячущийся за его спиной, но еще более жестокий иностранный капитал. Но не на них акцентировано внимание униженных и оскорбленных неимущих русских тружеников, а на себе подобных, ищущих в России заработка, чтобы выжить. Капитал, породивший противоречие между ними, остается безнаказанным. Стоящее на страже его интересов государство обходит стороной данный вопиющий факт и представляет обострившийся донельзя конфликт на рынке труда как столкновение различных национальных культур. Призывает к толерантности, оставляя в тени хищническую природу капитализма. Нет ничего более хищнического, чем натравливание людей труда друг на друга во имя извлечения максимальной прибыли. На это нужно обращать главное внимание в нашей партийной пропаганде.

Буржуазное государство начинает хоть как-то поневоле реагировать, когда дело доходит до русского бунта, что становится вынужденным средством самозащиты простого русского человека, брошенного властью на произвол судьбы. Так было после волнений русского населения в Кондопоге, Сагре, Пугачеве, Бирюлеве.

Но в отличие от государства, безразличного к нуждам русских трудящихся, быстро дает о себе знать русский национализм, возбуждаемый так называемыми друзьями русского народа – Жириновским и ему подобными. Капиталу это на руку: национализм отводит от него внимание и перемещает его в сторону мигрантов, всех без разбора, кто из них беден, а кто богат. У националистов все они враги России. Не без незримой помощи того же капитала подогреваются националистические настроения среди русских. Они выплескиваются на русских маршах: «Россия для русских!», «Русские идут!», «Нам не нужен Кавказ, обойдемся без него!», «Мигрантов – вон из России!».

Что примечательно, Навальный – этот ставленник финансового капитала США – приветствует русские марши и участвует в них. А на Болотной площади стояли вместе и выступали с одной трибуны русские националисты и либералы-западники. Случайно ли? Конечно же, нет. И националисты, и либералы против возрождения исторической России, что была в границах СССР. И те, и другие против воссоздания Союзного государства. Тем самым, казалось бы, непримиримые противники оказываются заодно с геостратегами имперского Запада, видящими в своих планах расчлененную Россию.

Октябрьский пленум ЦК еще раз заявил историческую задачу КПРФ – всеми силами добиваться воссоздания Союзного государства на социалистической основе и по доброй воле народов бывших союзных республик. Ее решение требует пролетарского интернационализма – единства действий пролетариев стран СНГ, единства действий их коммунистических партий, входящих в СКП-КПСС. Союз компартий бывших союзных республик является сегодня Коммунистическим интернационалом.


III. Только ленивый политик не хватается ныне за русский вопрос, не клянется в любви к русскому народу, не поднимает на щит русский патриотизм. Но различна классовая природа этого патриотизма у пролетарской КПРФ и буржуазной «Единой России». ЛДПР и «Справедливая Россия» - это лишь дочерние образования последней.

Ошибается тот, кто считает, что «Единая России» вот-вот прикажет долго жить, и ее заменит общероссийский народный фронт. Если это и произойдет, то будет лишь сменой вывески, но не сути. Суть же заключается в имитации русского патриотизма, в спекулятивном использовании идей державности, сильной государственности и национального единства, дабы превратить их в охранные грамоты крупного капитала.

Сегодня мы являемся свидетелями того, как Путиным и его командой усердно эксплуатируется идея национального единства, единства власти и народа, а по сути – единства труда и капитала. Для достижения видимости названного единства в Москве открыта выставка, посвященная 400-летию династии Романовых, планируется ее демонстрация во многих городах России. Во имя национального единства осуществляется и пиар-акция пронесения олимпийского огня по городам и весям громадной страны (олимпиада в Сочи рекламируется как событие общенациональной значимости, чтобы прикрыть общенациональный кризис). Да и концепция нового учебника по отечественной истории представлена как стремление власти к национальному примирению.

За идеей национального единства наивные русские патриоты типа Проханова, видящие в Путине русского мессию, прячут свою попытку во что бы то ни стало соединить несоединимые противоположности – пролетариат России, чью рабочую силу, а значит и его самого, превратили в товар на рынке труда, и олигархический капитал, торгующий национальным богатством.

Что примечательно, на наших глазах разыгрывается противостояние между «государственником-патриотом» Путиным и либералом-космополитом Медведевым. Первый стараниями все тех же патриотов представлен носителем идеи державности, имперскости, как любит говорить Проханов. Носителем русской цивилизации. Ну а второй – проводником идей и политики растленного Запада.

В последнем романе Проханова «Время золотое» Путин выведен в образе Федора Чегоданова – президента России, идущего на выборы на второй президентский срок. Выборы проходят после митингов на Болотной площади. Рейтинг Чегоданова падает. В этот критический момент некий Бекетов – друг Чегоданова вдохновляет его на победу такими словами:

- Ты должен верить в свое предназначение. Чувствовать свое мессианство… Почему тебя ненавидит Америка? Почему тебя проклинает либеральный Запад? Почему тебя травят российские либералы, возводя на тебя хулу? Тебе выносят смертные приговоры кавказские сепаратисты. За тебя молятся в монастырях и приходах. Тебя славят русские патриоты. За тебя голосуют нищие крестьяне в разоренных селеньях. Кто ты такой, Федор Чегоданов, живущий среди вспышек обожания и ненависти? Ты – воссоздатель великого Государства Российского. Для этого тебя создал Господь… Ты больше чем президент. Больше чем вождь и лидер. Ты – помазанник».

Вот как внушается массовому сознанию мысль о Путине как спасителе России. Выведен в романе Проханова и образ Медведева, понятно, под иной фамилией. Нетрудно догадаться как представлен этот образ.

Разыгрываемая ныне драма борьбы не на жизнь, а на смерть «русского государственника» с прозападным либералом рассчитана на отвлечение масс от кризисного состоянии страны, от неизбежности, рано или поздно, противостояния пролетарского большинства буржуазному меньшинству.

Борьба между Путиным и Медведевым – борьба двух олигархических кланов за власть. Двух кланов одного господствующего в России класса крупного капитала. Увы, доверчив русский человек. Он уже был заложником мистификации борьбы за его интересы, когда в смертельной схватке сошлись Горбачев и Ельцин. В отличие от последних Путин с Медведевым договорятся, если возникнет угроза буржуазной диктатуре в России или будет на то воля мирового капитала.


IV. Люди, говорил Ленин, будут глупенькими жертвами обмана и самообмана в политике, если они за различного рода философскими, политическими, нравственными фразами и заявлениями не научатся разыскивать интересы тех или иных классов.

В докладе Г.А.Зюганова на Октябрьском пленуме ЦК партии мы видим, как классовый подход к русскому вопросу позволил докладчику обнажить лицемерие и ложь в архирусских, архипатриотических речах многочисленных охранителей правящего режима. Фраз и клятвенных заверений в верности интересам русского народа у них в избытке, но ни слова об интересах его трудящегося большинства – пролетариата России. Лишь только КПРФ и ее лидер ведут речь о пролетарской сущности русского вопроса, о пролетарском интернационализме, без которого не сохранить и не укрепить исторически сложившейся дружбы народов нашего Отечества.

Лишь только КПРФ заявляет российскому обществу, что бедственное положение русского народа, как и всех народов России, никак не изменится, если не будут национализированы основные отрасли производства, транспорт, система связи и банковская система, если не будет ликвидирована частная собственность на землю. Иными словами, если не будет национализирована собственность крупного капитала. О мелкой собственности речи не идет. Требование национализации олигархической собственности – главное в Антикризисной программе КПРФ. Его выполнение наша партия рассматривает как необходимое условие для решения национального вопроса в России, русского в первую очередь.

Уже не первый год мы пропагандируем нашу Антикризисную программу, но вынуждены признать – она не вошла в сознание большей части российского пролетариата. Лишь весьма малая его часть восприняла эту программу как свою. Пока еще пролетарии России, русские пролетарии прежде всего, не осознали себя как класс, как силу, могущую уничтожить диктатуру капитала. Забастовки рабочих, а они проходят, протестные митинги и пикеты, коллективные голодовки – эта крайняя мера защиты человеческого достоинства – все это происходит в России. Но происходит разрозненно, не сливается в мощный поток пролетарской борьбы.

Пролетариат России – это громадная армия наемных работников, добывающих средства к существованию в сфере умственного и физического труда. Она насчитывает 63 млн человек, из них 37 млн – промышленный пролетариат. Но российский пролетариат пока еще – вещь в себе. Его классовое сознание не назовешь зрелым и развитым. Еще нет осознания единства интересов вузовского работника, врача, учителя и рабочего индустриального производства. Причин тому много и все они существенны.

Назовем основные, на наш взгляд.

Прежде всего, медленное развитие политического сознания российского рабочего класса объясняется тем, что с варварской деиндустриализацией он лишился своего культурного, интеллектуально зрелого авангарда – десять миллионов высококвалифицированных рабочих оказались за воротами предприятий в первые же годы «реформ».

Злую шутку сыграла с рабочим классом живучесть до недавнего времени сознания советского рабочего, в котором классовая борьба была понятием абстрактным ввиду отсутствия в советском обществе антагонистических классовых противоречий.

Серьезным препятствием на пути осознания пролетарием своего классового интереса явилась мелкособственническая стихия, что с начала 90-х захлестнула все общество. Вспомним телевизионного Леню Голубкова и триумф МММ. Мещанство, потребительство (а о них речь) культивируются в России все последние двадцать лет. Они заполонили и пролетарскую среду.

И, конечно же, внесли свою лепту в формирование политической инертности рабочего класса идеологи и пропагандисты социального партнерства труда и капитала. А ныне к ним присоединись идеологи и пропагандисты национального единства рабочих и работодателей во имя, так сказать, защиты национальной идентичности.

Не остался в стороне и национализм, никогда не присущий русскому народу, а в наши дни искусственно возбуждаемый у русского труженика с оскорбленным чувством его национального достоинства. Справедливости ради скажем, что русский национализм имеет и объективную основу: он является болезненной реакцией на русофобию, которой полны средства массовой информации. Он также является ответной реакцией на местный национализм в Татарстане, Башкортостане и других национальных образованиях, а также на агрессивный национализм мигрантов с Северного Кавказа. Но как любой национализм, русский национализм ведет в тупик, к взаимной кровавой ненависти. Как и любой другой, он ничем не может быть оправдан, ибо льет воду на мельницу капитала с его политикой «разделяй и властвуй».

В множестве причин неразвитости классового сознания пролетариев, в особенности русских, поскольку они определяют все в рабочем классе России, выделим самую важную для нас. Это будет недостаточная, а где и откровенно слабая работа партии по внесению социалистического сознания в пролетарские массы. Данная причина была названа Октябрьским пленумом ЦК и пленум поставил пред партией задачу усиления ее влияния среди рабочих.

Если попытаться обобщить все сказанное на пленуме относительно решения данной задачи, то можно выстроить ряд первоочередных мер.

Прежде всего это:

- активное вовлечение в наши партийные ряды людей производства – пролетариев умственного и физического труда, в первую очередь промышленных рабочих, образующих ядро всего пролетариата. Их в КПРФ немного – 12%. В Санкт-Петербургской организации и того меньше – около 10%. Наша партия должна быть пролетарской не только по ее идеологии, но и социальному ее составу, что не означает ограничения приема в ее ряды товарищей из других социальных групп;

- усиление акцента в нашей пропаганде на рабочей теме, выдвижение ее на передний план, а также ее конкретизация материалом о положении пролетариев в городе, районе, области, крае, в республике. У нас – о положении рабочего класса Санкт-Петербурга и Ленинградской области. В наших листовках, а о них стоит вспомнить, необходимо оперативно откликаться на каждый факт произвола власти и собственников предприятий и учреждений в отношении наемных рабочих, в том числе и мигрантов;

- пропаганда пролетарского интернационализма, немедленное освещение в нашей печати, интернете каждого факта классовой солидарности рабочих, их моральная, юридическая, а по возможности и материальная поддержка в случае забастовки;

- разоблачение классовой сущности идеи социального партнерства работников и работодателей, их мнимого национального единства;

- усиление нашего влияния в профсоюзах, не только в независимых, но и буржуазных. Нам нужно входить в них, руководствуясь ленинским требованием: «Работать там, где есть масса»;

- непрерывная пропаганда Антикризисной программы КПРФ в рабочей среде, в особенности ее требования национализации олигархической собственности. При этом обязательно нужно характеризовать данную национализацию как условие решения в России национального вопроса. С национализацией ослабнет, а затем и исчезнет конкуренция на рынке труда, обостряющая национальные отношения;

- пропаганда идеи о пролетариате как ведущем классе нации.

Пленум еще раз напомнил коммунистам о необходимости единства классовой и национально-освободительной борьбы, из чего вытекает и необходимость для русских пролетариев, являющихся ведущим отрядом рабочего класса России, осознать свою историческую ответственность за судьбу многонациональной страны. Осознать реальностью угрозы превращения России в полу-колонию, в сырьевую базу мирового капитала. Классовая борьба в единстве с борьбой национально-освободительной обязывает нас – пролетарскую партию – определиться в выборе союзников. Наш традиционный союзник – полупролетарское крестьянство. Союзником может быть, что нужно всерьез осмыслить, и малый бизнес, мелкое частное предпринимательство, охватывающее около 15 млн человек, и страдающее от налогового пресса буржуазного государства. А в еще большей степени – от катка монополий крупного капитала на рынке товаров. Многие мелкие предприниматели – потенциальные пролетарии, поскольку постоянно находятся под угрозой разорения.

Один раз, случилось это в конце 80-х годов минувшего века, коммунисты России, находившиеся тогда в рядах правящей КПСС, лишились доверия рабочего класса. Их партийная верхушка предала страну и дело рабочего класса – дело социализма. Мы с большим трудом восстанавливаем это доверие. И нам говорят, да и мы себе говорим: чтобы вернуть доверие рабочих, надо поступать так, как поступали большевики, отведшие угрозу национальной катастрофы России.

Но большевики за дело рабочего класса шли в ссылку, в далекое Шушенское и суровый Туруханский край. Шли в тюрьмы, на каторгу и под пули. Современная история пока не требует от нас такого самопожертвования. Однако это не означает, что она не требует никакого самопожертвования.

КПРФ не является первопроходцем в постановке вопроса об ответственности русских рабочих (читайте – и их партии) за судьбу России. Первым названный вопрос поставил Ленин в начале ХХ века. Определив тогда Отечество как данную политическую, культурную и социальную среду, он особо выделил ту мысль, что Отечество «является самым могущественным фактором в классовой борьбе пролетариата». И заключил: «Пролетариат не может относиться безразлично и равнодушно к политическим, социальным и культурным условиям своей борьбы, следовательно, ему не могут быть безразличны и судьбы его страны».

Наша задача состоит в том, чтобы, следуя Ленину, донести до сознания русских пролетариев, пролетариев всех наций России ту истину, что борьба за социализм есть борьба за наше общее Отечество. Его предстоит отвоевать у капитала российского и международного. Только тогда рабочий класс, весь трудовой народ обретет свое Отечество – социалистическое.

 

Белов Ю.П.

Код для вставки в блог: