Санкт-Петербургское городское отделение Коммунистической партии Российской Федерации

Газета «Правда». Союз дружбы народов и взаимной поддержки

В политике Советской власти особое значение придавалось национальному вопросу. Советский Союз строился не как колониальная система, а как общество, которое базировалось на ленинских идеях пролетарского интернационализма. 

Они предполагали признание важности национального вопроса как составной части проблемы преобразования общества на социалистических началах; последовательный демократизм в подходе к национальным отношениям; признание подчинённого значения национального вопроса, безусловного приоритета борьбы рабочего класса и всех трудящихся за социализм; признание преимуществ крупных централизованных государств. Классовый подход к оценке явлений общественной жизни был, есть и будет до тех пор, пока будут классы, а значит, их интересы. Те силы, которые сегодня шельмуют принцип классового подхода, преследуют свой классовый интерес.

В Российской империи было 40 бесписьменных народов, а печатная продукция издавалась лишь на 19 языках. Среди некоторых народов, например, ханты и манси, не было ни одного грамотного человека. Целые пласты национальной и тем более мировой культуры оставались недосягаемыми для народных масс.

У народов Российской империи, как правило, не было своей государственности (её имели только Польша и Финляндия). Территория страны делилась на 81 губернию. Российская империя имела официальных вассалов — Бухарское и Хивинское ханства и протекторат — Урянхайский край (ныне Республика Тыва).

Демократизм Советской власти в национальном вопросе сразу же после революции привёл к возникновению национальной государственности десятков народов бывшей Российской империи и добровольному сплочению их вокруг русского народа, к образованию Союза ССР. Процесс объединения народов был обусловлен как интернационалистской природой Советской власти, так и экономическими и культурными связями, сложившимися в стране на протяжении веков.

Конкретная программа ликвидации фактического неравенства народов нашей страны была разработана в решениях X и ХII съездов РКП(б). Главную роль в решении этой важнейшей проблемы партия отводила русскому рабочему классу. Его помощь ранее отсталым народам страны проявлялась прежде всего в создании промышленных очагов в национальных районах с максимальным привлечением местного населения. Уже в 1921 году по постановлению Совнаркома РСФСР из Центральной России ряд фабрик был перемещён в Азербайджан, Армению, Грузию, Дагестан, Казахстан, Туркестан, Хорезм, Бухару. Из крупнейших городов РСФСР в национальные республики направлялись русские учёные, специалисты и квалифицированные рабочие, учителя, медицинские работники. Они помогали готовить национальные кадры, создавать промышленные очаги, научные и культурные учреждения.

Большую помощь трудящиеся России оказывали в восстановлении промышленности и сельского хозяйства Украины. ВСНХ РСФСР финансировал промышленные предприятия УССР наравне с крупной промышленностью РСФСР.

Серьёзную помощь в подъёме народного хозяйства получала Советская Белоруссия. В декабре 1921 года Президиум ВСНХ предоставил ей 20 млрд. рублей, из них половину — деньгами, половину — сырьём и оборудованием. Трудовое крестьянство Белоруссии получило от РСФСР семенное зерно.

На основе последовательного проведения ленинской национальной политики в республиках была создана индустриальная база. Особенно высокими темпами развивалась крупная промышленность. Так, по сравнению с 1913 годом производство продукции тяжёлой промышленности к 1940 году выросло на Украине в 10 раз, в Белоруссии — в 14 раз, в Азербайджане — в 6,8 раза, в Грузии — в 27 раз, в Узбекистане — в 7,6 раза, в Казахстане — в 20 раз.

За десятилетия развития единого народнохозяйственного комплекса Союза ССР экономика каждой из входивших в него республик стала его органической частью. По данным межотраслевого баланса, составленного в 1987 году по 104 отраслям, РСФСР вывозила в союзные республики продукцию 102, а ввозила продукцию 104 отраслей. За счёт этого ввоза республика удовлетворяла свои потребности в продукции машиностроения на 23%, чёрной и цветной металлургии — более чем на треть, химической и лёгкой промышленности — примерно на четверть. Полностью за счёт ввоза из других республик Союза покрывались потребности в магистральных тепловозах, вагонах электропоездов, кукурузо- и свеклоуборочных комбайнах, хлопке, многих видах комплектующих изделий, выпускаемых предприятиями, не имевшими аналогов в РСФСР.

Украинская ССР за счёт собственных ресурсов практически полностью покрывала потребности в электроэнергии, угле, цементе, сахаре, мясомолочной и комбикормовой продукции, хлебобулочных, макаронных и многих других изделиях. По отдельным видам производимой продукции она занимала монопольное положение в стране. В УССР, например, производилась значительная часть магистральных тепловозов, был сосредоточен весь выпуск кукурузоуборочных комбайнов. Но здесь велика была зависимость от предприятий других союзных республик, в частности, от поставок электрооборудования, силовых двигателей, радиотехнических изделий из Алтайского края, Брянска, Владимира, Калуги, Оренбургской области и т.д.

Недостающую для нормального функционирования народного хозяйства и обеспечения потребностей населения часть ресурсов УССР восполняла в обмен на вывоз за свои пределы шестой части производимого ею общественного продукта. За счёт ввоза полностью удовлетворялась потребность в каучуке, на 60—80% — в нефти, цветных металлах, станках, инструменте, автомобилях, химических волокнах и нитях, парфюмерно-косметических изделиях, на 40—50% — в лесоматериалах, целлюлозно-бумажной, текстильной, медицинской продукции, электротехнических и кабельных изделиях. Республика имела «минус» в экспортно-импортных операциях, потребляя из-за рубежа продукции на 13,43 млрд. рублей, а поставляя по экспорту лишь на 6,88 млрд. рублей. Эти «ножницы» покрывал Союз.

Немаловажную роль РСФСР играла и в формировании ресурсов потребительского рынка УССР. Например, РСФСР ввозила на Украину три четверти рыбы и рыбопродуктов. Но и встречные потоки продукции составляли 40% межреспубликанского ввоза в РСФСР. Речь идёт о чёрных металлах, сахаре, тракторах, сельхозтехнике, радиоэлектронной продукции, автомобилях и запасных частях к ним. В экономических связях Украинской ССР и РСФСР участвовали практически все отрасли промышленности.

В общем объёме ввоза продукции в Белорусскую ССР на РСФСР приходилось 64%, примерно столько же своей продукции Белоруссия вывозила в РСФСР. Из РСФСР в БССР поступали нефть, природный газ, каменный уголь, прокат чёрных металлов, цветные металлы, деловая древесина и пиломатериалы, химическая продукция и сырьё для химической промышленности, цемент, машины и оборудование, рыба и рыбные продукты, овощи, товары народного потребления. Встречным маршрутом ввозились грузовые автомобили, тракторы, тракторные прицепы, пассажирские лифты, металлорежущие станки, подшипники, электродвигатели, средства вычислительной техники и запчасти к ним, минеральные удобрения, химическая продукция, искусственные и синтетические нити и волокна, шины, льноволокно, картофель, мясная и молочная продукция, товары народного потребления.

Власть в Советском Союзе была организована на нескольких взаимосвязанных и взаимодействовавших уровнях. Высшие центральные политические институты, высшие государственные учреждения и организации, их руководящие органы образовывали управленческий макроуровень. Средним уровнем выступали органы власти, аппараты и учреждения союзных республик, краёв и областей, крупных городов. А микроуровнем являлась власть в городах, городских и сельских районах, посёлках, сёлах, в коллективах предприятий, учреждений, колхозов, совхозов. Как известно, концепция консоциальной демократии (демократии согласия) исходит из того, что в этнически разделённых обществах должна действовать целая система мер и механизмов, которая позволяла бы даже небольшим группам занимать своё место в управлении.

В Советском Союзе взаимоотношения Центра и республик были всепроникающими, пронизывающими всю ткань единого общесоюзного организма. В газетных и околонаучных кругах стало расхожим клише о «суперцентрализации», «сверхцентрализации» в СССР. Безусловно, вопрос о характере суверенитета в федеративном государстве сложный. Но в СССР до «горбостройки» достаточно хорошо было отлажено взаимодействие «Москвы» и республик, тем более что республики и составляли «Москву».

Александр Молчанов, доктор исторических наук, профессор, лауреат Ленинской премии ЦК КПУ

Код для вставки в блог: