Санкт-Петербургское городское отделение Коммунистической партии Российской Федерации

Русская наука и государственные интересы России. В Санкт-Петербурге состоялся круглый стол, посвященный Дню российской науки и 180-летию со Дня рождения Д.И. Менделеева

6 февраля 2014 г., в Малом зале Законодательного собрания Санкт-Петербурга состоялся представительный Круглый стол на тему «Значение идей Д.И. Менделеева для развития современной научной мысли в контексте государственных интересов России», посвященный Дню российской науки (8 февраля 2014 г.) и 180-летию со Дня рождения Д.И. Менделеева (27 января 2014 г.).  

 

Организатором Круглого стола выступила  комиссия по науке и высшей школе Законодательного собрания Санкт-Петербурга (при участии Комитета по науке и высшей школе Правительства Санкт-Петербурга и РОО «Совет ректоров вузов Санкт-Петербурга») по инициативе СПб отделения ВСД «Русский Лад».

В работе Круглого стола, ставшего фактически полноценной Конференцией,   приняли участие депутаты Законодательного Собрания Санкт-Петербурга: председатель комиссии по науке и высшей школе ЗакС СПб, доктор философских наук, профессор, первый вице-президент ПАНИ, заслуженный работник высшей школы РФ, заместитель руководителя фракции КПРФ, руководитель  Санкт-Петербургского отделения ВСД «Русский Лад» Алексей Васильевич Воронцов, руководитель фракции КПРФ в ЗакС, заместитель председателя комиссии по образованию, культуре и высшей школе Владимир Яковлевич Дмитриев и заместитель председателя комиссии по образованию, культуре и высшей школе  Марина Анатольевна Шишкина. Кроме того, в работе Круглого стола участвовали  представители исполнительных органов власти города, известные ученые, представители ведущих вузов (СПбГУ, Политехнический и Горный университеты, Технологический университет и др.) и общественных организаций Санкт-Петербурга, а также представители музея-архива Д.И. Менделеева и ВНИИМ им. Д.И. Менделеева (всего более 60 человек).

Открыл и вел заседание организатор  мероприятия Алексей Васильевич Воронцов.

Менделеев, несомненно, был самой крупной и влиятельной фигурой в русской науке XIX века, – отметил Алексей Васильевич.  По многосторонности научных интересов и значимости научных открытий правомерно его сравнивают с другим гением отечественной науки – Михаилом Васильевичем Ломоносовым. Сегодня особенно важно понять и оценить концептуальное и прикладное наследие великого ученого и выдающегося практика  в контексте важнейшей государственной задачи, стоящей сегодня  перед Россией: ее комплексной, многоуровневой модернизации.

Очевидно, что прорывная модернизация требуется в самых разных областях нашей жизни: промышленности, топливно-энергическом комплексе, образовании, науке, культуре. Отдельный вопрос, решение которого зависит от всех вышеперечисленных факторов - это выправление демографической ситуации, которая, несмотря на некоторые позитивные новости, все равно остается катастрофической, особенно в русских регионах РФ, - подчеркнул Воронцов

Возможность модернизации России, выхода из демографической катастрофы,  напрямую зависит от нашей способности опереться на лучшие традиции отечественной науки, а, значит, на подход Мендлеева, наследовавшего Ломоносову и ставшего предтечей Вернадского, - сказал он

Воронцов сделал акцент на том, что синтетический,  целостный подход к научному познанию – основа отечественной научной школы и необходимое условие конкурентоспособности нашей державы в XXI веке. В развитии данного подхода Петербург может и должен задавать тон. Этого требуют национальные интересы России и наша научная честь.

С сожалением должен отметить, - сказал Алексей Васильевич,  что 180ий юбилей Дмитрия Ивановича Мендлеева отмечается в нашей стране незаслуженно скромно, в отличие от предыдущих лет, когда торжества проходили совсем на другом уровне.

Правда, добавил он, - по инициативе Всероссийского созидательного движения «Русский Лад»  в Государственной Думе  7 февраля этого года проводится масштабный круглый стол по теме: «Великий русский ученый Д.И.Менделеев и современное значение его системного подхода к познанию мира и России».

Так что наше мероприятие – это своего рода почин, а затем «эстафетную палочку»  у нас возьмут московские коллеги, - заключил А.В. Воронцов.

 Затем слово взял председатель Комитета по науке и высшей школе Правительства Санкт-Петербурга Андрей Станиславович  Максимов, который, в частности,  отметил, что Петербург  чтит наследие Менделеева, а петербургская научная школа достойно показывает себя  в России   и в мире во многом благодаря заложенному еще великим ученым и педагогом фундаменту, ставшему основой образовательного процесса в Северной столице.

Также в коференции принял участие Владимирив Валентинович Окрепилов,  генеральный директор ФБУ «Государственный центр стандартизации, метрологии и испытаний в г. Санкт-Петербурге и Ленинградской области», академик РАН, д.э.н., профессор. Он выступил с докладом на тему «Д.И. Менделеев – гениальный ученый и великий гражданин России».

Доклад ректора Санкт-Петербургского государственного аграрного университета,  доктора экономических наук, профессора Виктора Алексеевича Ефимова «С думой о благе российском: мировоззрение Д.И. Менделеева и проблемы экономической стратегии России в эпоху  глобализации» был посвящен Мендлееву как великому государственнику и политэконому.  Менделеев, -  отметил Ефремов, - всегда выступал  за социалистический. нравственный способ социально-экономического бытия  и против виртуальной экономики ссудного процента (ростовщичества), то есть той либеральной экономики, которая реализуется сегодня в России. Реализуется, потому что ее навязывают нам мировые ростовщики, сами живущие совсем не так, как они заставляют жить страны «третьего мира».  Нам нужно следовать заветам Менделеев, - отметил докладчик, - а это значит, что необходимо предпринять ряд конкретных мер, направленных на выход из виртуального мира либерализма  и обращение к реальному, сущностному миру.  Среди этих мер: введение обеспеченного энергоресурсами рубля, запрещение вызывающего инфляцию  ссудного процента, инвестирование в реальный сектор экономики,  забота о людях, которые живут своим трудом. Только такой подход позволит нам выйти из демографической ямы и обеспечить безопасность России: военную, духовную, продовольственную и т.д.  Это значит, что в России должен  быть на государственном уровне введен экономический инвариант, позволяющий обеспечивать строгое измерение   и регулирование экономических процессов, к  чему и призывал Менделеев. Нам важно перенять опыт модернизации, реализуемой сегодня в Китае, -  подчеркнул   Виктор Алексеевич.  России жизненно важно отвергнуть так называемый  «вашингтонский консенсус», национализировать Центральный банк, вернуться к плановой экономике,  а это значит - реализовать сталинскую политику в XXI веке, - резюмировал  Ефремов, еще раз отметив, что экономика обязательно должна быть нравственной.

 Доктор экономических и философских наук Александр Иванович Субетто выступил с докладом  тему «Д.И.Менделеев как Титан Эпохи Русского Возрождения» Александр Иванович  заявил о несколько необычной постановке проблемы оценки творчества Д.И.Менделеева, исходящей из положения, что история России, начиная с XVIII века, подарила миру, свою Эпоху Возрождения, противостоящую по своим ценностям и смыслу Эпохе Западноевропейского Возрождения, хотя она и начинается приблизительно на 300 лет позже, – Эпоху Русского Возрождения.

Эпоха Русского Возрождения по мнению Субетто предлагает совершенно другую парадигму гуманизма и в целом систему представлений о смысле бытия человека на Земле и его предназначении, которую, с учетом уже происходящей «вернадскианской революции» в системе научного мировоззрения в конце ХХ и в начале XXI веков, можно было бы назвать ноосферной или космо-ноосферной. Если Эпоха Западноевропейского  Возрождения, - отметил Александр Иванович, - сделала ставку на индивидуализм человека, на «людское самообожание», то Эпоха Русского Возрождения сделала ставку на другое – на космическое предназначение человека (этому, собственно говоря, и посвящен Русский Космизм, как течение русской научно-философской и культурологической мысли), на его ответственность за все, что он творит на Земле, на фундаментальное значение коллективизма, общинности, соборности, как базового измерения человеческого бытия…. Дмитрий Иванович Менделеев, заявил докладчик, -  перебрасывает нам, его потомкам, свою мысль как мысль ученого, пророка, мыслителя, духовного искателя. Затем А.И. Субетто процитировал Мендлеева: «Я люблю свою страну, как мать, а свою науку, как дух, который благословляет, освещает и объединяет все народы для блага и мирного развития духовных и материальных богатств».

Уже в этой мысли великого русского ученого-мыслителя, - отметил Субетто, -  мы видим глубокое понимание единства науки и духовности, истины, добра и красоты, того единства, которое объединяется русским понятием «правда». И одновременно мы видим космо-ноосферную направленность всего научного поиска Менделеева, которая получила развитие у В.И.Вернадского в его учении о биосфере и ноосфере. Известный ученый Баландин,  - подчеркнул Александр Иванович, -  замечает по поводу этой преемственности: «Впервые на лекциях Менделеева Вернадский осмыслил химию не как науку об абстрактных химических элементах и их сочетаниях, а как способ познания жизни Земли и Космоса, структуры и динамики Мироздания. А потому не случайно Вернадский стал одним из творцов науки ХХ века – геохимии, а в дальнейшем – создателем учения о биосфере, области жизни. Таким оказался интеллектуальный потенциал, которым наделил Менделеев одного из своих многочисленных учеников, ставшего, по примеру Учителя, крупным организатором научных исследований, а также Комиссии по изучению естественных производительных сил России. На базе этой комиссии он предлагал в 1928 году организовать Менделеевский институт по изучению естественных производительных сил СССР. Надо заметить, что и учение о биосфере, ставшее венцом естествознания ХХ века, корнями своими уходит к воззрениям Менделеева по геохимической перестройке окружающей среды».

В настоящее время, - резюмировал А.И. Субетто,  опора на наследие Менделеева становится частью императива выживания человечества в XXI веке.

Доклад «Вклад Менделеева в создание Государственной системы обеспечения единства измерений в России», подготовленный  заведующей Метрологическим музеем ВНИИМ  имени Д.И. Мендлеева, кандидатом исторических наук Еленой Борисовной Кинак был посвящен вопросам государственной значимости системы инвариантов (эталонов),  введенной великим русским ученым и позволяющей структурировать социальное и экономическое пространство России.

 Директор  музея Менделеева в СПбГУ, доктор химических наук  Игорь Сергеевич Дмитриев рассказал о  ряде  аспектов предложенной Менделеевым концепции модернизации России и об  особенностях его творческой жизни.

Затем состоялась содержательная, интересная дискуссия,  в которой приняли участие многие присутствующие на Круглом столе специалисты, в числе доктор технических наук, профессор, лауреат государственных премий СССР Леонид Александрович Майборода, доктор философских наук. профессор, руководитель Петербургского «Исторического клуба» Андрей Леонидович Вассоевич, доктор психологических наук, директор НИИКСИ при СПбГУ Валентин Евгеньевич Семенов, доктор социологических наук, профессор РГПУ имени Герцена Михаил Борисович Глотов и другие.

Можно с уверенностью утверждать, что участникам  Круглого стола удался глубокий и качественный  междисциплинарный анализ научных идей Д.И. Менделеева как концептуальной базы для развития современной «экономики знаний» в Санкт-Петербурге, в частности, и  России, в целом; анализ,  позволяющий выйти на серьезные обобщения и прикладные предложения, сформулированные в Резолюции Круглого стола.

Кроме того, важно отметить, что в рамках Круглого стола состоялась уникальная выставка трудов Д.И. Менделеева и работ сотрудников музея-архива Д.И. Менделеева. 

Как было отмечено выше, по итогам Круглого стола была единогласно принята Резолюция, содержание которой мы приводим ниже.

А.М. Богачев,

исполнительный секретарь

Санкт-Петербургского отделения ВСД «Русский Лад»

 

Резолюция Круглого стола

на тему:

«Значение идей Д.И. Менделеева для развития современной научной мысли в контексте государственных интересов России»

 

Сегодня Россия, как было уже не раз, стоит на перекрестке истории, нуждаясь в быстром и мощном рывке вперед.

Наша страна нуждается сегодня в масштабной и глубинной модернизации, включающей в себя как первичную модернизацию (комплексную индустриализацию), так вторичную, предполагающую овладение новейшими прорывными синтетическими технологиями, связывающими самые разные области науки.

На этом пути мы должны, безусловно, отдавая должное восприятию успехов западной, аналитической по своей сути, системы знаний, опираться на фундамент отечественной научной школы, заложенный еще великим М.В. Ломоносовым – ученым-эмпириком, философом и поэтом одновременно. Именно Ломоносов, говоривший и мысливший на великом русском языке, предложил миру научную систему, до этого существовавшую только в наследии гениального одиночки Леонардо да Винчи.

Наследником да Винчи и Ломоносова стал Дмитрий Иванович Менделеев, чей междисциплинарный, подлинно синтетический научный подход позволил русской науке оформиться в особую школу, творчески осмысленную и развитую в советскую эпоху.

Как известно, Дмитрий Иванович Менделеев работал над  модернизацией  России на этапе, который он называл  «раннеиндустриальным». Развитие промышленности (в том числе – топливно-энергетического комплекса), погружение в тайны материи (химия, физика, метрология) и познание нравственных законов бытия (психология, педагогика) – это три «кита», которые, согласно Менделееву, должны неразрывно сочетаться друг с другом. В этом великий ученый далеко опередил развитие современной ему науки, ведь только к концу первой половины XX века в Европе начало складываться содружество ученых разных направлений.

«Гениальный химик, первоклассный физик, плодотворный исследователь… глубокий знаток химической промышленности и промышленности вообще, особенно русской, оригинальный мыслитель в области учения о народном хозяйстве, государственный ум» – так характеризовал Д.И. Мендлеева его ученик и соратник Л.А. Чугаев.

На основе менделеевского наследия такие ученые, как В.И. Вернадский (учение о ноосфере), С.П. Королев (космонавтика), И.В. Курчатов (ядерная энергетика),                          А.А. Ухтомский (учение о доминанте и Собеседнике), Н.В. Вавилов (генетика), Б.Г. Ананьев (комплексная теория  познания человека) и многие другие светлые умы совершали прорывы в будущее и заложили ту основу, на которую нам не поздно еще опереться в благородном деле возрождения России.

Для этого необходимо направить финансовые средства Державы не на бездумное «силиконовое» копирование образов «нанотехнологий» из-за рубежа, а на развитие отечественной науки с ее традициями и особым дискурсом, позволяющим описывать и объяснять явления, недоступные чисто аналитическому мышлению.

Теория «вторичной энергетики» Менделеева – это предвестник современных инновационных технологий, предтеча «экономики знаний» (вторичной модернизации), без которой невозможна нормальная жизнедеятельность современного государства.

Важнейшим аспектом научной и гражданской деятельности Д.И. Менделеева стала разработка национальной концепции демографического развития России, которая, в противовес западной теории Мальтуса, синтетически связывает различные факторы умножения населения, включая промышленный и сельскохозяйственный факторы, а также область духовно-нравственной жизни.

Разработанная Менделеевым концептуальная основа демографической политики России особенно востребована сейчас – в период, когда нашей Родине жизненно необходимо решать сложнейшие проблемы, связанные с воспроизводством народонаселения.

В области педагогики Д.И. Менделеев стал родоначальником отечественной  школы непрерывного образования, включающей в себя как самостоятельный  фактор воспитательный компонент и финансируемой государством. Важно отметить, что необходимость возвращения воспитательного процесса в образовательные учреждения – одно из основных положений Послания Президента В.В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации в 2012 году. К сожалению, поручения Президента до сих пор не воплощены в жизнь.

Исходя из вышеизложенного, мы, участники Круглого стола  «Значение идей Д.И. Менделеева для развития современной научной мысли в контексте государственных интересов России», обращаемся к президенту России В.В. Путину с настоятельными предложениями:

– использовать концептуальные идеи Д.И. Мендлеева в государственной промышленной и топливно-энергической политике, отказавшись от приватизации государственных корпораций и перейдя к разработке и реализации концепции новой индустриализации и вторичной модернизации  России;

– использовать в качестве основы государственной концепции  демографического развития России разработанную Д.И. Менделеевым синтетическую концепцию  демографического развития России;

– обратить реформу РАН и системы высшего, а также среднего образования  в сторону финансирования системных проектов, соответствующих корневым основам российского научного познания, а не канонам, навязываемым извне;

– потребовать от Министерства образования и науки РФ и Министерства культуры РФ, а также от других уполномоченных лиц исполнения поручений Президента, касающихся развития в учебных заведениях воспитательной компоненты.

Только тогда Россия сможет рассчитывать на качественную модернизацию, соответствующую национальным интересам  нашей Родины.

Идеи Д.И. Менделеева  принадлежат XXI веку! И этот век должен стать веком России!

 

Код для вставки в блог: