Санкт-Петербургское городское отделение Коммунистической партии Российской Федерации

Церковь требует жертв

В течение последних двух дней журналисты рвут на части директора Музея Арктики и Антарктики Виктора Боярского. И не только журналисты. Музейные телефоны не смолкают. 

 
 
Весть о том, что у музея отбирают здание на углу улицы Марата и Кузнечного переулка и передают его приходу единоверческой церкви, взбаламутила город. Одни спешат выяснить подробности, другие – посочувствовать, третьи – посетить музей «пока не поздно». Так что здесь сейчас людно.

Вокруг этого здания – бывшей Никольской единоверческой церкви – копья ломаются уже давно. Первая попытка вернуть храм приходу была предпринята еще в 1992 году. В суде. Тогда суд отверг претензии представителей церкви, как не основанные на законе. Однако часть архитектурного комплекса – а именно две часовенки по обе стороны исторического здания – единоверцам все же отдали. В одной часовне сейчас располагается церковная лавка, в другой – трансформаторная подстанция, которую «Ленэнерго» никак не может перенести, да еще закуток, в котором единоверцы некоторое время торговали хлебом собственной выпечки.

В 2010 году был принят федеральный закон «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности» (327-ФЗ). И единоверцы вновь поставили вопрос о возвращении им храма. Теперь уже на законной основе. И неспешный процесс начался.

В декабре минувшего года Федеральное агентство по управлению госимуществом направило Росгидромету как учредителю музея Арктики и Антарктики распоряжение: подготовить предложения по передислокации музея. Два варианта родились с ходу: куда-нибудь в Кронштадт или в конференц-зал НИИ Арктики и Антарктики на Васильевском острове. Оба предложения настолько недобросовестны, что, кажется, они прозвучали лишь затем, чтобы доказать: на сегодняшний день альтернативы историческому зданию на улице Марата не существует. Куда ж тогда денется музей?

– На самом деле сегодня нет никакого аврала, – поясняет Боярский. – Угроза немедленного выселения над нами вроде бы не висит. Просто поставлена задача, над которой мы начали работать. Ищем подходящие варианты. Пока для меня очевиден лишь один вариант – оставаться на своем месте до постройки нового здания (а лучше – целого комплекса), в котором разместилась бы не только наша экспозиция, но и исторические реликвии, рассказывающие о морской истории России: «Красин», ледокол «Арктика»... К примеру, это можно сделать на Адмиралтейском острове, когда верфи переедут в Кронштадт. Но это уж точно задача не сегодняшнего и не завтрашнего дня. Самое малое: шесть лет. Хотя, без решения денежного вопроса это всего лишь мои мечты.

У единоверцев тоже есть мечты, которые они хотели бы осуществить как можно быстрее – вернуть свой храм. Верующих не останавливает даже то, что приход не имеет средств, чтобы содержать историческое здание, которое является памятником архитектуры федерального значения. Настоятель Никольского единоверческого храма протоиерей Петр Чубаров уповает на пожертвования. На сайте прихода уже появилась соответствующая просьба. Однако на сегодняшний день, увы, приходится констатировать, что жертвователей не так уж много. В прошлом году приходу уже было передано небольшое – 160 квадратных метров – помещение по адресу: улица Марата, 22/24. Здесь планировалось разместить то ли воскресную школу, то ли молитвенное место. Ради этого отсюда даже выселили магазин «Медтехника», торгующий средствами передвижения и реабилитации для инвалидов. Прошло немало времени, но помещение до сих пор не освоено: стоит в запустении.

www.spbvedomosti.ru

Код для вставки в блог: