Санкт-Петербургское городское отделение Коммунистической партии Российской Федерации

Гнусность в «Санкт-Петербургских ведомостях», или Плевок в лейтенанта Шмидта

Ответ историка-коммуниста Кирилла НАЗАРЕНКО газете «Санкт-Петербургские ведомости», где 25 июля была опубликована очернительская статья под названием «Дело лейтенанта Шмидта».  

Буржуазная контрреволюция в России, точно так же, как и любая другая контрреволюция, не может примириться с существованием революционных символов и революционных героев. Контрреволюционеры всех времён и народов стремились и стремятся уничтожать символы революции и оплёвывать её героев. Ныне добрались до одного из самых светлых и романтических образов первой российской революции - до лейтенанта Шмидта. Мост его имени переименован в Благовещенский, а его биография подверглась злобному очернению.

В достаточно уважаемой питерской газете «Санкт-Петербургские ведомости» 25 июля была опубликована статья человека, представленного: «петербургский писатель Олег Стрижак, выступивший ... как историк» под названием «Дело лейтенанта Шмидта». Развязный тон статьи и абсолютная некомпетентность автора побудили доцента истфака СПбГУ, члена КПРФ Кирилла Назаренко встать на защиту памяти героя-революционера и направить в редакцию газеты открытое письмо.

Редакция Cprf.spb.ru приводит полный текст этого письма:


В номере газеты «Санкт-Петербургские ведомости» от 25 июля сего года была опубликована статья человека, представленного: «петербургский писатель Олег Стрижак, выступивший … как историк». В общем, суть статьи сводится к тому, что Пётр Петрович Шмидт, который до сей поры считался одним из героев Первой российской революции, на самом деле психически больной человек, трус, растратчик, вор, самозванец и политический проходимец, который случайно «попал в историю». Следовательно, мост и набережную его имени в нашем городе следует немедленно переименовать.
Для начала давайте вспомним историю названий моста и набережной. Мост лейтенанта Шмидта – это первый в нашем городе постоянный мост через Неву и её рукава. С момента открытия (21 ноября 1850 г.) по 22 февраля 1855 г. (4 года и 3 месяца), он носил название Благовещенского – по расположенной неподалёку церкви. Сразу после смерти Николая I мост переименовали в Николаевский. Такое название просуществовало 63 года 8 месяцев – до октября 1918 г. Первый постоянный мост нашего города носит своё название на сегодняшний день уже 88 лет 9 месяцев. Какое же название логичнее считать историческим?
Теперь займёмся тем, как О. Стрижак излагает биографию П.П. Шмидта. Этот текст ставит «как историка» Стрижака в один ряд с известным «разоблачителем» Резуном. Уровень знания предмета и разоблачительного рвения у них примерно одинаков.
Позволю себе начать разбор статьи с конца. О. Стрижак пишет, что в 60-е годы «появились восторженные книги о Шмидте… А какие они ещё могли быть, когда исследователей, историков не допускали к архивам». Должен сообщить, или доложить, как выражаются моряки, что с конца 40-х годов до марта 2006 г. Российский Государственный Архив ВМФ – РГА ВМФ вполне исправно работал пять дней в неделю. Среди других и автор этих строк написал на материалах нашего родного РГА ВМФ свою кандидатскую диссертацию, посвящённую развитию системы управления русского флота в 1905-1914 гг.
Все «разоблачители» П.П. Шмидта начинают с состояния его психического здоровья, подчёркивая необычное прохождение службы будущим революционером. Закончив в 1886 г. Морской корпус, П.П. Шмидт прослужил в чине мичмана всего два года и уволился в запас по болезни. Затем с 1892 по 1898 г. вновь находился на службе и снова ушёл в запас. После призыва на флот в начале 1904 г. П.П. Шмидт был назначен старшим офицером огромного транспорта «Иртыш». «О чём думали люди, которые ведали комплектованием кадров, неизвестно: офицер, который дважды был уволен по причине психиатрической болезни, призывается на военную службу вновь», - пишет О. Стрижак. О чём думали офицеры из Главного морского штаба, я судить не могу, но судя по назначению П.П. Шмидта, его оценивали как опытного судоводителя. «Иртыш» имел водоизмещение в 15 тыс. тонн, то есть равное самым большим броненосцам того времени. Это был самый крупный транспорт, сопровождавший 2-ю и 3-ю Тихоокеанские эскадры. Экипаж «Иртыша» состоял из 16 офицеров и 233 матросов.
Назначение П.П. Шмидта старшим офицером большого транспорта будет совершенно понятным, если знать, что после вторичного увольнения в запас Пётр Петрович служит на «коммерческих» судах капитаном. В частности, в 1903 г. он командует океанским пароходом «Диана», водоизмещением около 2400 тонн.
Вполне очевидно, что не приходится и говорить ни о каком серьёзном психическом заболевании человека, которому доверяют водить океанские пароходы.
«Неуживчивый характер» П.П. Шмидта – ещё один повод для О. Стрижака объявить его стоящим на грани сумасшествия. Не имея сейчас доступа к архивным документам, я не могу категорически утверждать, что причиной мытарств П.П. Шмидта были конфликты с начальством на почве крайней честности и романтического взгляда на жизнь Петра Петровича, но некоторые «традиции» русского императорского флота могли сделать «неуживчивым» любого честного человека. Так, общепринятым на флоте было получать «безгрешные» доходы от угля в заграничных плаваниях. Делалось это очень незамысловато: старший механик записывал в машинный журнал более высокие обороты винта, чем в действительности. Это приводило к «повышенному» расходу угля. «Экономию» делили между собой старший механик, старший офицер и командир. Понятно, что Пётр Петрович, смотревший на мир глазами героя Александра Грина, оказывался «неудобным» для начальства офицером и расшатанные нервы вкупе с горячим нравом давали прекрасную возможность избавиться от него.
Ещё одну возможность поплясать на костях П.П. Шмидта О. Стрижак находит в обстоятельствах списания Петра Петровича на берег с «Иртыша» в Порт-Саиде осенью 1905 г. Неутомимый разоблачитель пишет: «а эскадра пошла дальше. Все они погибли в Цусимском сражении. Счастливо избежав этой участи, из госпиталя Шмидт прибыл в Севастополь…» Писатель О. Стрижак так строит свой текст, что читатель может только догадываться, кто именно погиб – все корабли или все матросы и офицеры? Почти весь экипаж «Иртыша» попал в плен, из которого осенью 1905 г. благополучно вернулся на Родину. В числе других выживших на «Иртыше» был мичман Г.К. Граф, автор серии воспоминаний о своей службе, написанных в эмиграции. Так вот, белогвардеец Г.К. Граф не бросает камень в «дезертировавшего» старшего офицера, а указывает, что П.П. Шмидту не полагалось занимать корабельную должность по предельному возрасту, и он вообще не должен был идти в поход, но добился назначения на транспорт и оставил его в Порт-Саиде по болезни.
Далее у О. Стрижака читаем: «и вот уже трижды офицер списан по психической болезни, а его назначают командиром маленького миноносца в Измаил, стеречь Дунай от турок». Очевидно, что писатель не слишком хорошо учил историю в школе, так как каждый советский и российский школьник должен знать, что с 1878 г. Россия на Дунае граничила не с Турцией, а с независимой Румынией.
Однако и это назначение П.П. Шмидта командиром миноносца №253 свидетельствует о том, что в глазах командования он был достаточно здоров, чтобы занимать самостоятельную командную должность. Наконец, чтобы закрыть тему психического здоровья П.П. Шмидта надо обратиться к суду над ним после восстания на «Очакове». О. Стрижак, как и другие профессиональные разоблачители, не может говорить об истории без упоминания какой-нибудь тёмной силы, действиями которой объясняются общеизвестные события. Так вот здесь автор пасквиля о П.П. Шмидте находит такую силу в лице партии кадетов. «Царь велел провести экспертизу (психиатрическую. – К.Н.). Тут воспротивились кадеты: как это – наш герой и вдруг сумасшедший! Нет уж пусть лучше его расстреляют! И экспертиза не была проведена». Итак, партия кадетов, только что созданная, формально даже не зарегистрированная, не представленная в Государственной думе (просто потому, что I Дума ещё не созвана) имеет такую силу, что отменяет не только «веление» царя, но вместе с ним и «Свод военно-морских постановлений», который регламентировал, в частности, ведение судебных процессов над моряками.
Для того, чтобы разобраться в позиции военно-морского суда надо иметь ввиду, что П.П. Шмидт был единственным офицером русского флота, примкнувшим к революции 1905-1907 гг. Более того, Пётр Петрович был строевым офицером, окончившим Морской корпус. Это была самая аристократическая часть флотского офицерства, в отличие от плебейских корпусов инженер-механиков и офицеров по Адмиралтейству. Понятно, что революционная деятельность «красного лейтенанта» была пятном на мундире императорского флота. Объявление П.П. Шмидта сумасшедшим давало возможность спасти честь морского офицерства, как её понимали монархисты. Более того, это позволяло дискредитировать восстание на «Очакове» и революционное движение на флоте в целом. Суд не пошёл по такому пути. Почему? Надо полагать потому, что вменяемость П.П. Шмидта была настолько очевидна, что любая попытка объявить его сумасшедшим провалилась бы. И «великая сила либеральной печати» здесь ни при чём.
Само приведение в исполнение приговора над П.П. Шмидтом встретило громадные затруднения. По закону при казни моряка расстрельной командой должен был командовать флотский офицер. Но найти такого, кто согласился бы расстрелять своего товарища, было почти невозможно – ведь все строевые офицеры выходили тогда из стен только петербургского Морского корпуса, ежегодный выпуск составлял всего 70-80 человек, а проводили они в корпусе по 6-7 лет. Впрочем, исполнитель всё же был найден – капитан 2 ранга Ставраки, который командовал канонерской лодкой «Терец», первой открывшей огонь по мятежному «Очакову». Но карьера Ставраки оборвалась очень быстро после казни товарища – офицеры флота устроили ему за это обструкцию, и он вскоре вышел в отставку. Кстати, рука судьбы дотянулась до человека, командовавшего расстрелом П.П. Шмидта. Он почему-то не покинул Советскую Россию, и в начале 20-х годов служил смотрителем маяка под Батумом. Ставраки судил уже теперь революционный суд, он был приговорён к 10 годам лишения свободы и был убит в тюрьме уголовниками.
Далее разоблачители смакуют кражу П.П. Шмидтом у команды своего миноносца 3000 рублей. О. Стрижак сообщает, что «питание команды этого миноносца стоило 100 рублей в месяц», так как «это было небольшое судно, команда двадцать человек».
Любому человеку, хоть немного знакомому с бытом русской императорской армии и флота ясно, что в данном случае речь идёт не о «стоимости питания» команды, а о так называемом «приварочном довольствии», то есть средствах на закупку мяса, овощей и зелени, тогда как «провиант», то есть крупы, мука и соль выдавались с казённых складов натурой. Приварочное довольствие на Черноморском флоте составляло около 5 рублей в месяц на человека, то есть в месяц действительно выходило около 100 рублей.
Годовое жалованье матроса в начале ХХ в. колебалось от 9 рублей (молодой матрос) до 72 рублей (матросы-специалисты и строевые унтер-офицеры). Старшины (так назывались тогда специалисты, имевшие унтер-офицерский чин) получали до 225 рублей (РГА ВМФ. Ф. р-5. Оп. 1. Д. 184. Л. 795.) Экипажи номерных малых миноносцев типа «Або» состояли из 1-2 офицеров, 4-5 унтер-офицеров и 13-15 матросов (всего 21 человек), так что годовое жалованье всех нижних чинов этого небольшого корабля не превышало 1500 руб. К тому же жалованье выплачивалось помесячно, поэтому в руках командира такого уровня не могла оказаться столь крупная казённая сумма, как 3000 рублей.
«В общем, его отстраняют от должности, отдают под суд. Причём это страшный позор – он украл у своих матросов… Но тут настаёт октябрь 1905 года. Манифест. И Шмидт начинает выступать на севастопольских митингах», - пишет О. Стрижак. «Как историк» не сообщает своим читателям, каким образом офицер, находящийся под судом за растрату вдруг оказался на свободе и стал выступать на митингах. Непонятно и причём здесь манифест «Об усовершенствовании государственного устройства», известный как Манифест 17 октября. Этому манифесту сопутствовала амнистия для политических заключённых, осуждённых до 1905 г. Если бы П.П. Шмидт действительно обвинялся в растрате, то к нему эта амнистия не должна была иметь никакого отношения.
О. Стрижак просто утверждает, что П.П. Шмидт якобы именовался в документах «бывший лейтенант, прогнанный со службы». Прежде всего замечу, что подобная формулировка действительно встречается в документах эпохи Павла I, но никак не начала ХХ века. В рассматриваемую нами эпоху писали «уволенный со службы без мундира и пенсии». В действительности, П.П. Шмидт был уволен в отставку с правом ношения мундира и с награждением очередным чином капитана 2 ранга. Поэтому П.П. Шмидт имел полное право носить мундир капитана 2 ранга. Произошло увольнение П.П. Шмидта в отставку 7 ноября (старого стиля), после того, как он 18 дней провёл на гауптвахте в Севастополе после ареста во время митинга. Кстати, во время ареста, Шмидт был заочно избран пожизненным депутатом Севастопольского Совета рабочих депутатов. Впрочем, О. Стрижаку до этого нет дела – он объявляет П.П. Шмидта бесноватым самозванцем.
То, как О. Стрижак описывает прибытие П.П. Шмидта на «Очаков» вообще не умещается ни в какие рамки. «Тогда была всеобщая забастовка, и поезда не ходили, - пишет «как историк», - Он (Шмидт. – К.Н.) нанимает извозчика на ялике (так!) … плывёт мимо крейсера «Очаков» и случайно к нему пристаёт». Я уж не буду останавливаться на том, что «извозчик на ялике» по-русски называется лодочником. Обращение матросов к П.П. Шмидту с просьбой принять руководство восстанием было более чем естественно – во время восстаний на флоте в 1905-1906 гг. матросы чувствовали себя очень неуверенно, не имея во главе движения офицера.
Миф о том, что Шмидт собирался пришвартовать минный заградитель «Буг» к боту «Очакова», чтобы сделать невозможным обстрел последнего правительственными войсками, запустил известный писатель К. Паустовский в своей повести «Чёрное море». Воспалённое воображение О. Стрижака нарисовало апокалиптическую картину: «если бы взорвался «Буг», то весь Севастополь был бы просто стёрт со своих холмов». В действительности на «Буге» хранилось 300 мин, общий вес их зарядов составлял 20-22 тонны. Этого, конечно, немало. Хватило бы на то, чтобы разрушить несколько близлежащих зданий, да на то, чтобы в Севастополе повылетали стёкла в домах. Ни о каком «стирании» города «со своих холмов» при таком количестве взрывчатки речь идти не может. Минный заградитель «Буг» был затоплен своей восставшей командой, когда корабль пытался выйти из бухты, а по нему был открыт огонь правительственными войсками с береговых батарей. Матросы затопили «Буг» именно из опасения взрыва его опасного груза, который мог причинить вред прежде всего кораблям на рейде. Кораблям, в большинстве своём оставшимся на стороне властей. Это поведение восставших совсем не похоже на страшилки О. Стрижака о «террористах» захвативших заложников и пытавшихся взорвать целый город.
Кстати, о заложниках. Автор статьи в «Санкт-Петербургских ведомостях» утверждает, что на борту «Очакова» оказались задержанными его офицеры, за исключением командира, который «съехал», надо полагать – на берег. Кроме того, добавлю уже от себя, на «Очаков» были доставлены офицеры, арестованные матросами на плавучей тюрьме-транспорте «Прут» и на броненосце «Святой Пантелеймон» (бывший «Потёмкин»). Кстати, О. Стрижак ничего не пишет о судьбе заложников на расстрелянном крейсере. По официальным данным, правительственными войсками было освобождено «19 офицеров и гражданских лиц», арестованных восставшими, а также «отобрано 4 знамени, денежные ящики и много казенного имущества, патронов, вооружения и снаряжения и 12 пулеметов». О жертвах среди заложников в официальных дореволюционных документах ничего не говорится.
О. Стрижак полагает, что адмирал Чухнин «открыл по «Очакову» огонь, причём лёгкий, чтобы ни в коем случае не губить крейсер». Это в корне неверно. По крейсеру вели огонь броненосцы «Ростислав», «12 Апостолов», крейсер «Память Меркурия», две полевые батареи и береговая мортирная батарея с Северной стороны. «Очаков» находился под обстрелом, по разным данным, от 17 до 25 минут.
Известный историк флота и автор серии монографий о кораблях русского броненосного флота Р.М. Мельников писал в своем исследовании «Крейсер Очаков»: «Комиссия, детально осматривавшая корабль с 16 по 22 декабря 1905 г., пришла к выводу, что повреждения корпуса и механизмов настолько значительны, что требуют продолжительного капитального ремонта». По сведениям Р.М. Мельникова, в крейсер попало не менее 63 снарядов. Так что повреждения, полученные «Очаковом» были крайне серьёзными, корабль подвергся действительно страшному обстрелу. По официальным данным, на крейсере было обнаружено 18 тел погибших. Сравнительно небольшое число убитых на корабле не должно вводить в заблуждение – дело в том, что большинство матросов и офицеров во время боя находилось на защищённых бронёй или корабельными конструкциями боевых постах, и большие потери экипаж мог понести только в случае гибели корабля.
Наконец, О. Стрижак утверждает, что «никто не хотел стрелять, и только Шмидт превратил его (восстание. – К.Н.) в кровавую бойню». Тут уже ни о какой логике речи не идёт. Огонь по крейсеру открыли правительственные силы, а Шмидт сделал всё, чтобы избежать кровопролития. «Красный лейтенант» долго уговаривал команды других кораблей присоединиться к нему. Впоследствии историки обвиняли Петра Петровича как раз в том, что он не предпринял попытки захватить корабли правительственной эскадры, надеясь на мирный исход противостояния. «С нами бог и русский народ, а с вами кто — разбойники? Ура!» — кричал лейтенант П.П. Шмидт матросам броненосца «Святой Пантелеймон».
«Очаков» выходил в море не для «учебных стрельб», как пишет О. Стрижак, а на испытания орудий носовой башни главного калибра. На крейсере не было ни одного боевого снаряда, а лишь учебные – без взрывчатки и с уменьшенным количеством пороха. В источниках встречаются различные данные о стрельбе революционного крейсера. По одним данным, восставшие не сделали ни одного пушечного выстрела, а команда вела огонь из винтовок, как приказал П.П.Шмидт: «Правый борт по эскадре, левый – по Константиновской батарее!» По другим данным, было сделано шесть орудийных выстрелов, которые не причинили вреда правительственной эскадре и городу.
По мнению О. Стрижака «когда Троцкий стал наркомвоенмором, то есть главой армии и флота, то распорядился поднять Шмидта на щит». Тогда же, якобы, двенадцать (!!!) кораблей Красного Флота носили одновременно название «Лейтенант Шмидт»! Откуда взял эти сведения О. Стрижак остаётся только догадываться. Сам Л.Д. Троцкий относился к деятельности П.П. Шмидта достаточно критически. «И все же этот революционный Севастополь продержался лишь четыре-пять дней и сдался, далеко не израсходовав всех ресурсов своей военной силы. Стратегические ошибки? Нерешительность вождей?», - писал он (Л.Д. Троцкий. Наша первая революция. М.;Л., 1927.) Кстати, именно Л.Д. Троцкий пустил гулять по литературе ошибку, назвав «Очаков» броненосцем.
Обращением к образу П.П. Шмидта после Октябрьской революции преследовалась цель хотя бы частично реабилитировать флотское офицерство в глазах матросов, для которых «золотопогонники» были ненавистны. Ненависть матросов к офицерам в 1917 г. выплеснулась в серию самосудов, в которых русский флот потерял около 120 офицеров и адмиралов – больше, чем за всю Первую мировую войну. В то же время, большинство офицеров флота перешло на сторону Советской власти. Этот, парадоксальный на первый взгляд, вывод неизбежно следует из анализа архивных материалов (см., например: РГА ВМФ. Ф. р-187. Оп. 1. Д. 509. Л. 4-5.; Ф. р-5. Оп. 1. Д. 82. Л. 22-29 об.; Ф. р-5. Оп. 5. Д. 4. Л. 106; Список личного состава судов флота, строевых и административных учреждений морского ведомства за 1916 г.: Исправлено по 10 апреля 1916 г. Пг., 1916; Мартиролог русской военно-морской эмиграции по изданиям 1920-2000 гг. / Под ред. В.В. Лобыцына. М.; Феодосия, 2001.) Следовательно, было необходимо дать положительный образ морского офицера – революционера. Однако политическая необходимость появления такого героя никак не может бросить тень на сам образ П.П. Шмидта. «Позже Ильф и Петров … осмеяли не только жуликов – сыновей лейтенанта Шмидта, но и самого Шмидта, поскольку в 1930 году это уже было можно. Ведь, когда мы говорим «дети лейтенанта Шмидта», согласитесь, что нехорошая тень падает и на папу», - делает глубокомысленный вывод «как историк» О. Стрижак. Однако вспомним, что по страницам романа И. Ильфа и Е. Петрова путешествуют «внуки Карла Маркса, несуществующие племянники Фридриха Энгельса, братья Луначарского, кузины Клары Цеткин, или на худой конец потомки знаменитого анархиста князя Кропоткина». Подождём, пока О. Стрижак не разоблачит и их.
К сожалению, в наши дни статьи такого рода «специалистов» как О. Стрижак стали нормой. В заключение можно сказать только одно: не стреляйте в прошлое из пистолета – оно выстрелит в вас из пушки!

 

Код для вставки в блог: