Санкт-Петербургское городское отделение Коммунистической партии Российской Федерации

Таможня дает «добро», а, может, она ещё подумает

О своем постоянном участии в рабочих группах Штаба по снижению административных барьеров председатель постоянной комиссии по промышленности, экономике и собственности Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, депутат фракции КПРФ Ю.А. Гатчин говорит редко – почти рутина, но тут повестка дня заседания, прошедшего 11 июня 2014 года, была интересная, прямо связанная с состоянием городской экономики. 

Бюрократии у нас хватает и меньше её не становится, даже наоборот. Параллельно с появлением всякого рода «электронных правительств», со стремительным внедрением электронных видов предоставления государственных и иных услуг, «личных кабинетов» на сайтах налоговых инспекций, ЖКС, Ленэнерго, Ростелекома и прочих контор, призванных как-будто бы облегчить жизнь и гражданам и бизнесу, бумагооборот тех же самых документов не только не исчез, а всё ширится и становится всё изощреннее, сложнее для понимания и контроля. На единицу увеличения настоящего дела, бумажно-электронная энтропия вокруг него растет много быстрее, по одной ей – бюрократии – известным законам. Однако постоянно разгребать эти завалы приходится, хоть и скучная это на первый взгляд работа.

Таможенное регулирование, администрирование и поддержка экспортно-импортных операций в таком крупном промышленном и транспортно-логистическом узле, как Санкт-Петербург не только забота федеральной власти. Всё перекосы в осуществлении таможенной политики прямо влияют на экономику региона. Только снижение искусственных, излишних административных барьеров, упрощение порядка таможенного оформления в Морском порту «Большой порт Санкт-Петербург» поможет перенаправлять сюда вместо порта Клайпеды дополнительно значительную часть контейнерных и других генеральных грузов. Почему кроме официальной «таможенной стоимости» существует некая «приказная стоимость» перемещаемых через границу товаров? Насколько серьезно эти разночтения и другие административные изыски и чиновные «инновации» влияют на реальную цену той же мясной продукции, которая попадает уже на наши прилавки? Влияет – утверждают перевозчики и оптовые поставщики, а вместе с ними профессиональные участники рынка оказания услуг в области таможенного дела и внешнеэкономической деятельности. Все их представители также участвовали в заседании рабочей группы. Именно в этих искусственных барьерах сидит немалая бюрократическая рента ГКО, сопровождающих весь таможенный процесс. Так, кратко, для простоты речи, называют они всю многочисленную братию «государственных контролирующих органов», загоняющих всех участников ВЭД в лабиринт приказов, инструкций, норм, правил, справок, в том числе, что ты «не верблюд», этих единственно знающих все закоулки и нередко предлагающих указать из этого лабиринта самый правильный выход.

«Аристарх, договорись с таможней!» - говорит с экрана киношный басмач и контрабандист. «Ты же меня знаешь Абдулла, я мзду не беру - мне за державу обидно!» - отвечает замечательный герой Павла Луспекаева в «Белом солнце пустыне». Сегодня, как в кино не получится, хотя честных Верещагиных в наших ГКО найти можно, дело в выросшей из воровской экономики 90-х годов сложившейся запредельно бюрократизированной коррупционной системе, не только в сфере ВЭД. Однако выход действительный надо искать, и рабочая группа, свое участие в которой депутат-коммунист Ю.А. Гатчин считает совершенно необходимым, предлагает ряд мер, которые должны расчистить пространство таможенного администрирования. Это тоже зримый резерв развития экономики. Он стоит того, чтобы за него побороться.

Соб. корр.

Код для вставки в блог: