Не заплатки ставить, а стратегию менять
Уже в тот же день, когда руководство РФ приняло решение о запрете ввоза продуктов из стран Запада, многие ведомства и отраслевые ассоциации агропромышленного комплекса стали рапортовать на опережение: дескать, в считанные месяцы, а то и недели наши производители заменят импорт своей продукцией. А ежели где и останутся продуктовые бреши — будем закупать в дружественных странах. 
НАСТОРАЖИВАЕТ ТО, что встречные санкции были РФ введены только на один год, причём они могут быть смягчены или отменены, если Запад первым проявит прагматизм. Значит, спустя год или даже раньше могут быть свёрнуты программы продовольственного импортозамещения, которые находятся в стадии разработки или близки к реализации (понятное дело: за недели и месяцы никто эти программы в стране с крупнейшим по объёмам спроса рынком не осуществит)? Словом, пошумим, а потом возьмём паузу?..
Это отдаёт какой-то конъюнктурой, а не целенаправленной политикой по комплексному развитию нашего АПК и российской экономики в целом. Впрочем, вовремя попасть в правильную колею и, соответственно, уверенно пообещать быструю замену «выпадающего импорта» — политически важно как для чиновников, так и для бизнеса.
За последние 25 лет политика государства в отношении АПК привела к тому, что зависимость России от импорта сельхозпродукции на несколько уровней опередила другие страны. По оценкам российских ведомств (минсельхоза, минэкономразвития), доля импорта в объёме продовольственных ресурсов нашей страны достигла 20—30%. А вот по данным многих зарубежных источников (министерств, агентств, экспертов), она значительно выше — составляет как минимум 45%. С учётом этих показателей длительный цикл производства готовых продуктов питания в огромной по географическим размерам России, повторюсь, едва ли позволит быстро заменить импорт. Да ещё без удорожания продовольственных товаров.
До последнего времени РФ занимала одно из первых мест по импорту такой традиционной для нашей страны продовольственной продукции, как фрукты и ягоды. Мы даже импортировали… яблоки, которые выращивают во многих регионах. Для читателя небезынтересно узнать, что Россия ввозит из дальнего зарубежья в больших объёмах картофель, свёклу, чеснок, лук, свежую зелень, консервированные грибы. Перечень того, что производится в России, но мало представлено на её внутреннем рынке и импортируется, можно продолжить…
А ведь даже в годы Великой Отечественной войны некоторые виды фруктов, овощной, рыбной продукции, а также лён и льноизделия наша страна экспортировала в Швецию, Иран, Турцию, Китай, Исландию, Йемен, Монголию... Подтверждением того, что Россия оказалась на «импортной игле» и теперь не так-то просто с неё слезть, служит поведение крупных поставщиков и торговых сетей. К примеру, Х5 Retail Group («Пятёрочка», «Перекрёсток», «Карусель»), «Си Прод», СК «Ритейл», «Фрут сервис» уже уведомили правительственные инстанции о вынужденном повышении цен на ряд продуктов ввиду «выпадающего импорта» и переналадки систем закупок, транспортировки, сбыта.
Вот как описывает возможные последствия «войны санкций» для граждан нашей страны американская «Вашингтон пост»: «Россияне вот-вот лишатся практически всех продуктов, импортируемых с Запада, а продукты эти, надо сказать, составляют значительную часть того, что потребляют в России. Запрет на импорт западных продуктов уже привёл к скачку цен и к «набегам» покупателей на супермаркеты. Цены на продовольствие росли тревожными темпами ещё до запрета, а теперь они могут подняться стремительно. Может также появиться дефицит». Конечно, американские журналисты склонны к преувеличениям. Но они верно заметили тенденции, характерные для потребительского рынка России.
Продовольственное импортозамещение не может ограничиваться только наращиванием производства сельхозсырья и продуктов его переработки. Оно представляет собой систему, результат долговременной целостной государственной политики, которая включает, в частности, стимулирование отечественного производства продукции сельхозмашиностроения, агропромышленных технологий и других высокотехнологичных товаров, необходимых для АПК. К сожалению, вся эта продукция вот уже который год в основном импортная. «Перезапуск» выпускающих её отраслей, переход на использование отечественного оборудования и производство технологий займут, судя по мировой практике, не менее 5 лет.
Прямое и косвенное государственное субсидирование АПК в России (в расчёте на гектар сельхозугодий) как минимум в 5 раз меньше, чем в развитых странах Запада и многих развивающихся странах. Оно даже меньше, чем в Азербайджане, Белоруссии, Грузии и Туркменистане.
В системе оптовой закупки и сбыта сельскохозяйственной продукции в РФ по-прежнему преобладают всевозможные посреднические компании в отличие от других стран. В результате закупочные цены на отечественные сельхозтовары, особенно на молоко, мясо и фрукты, чрезвычайно занижены, что тормозит рост их производства. Это — с одной стороны. А с другой — посреднические ценовые «накрутки» приводят к тому, что конечная розничная цена в магазине на российское продовольствие оказывается вдвое, а то и втрое выше закупочной у производителей. Государство никак не может отладить механизм регулирования цен, сделать его дееспособным.
Кстати, растут объёмы ввозимых Россией продуктов питания, произведённых из отечественного сырья. В «дальнезарубежном» импорте готового продовольствия их доля составляет: по рыбопродуктам — около 40%; по молочному ассортименту, включая сыр, — около 25%; по овощным и фруктовым консервам, включая соки, — 30%; по растительному маслу — свыше 30%; по кормовой продукции с высокой добавленной стоимостью — не менее 30%.
«Минсельхоз и прочие чиновники «бросились» вести переговоры с Бразилией, Аргентиной, Китаем, Турцией, Азербайджаном, другими странами о замещении одного импортного продукта другим. Пока мы не слышали, что сельскому хозяйству России снизят или уберут вообще налоги, окажут должную финансовую господдержку, обеспечат доступ на рынки экономическими методами» — такую характеристику нынешнего состояния продовольственного вопроса даёт заместитель председателя комитета по развитию АПК Торгово-промышленной палаты РФ Павел Грудинин. По его мнению, пока нет гарантии, что через год, когда собственное производство будет увеличено, «в Россию не вернётся более дешёвая продукция с Запада».
А пока, по словам заместителя председателя комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Сергея Лисовского, «высокой остаётся зависимость страны от импорта по семенам картофеля и других сельхозкультур, от качественного дойного стада зарубежных пород». «Более 40% потребляемого в России продовольствия является импортным, — уточняет британская газета «Файнэншл таймс», — и компании розничной торговли говорят, что быстро переключиться на внутренние источники невозможно. Центробанк и правительственные ведомства, отвечающие за экономическую политику, также утверждают, что масштабные запреты на импорт продовольствия могут привести к усилению инфляции, которая за первую половину текущего года составила 7,9%».
Впрочем, главный и, пожалуй, вполне объективный вывод этой публикации такой: «Увеличение цен на продукты демонстрирует трудности, возникающие у России в её действиях по импортозамещению. Имея обширные площади пахотных земель, страна может стать чистым экспортёром продовольствия, однако после распада СССР в стране отсутствует политика поощрения инвестиций в сельское хозяйство. А из-за этого данная отрасль остаётся разрозненной, недооснащённой и слабой в финансовом отношении».
А вот противоположный пример того, какая сельскохозяйственная политика проводится в других странах. В частности, в странах Аравийского полуострова. Они так же, как и Россия, имеют колоссальные доходы от нефте- и газоэкспорта. Но Саудовская Аравия, Кувейт, Катар, ОАЭ реинвестируют их в числе прочих в пищевую промышленность и в АПК в целом. Одновременно создаются «тепличные условия» для национальных сельхозпроизводителей. Им государство устраивает длительные «налоговые каникулы»; компенсирует, выплачивая субсидии, 80—90% стоимости полученных кредитов; увеличивает инвестиции во все сектора АПК, в том числе в глубокую переработку сельхозсырья. Весомая поддержка развития передовых агротехнологий, регулирование закупочных, розничных цен, транспортных, энергетических тарифов — все эти меры также осуществляются государством. И что мы имеем в итоге? 85% общей территории этих стран занимают пустыни, но они, как минимум, на 80% обеспечивают свои совокупные потребности в сельхозсырье и готовом продовольствии за счёт внутреннего производства.
Что нужно сделать, чтобы произошли коренные изменения в области отечественного сельского хозяйства? Для этого, по мнению доцента Российского государственного аграрного университета имени Тимирязева Игоря Абакумова, необходимо «обеспечить крестьянам как минимум безубыточное, если не прибыльное, существование. Если в РФ господдержка на один гектар сельхозземель составляет 500 рублей, то в Европе это, замечу, 500 евро».
Нам нужно для начала разработать и утвердить стандарты помощи отечественным сельхозпроизводителям, подобные зарубежным. Сделать так, чтобы в максимально короткие сроки они могли бы поставить на рынок выращенную ими продукцию. И лишь потом «обихаживать» зарубежные страны, порой менее развитые, чем РФ, по поводу дополнительных поставок продовольствия.
Автор Артём ЛЕОНОВ
НОВОЕ НА САЙТЕ
- 08.01.22 Голос трудящихся Казахстана должен быть услышан вопреки провокаторам! Заявление Президиума ЦК КПРФ
- 17.06.21 Александр Харчиков. Эта память священна...
- 09.06.21 «Геннадий Зюганов». Документальный фильм телеканала «Красная Линия»