Санкт-Петербургское городское отделение Коммунистической партии Российской Федерации

Владимир Дмитриев: Науку и образование России гробят критерии «рентабельности», «конкурентоспособности» и прочие рыночные фетиши

23-24 октября 2014 года заместитель председателя постоянной Комиссии по образованию, науке и культуре Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, руководитель фракции КПРФ В.Я. Дмитриев принял участие в Международной научно-практической конференции «Роль образования в формировании экономической, социальной и правовой культуры». 

Организовали конференцию Комитет по науке и высшей школе Санкт-Петербурга и Санкт-Петербургский университет управления и экономики. Открывая обсуждение на пленарном заседании, с докладом «Проблемы и перспективы модернизации российского образования» выступил депутат Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, руководитель фракции КПРФ Владимир Дмитриев. В нём он подробно остановился на утверждённой в апреле 2014 года государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы, реализующей многие положения нового закона об образовании.

Среди серьёзных изменений: переход от аккредитации учреждений к аккредитации образовательных программ и соответственно от деления образовательных учреждений на виды; перевод аспирантуры из сферы науки в систему образования; ликвидация начального профессионального образования; снятие запрета на приватизацию образовательных учреждений; мониторинг системы образования; переориентация высшего образования с профессионального на чисто образовательное – перевод реально профессионального образования в сферу среднего и дополнительного профобразования. В то же время в стране ярко декларируется тренд практической ориентированности высшего образования, приведения его в соответствие с потребностями рынка труда и работодателей. Однако может ли реально наша экономика, находящаяся в застое, если не в спаде, определить актуальные и перспективные требования к подготовке кадров, к их количеству, квалификации, компетенциям и т. п.? Большинство российских предприятий едва справляется с решением текущих задач и точно не располагает ресурсами для инновационного развития. Тем более, мировая практика показала, что циклы подготовки специалистов и циклы смены технологий принципиально не совпадают. А так как технологии стремительно обновляются, то необходимо, прежде всего, получать фундаментальное образование, чтобы быть способным работать на любом оборудовании.

Массу замечаний у ректорского корпуса к новому порядку проведения мониторинга эффективности деятельности вузов. Среди них: ориентация мониторинга на затраченные ресурсы, а не на конкретные результаты; отсутствие корреляции с показателями и критериями аккредитации; неравные исходные условия для различных групп вузов и т.д.

Владимир Яковлевич сделал вывод, что Россия упорно движется в сторону европейского и американского образования, забывая свой собственный исторический опыт. В то же время Финляндия, где сейчас общепризнанно лучшая система образования в Европе, как раз и использует наши советские программы, методики и принципы образования. Надо ясно представлять, что ничто так не гробит науку и образование, как ориентиры «рентабельности», «конкурентноспособности», и прочие рыночные фетиши.

Руководитель аппарата фракции

Геннадий Денисов

 

Код для вставки в блог: