Промзона «Обухово». «У семи нянек» городской власти
26 января 2015 года постоянная комиссия по промышленности, экономике и собственности Законодательного Собрания Санкт-Петербурга под председательством члена фракции КПРФ Ю.А. Гатчина провела выездное заседание на территории промышленной зоны «Обухово» с целью оценки состояния дел и перспектив её развития.  
На предприятиях этой промзоны, а это около 60 только налоговых резидентов и несколько сотен арендаторов, малых предприятий, занято более 10 тысяч работающих. Местные налоги более 100 млн. рублей в год. Территория как сугубо промышленная сложилась более 50 лет назад, и если в советское время её развитие, рост экономической отдачи от предприятий был задачей и частью государственного планирования Ленинграда, то теперь она фактически предоставлена сама себе. И не только промзона «Обухово», но и 15 других, которые исторически сложились ещё до 1991 года, как правило, на окраинах города и были выделены в градостроительной документации как отдельные объекты развития.
Учитывая общий комплексный характер проблем всех подобных территорий Санкт-Петербурга, Ю.А. Гатчиным были приглашены к участию в обсуждении руководители органов исполнительной власти, Фрунзенской районной администрации, Союза промышленников и предпринимателей, Ассоциации промышленных предприятий Санкт-Петербурга, Уполномоченный по защите прав предпринимателей Санкт-Петербурга, директоры предприятий и организаций, расположенных в промзоне «Обухово».
Уже после ознакомительного объезда огромной территории площадью около 300 гектаров, подробного доклада председателя НП «Промышленная зона «Обухово» С.И. Каравашкина, выступлений участников фактически основной тормоз развития таких зон стал очевидным. Различные ведомства, в основном, владеют, если не о каждом квадратном метре промзоны, то достаточно полной информацией о характеристиках земельных участков, о правообладателях, инженерных сетях и дорожной инфраструктуре, других параметрах. Но у «семи нянек», а именно столько профильных ведомств Санкт-Петербурга по совпадению были представлены на заседании, как известно, «дитя без глазу».
Требующие именно комплексного развития, промзоны фактически выпадают из процесса территориально-производственного планирования, отсутствуют как объекты управления этим развитием. Показательный пример: ведомства знают, какие дороги общего пользования или инженерные сети в зоне бесхозные. Ну, знают, а дальше собственно ничего. Они в натуре есть, но для принятия любых управленческих решений, а тем более инвестиций, их как бы и нет. Даже для администрации Фрунзенского района, в границах которого она и существует, это тоже зона отчуждения, до которой руки, если и доходят, то в последнюю очередь. В выступлениях председателя Комитета по промышленной политике и инновациям М.С. Мейксина, председателя Комитета по энергетике и инженерному обеспечению А.С. Бондарчука также прозвучали доводы о других, сиюминутных, чисто денежных подходах и приоритетах в планировании, различные оценки потребности финансовых средств. Они разнятся (правда, кто и как считает при этом?) – от 3,2 до 11,6 млрд. рублей, необходимых в ближайшие годы. Некоторые инфраструктурные объекты будут построены по адресным программам ОАО «Российские сети» и ОАО «Газпром», однако всё равно без создания управляющих кампаний такими промзонами на основе государственно-частного партнерства города и резидентов таких зон, вопрос их увеличения инвестиционной привлекательности и роста налоговой отдачи с места не сдвинуть.
Попытки управления «на общественных началах» с помощью «некоммерческих партнерств» или «координационных советов», как очевидно всем, задачи не решают. Бюрократические стены ведомств и монополий при решении подчас простейших вопросов таким структурам не пробить. Эта критика исполнительной власти прозвучала в выступлениях Уполномоченного по защите прав предпринимателей А.В. Абросимова, исполнительного вице-президента Союза промышленников и предпринимателей А.А. Золотарева, присутствующих директоров предприятий.
Депутаты Ю.А. Гатчин и И.В. Иванова и другие задали много вопросов, из ответов на которые ясно, что тема, затронутая и рассмотренная в таком формате обсуждения, более чем актуальна и своевременна. Она требует более серьёзного изучения, разработки конкретных предложений, установления новых правовых механизмов. По предложению председателя постоянной комиссии Ю.А. Гатчина была создана рабочая группа, которая под его руководством с привлечением специалистов обобщит итоги обсуждения и продолжит работу.
Соб. корр.
НОВОЕ НА САЙТЕ
- 08.01.22 Голос трудящихся Казахстана должен быть услышан вопреки провокаторам! Заявление Президиума ЦК КПРФ
- 17.06.21 Александр Харчиков. Эта память священна...
- 09.06.21 «Геннадий Зюганов». Документальный фильм телеканала «Красная Линия»