Юрий Гатчин: Основы промышленной политики в Санкт-Петербурге нуждаются в немедленной корректировке
Депутат-коммунист Ю.А. Гатчин 22 апреля 2015 года внес на Промышленный Совет Санкт-Петербурга проект поправок в закон Санкт-Петербурга «Об основах промышленной политике в Санкт-Петербурге. Проект поправок был единодушно поддержан. 
Развитие индустрии Санкт-Петербурга, как несущего каркаса его экономики, сохранение и приращение её кадрового потенциала всегда было в числе приоритетов политической работы городской партийной организации, фракции КПРФ в Законодательном Собрании Санкт-Петербурга. Подписанный Президентом РФ 31 декабря 2014 года Федеральный закон №488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации», которого так все добивались, вступит в силу 1 июля 2915 года. Его принятие проложило законодательную дорогу важным изменениям в закон Санкт-Петербурга от 08.06.2009 года № 221-47 года «Об основах промышленной политики Санкт-Петербурга», которые необходимо было принять до обсуждения нового варианта городского бюджета на 2015 год и два следующих года.
Не упустить время, даже год, сформировать в рамках бюджета государственный фонд поддержки промышленности и инноваций Санкт-Петербурга в 1 млрд. рублей, быстрее научиться работать с его ресурсами в интересах экономики Санкт-Петербурга - цель достойная. Она заслуживает любых усилий. Вот почему сразу после заседания рабочей группы по разработке предложений, изменений и дополнений в закон Санкт-Петербурга от 08.06.2009 года № 221-47 года «Об основах промышленной политики Санкт-Петербурга», которое 20 марта 2015 года провел Ю.А. Гатчин, депутат фракции КПРФ, председатель постоянной комиссии по промышленности, экономике и собственности Законодательного Собрания Санкт-Петербурга и где были согласованы основные законодательные новации, работа была максимальна ускорена и её итог был вынесен на главную авторитетную экспертную площадку – Промышленный Совет Санкт-Петербурга. Его заседание прошло 22 апреля 2015 года в Смольном. Ю.А. Гатчин был основным докладчиком по этому интересовавшему всех вопросу.
Обращаясь к коллегам, Ю.А. Гатчин сказал:
В этой аудитории как раз уместно вспомнить, что на Законе «Об основах промышленной политики Санкт-Петербурга», который у нас на руках, и который мы сегодня обсуждаем, стоит дата 13 мая 2009 года. Т.е. почти 6 лет назад после долгих, настойчивых усилий в т.ч. многих здесь сидящих уважаемых капитанов индустрии, тогда был принят наш региональный закон, вернувший саму тему промышленной политики в постоянную повестку дня работы органов государственной власти нашего города. Я думаю, никто не будет спорить, что, несмотря на свой мягкий нормативно-правовой, достаточно рамочный характер, он сыграл и играет свою большую организующую роль в выстраивании реальной, собственно промышленной политики, возвращении петербургской индустрии и отраслевой науке их непреходящей роли несущего каркаса всего народно-хозяйственного комплекса Санкт-Петербурга. Не удивительно, что эта роль и необходимость промышленной политики была зафиксирована в качестве приоритета в «Концепции социально-экономического развития Санкт-Петербурга до 2020 года», утвержденной в 2012 году и принятой затем уже в 2014 году в «Стратегии социально-экономического развития Санкт-Петербурга до 2030 года». Кроме того, теперь очевидна и другая немаловажная заслуга закона «Об основах промышленной политики Санкт-Петербурга». В такой постановке он был одним из первых подобных, если не лучшим из региональных законов в Российской Федерации и принимался в атмосфере господствовавших либерально-монетарных умонастроений, упорной реализации провалившихся негодных рецептов государственного управления экономического блока Правительства страны, фактически гайдаровского покроя. Закон Санкт-Петербурга послужил одним из тех авторитетных сигналов из субъектов РФ, необходимых толчков, которые выливались затем в критическую массу и в итоге заставили наше Правительство признать очевидное – с федеральным законом, закрепляющим промышленную политику России, как приоритет её развития и укрепления суверенитета, тянуть больше нельзя. Как вы помните проект закона РФ «О промышленной политике в Российской Федерации» приятый в итоге под занавес 2014 года уже не один год до этого в виде многочисленных редакций странствовал по высоким государственным инстанциям. Понадобились, однако, как водится в нашей национальной традиции «пока гром не грянет…», серьезный внешнеполитический и санкционный нажим на экономику страны, чтобы радикально ускорить принятие принципиально важного закона «О промышленной политике в Российской Федерации». Кто был знаком с предыдущими редакциями этого закона согласятся, что он вышел в сокращенном виде, недосчитался некоторых положений и даже статей, лишился имевшейся конкретики. Думаю практика экономической жизни, реалии сегодняшнего непростого положения промышленности страны, острота проблемы импортозамещения, особенно в ВПК заставят даже самых упрямых либеральных правительственных фундаменталистов всё же более решительно повернуться к развертыванию новой индустриализации. Принятый Федеральный закон «О промышленной политике в Российской Федерации» здесь только камень, брошенный в застойную воду, от него должны пойти круги реальных исполнительных решений, глубоких институциональных и структурных перемен. Поддержать эти перемены мы должны и своим региональным законом, внеся на первом этапе некоторые необходимые изменения и поправки в действующий петербургский закон до начала практической работы над корректировками бюджета Санкт-Петербурга на 2015 год, и на последующие два года т.е., я акцентирую, фактически уже в эти дни.
На рабочем совещании, которое мы провели в постоянной комиссии по промышленности, экономике и собственности Законодательного Собрания Санкт-Петербурга 20 марта с.г. совместно с руководством и специалистами Комитета по промышленной политике и инновациям, Союза промышленников и предпринимателей, Ассоциации промышленных предприятий, Ассоциации предприятий радиоэлектроники, приборостроения, средств связи и инфотелекоммуникаций, авторитетными представителями экспертного сообщества, юристами коллегиально было принято решение поручить именно нашей комиссии внести в Законодательное Собрание итоговый документ, содержащий необходимые поправки в Закон «Об основах промышленной политики Санкт-Петербурга». Постоянная комиссия, является рабочим органом Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, за которым нормативно закреплено данное направление законотворческой деятельности, поэтому присутствующие согласятся, что такая наша координирующая роль оправдана. Кроме того по общему мнению, такой вариант ускоренного принятия внесения поправок был признан как наиболее оптимальный и гибкий, и хотя Федеральный закон вступит в силу с 30 июня 2015 года, мы его в данном случае не нарушаем, лишь заявляя в нашем законе Санкт-Петербурга предстоящие важные институциональные изменения, требующие отражения в текущем бюджете. Я имею в виду, прежде всего статью о государственных фондах развития промышленности Санкт-Петербурга. Проект поправок к закону у вас на руках.
Хочу сразу сказать, что уважаемые члены Промышленного Совета, представители общественных организаций промышленности и многие другие, кто направил свои предложения и поправки, целые дополнительные статьи в законопроект к нам в депутатскую комиссию, пока не увидят здесь многого из представленного ими. Причина одна - даже такой небольшой документ, который разработан и одобрен Комитетом по законодательству и нашей Постоянной комиссией по промышленности, экономике и собственности для рассмотрения во втором чтении в Законодательном Собрании, это плод острых дискуссий специалистов, столкновения мнений различных юридических инстанций, обязательных к экспертизе, соблюдения регламентных процедур. Например, одни считают, что структура содержательных блоков петербургского закона должна в значительной мере повторять федеральную, другие настаивают на обратном, предлагая сохранить имеющуюся структуру и стилистику, или что нет смысла уточнять для Санкт-Петербурга понятийный аппарат закона. Нельзя не заметить, что у редакторов принятого федерального закона рядом, похоже, лежал и наш петербургский закон. Это многие внимательные эксперты отметили. Положения и статьи о финансовой, консультационной помощи, содействие развитию кадрового потенциала, поддержка внешнеэкономической деятельности практически перекочевали в федеральный текст, надо признать в более четкой форме. Поэтому претерпела изменение статья 8 «О мерах стимулирования деятельности в сфере промышленности», ставшая содержательным аналогом ст.9 федерального закона. Поэтому в нашем законе уже не понадобилась повторная расшифровка указанных мер поддержки промышленной деятельности.
Учитывая накал критики об отсутствии в проекте поправок в сфере поддержки петербургской промышленности при планировании приоритетного госзаказа на их продукцию, в частности аналога статьи 18, должен отдельно сказать о таком сознательном решении. То, что может и должна делать Российская Федерация в ответ на хамские санкции западных стран, засунув под сукно нормы и правила ВТО, ограничив или полностью закрыв доступ на наш рынок продукции иностранных производителей, мы в отдельном её субъекте делать и пытаться повторять не должны. Какие-либо запреты для других, квоты для своих питерских заводов и плановые поставки чего-либо по фиксированным ценам, установленные законом, не только очевидно противоречат действующим конституционным нормам, они вредны чисто экономически. Я, как секретарь горкома КПРФ, и человек, безусловно, социалистического выбора, также тем не менее это утверждаю. В законе же как раз и содержится целый набор государственных мер поддержки, позволяющих нашим замечательным предприятиям произвести и предложить городу самую лучшую и самую дешевую продукцию, а продавцу и покупателю, работающим в одном городе, в Санкт-Петербурге, буквально кликом компьютерной мышки найти друг друга в государственной информационной системе промышленности Санкт-Петербурга. Вот её надо обязательно довести до ума и узаконить в специальной статье закона. Также наверно следует поступить в отношении порядка заключения специального инвестиционного контракта, промышленных кластеров и многого другого.
Замечаний и предложений, разного свойства, которые их авторы считают совершенно обязательным прописать в нашем законе «Об основах промышленной политики в Санкт-Петербурге», в комиссии имеется в общей сложности на солидный трехтомник. Это здорово, что законодательная проблема вызвала столь живой интерес у множества людей. И мы в постоянной комиссии Закса и наши коллеги из Комитета по промышленной политике и инновациям, Союза промышленников и предпринимателей Санкт-Петербурга (они видимо сами скажут об этом в своих выступлениях), считая сегодняшние поправки первым ситуационным этапом работы, не терпящим отлагательств, планируем выйти на подготовку новой редакции закона Санкт-Петербурга «О промышленной политике в Санкт-Петербурге». Но это уже совсем другой документ, другой уровень законотворческой работы. За предстоящие месяцы, можно не сомневаться и у нас и в других регионах России, в её промышленных центрах, проявится первый опыт применения федерального закона, обозначатся его пробелы, произойдет то, что в инженерных практиках называется «наработкой на отказ». Наша рабочая группа постоянной комиссии по промышленности, экономике и собственности Законодательного Собрания Санкт-Петербурга безусловно продолжит свою работу по инициированию новой редакции закона. На официальном сайте Союза промышленников и предпринимателей Санкт-Петербурга уже размещен такой проект новой редакции закона. Он, в частности, также может послужить основой для выстраивания новой более содержательной и юридически безупречной редакции Закона «О промышленной политике Санкт-Петербурга». Если потрудиться, то к концу года такую работу можно совместными усилиями успеть завершить.
Сегодняшний вариант поправок прошу Промышленный Совет Санкт-Петербурга принципиально поддержать. Всю критику мы естественно учтем и примем в работу. Какие-то неточности, шероховатости и стилистические ошибки, на которые вы нам укажите, мы сможем устранить уже при третьем чтении законопроекта. Имея за спиной такую авторитетную поддержку, мне будет легче убедить также всех депутатов в необходимости и продуманности всех наших решений. Спасибо за внимание.
Предложенные докладчиком поправки были единодушно одобрены. Члену Президиума Промышленного Совета Санкт-Петербурга, депутату-коммунисту Ю.А. Гатчину было поручено внести их в Законодательное Собрание города не только от имени постоянной депутатской комиссии, но и всего авторитетного сообщества промышленности и отраслевой науки. Нет сомнений, что этот одобренный законопроект о поправках поддержат и в городском парламенте, а Губернатор Санкт-Петербурга его подпишет. Но впереди выполнение программы-максимум – до конца года подготовить новую редакцию закона «О промышленной политике в Санкт-Петербурге». Предстоит обобщить все поступившие и поступающие предложения. Их много, интересных, подчас неожиданных. Они не останутся незамеченными, пойдут в работу.
Соб. инф.
НОВОЕ НА САЙТЕ
- 08.01.22 Голос трудящихся Казахстана должен быть услышан вопреки провокаторам! Заявление Президиума ЦК КПРФ
- 17.06.21 Александр Харчиков. Эта память священна...
- 09.06.21 «Геннадий Зюганов». Документальный фильм телеканала «Красная Линия»