Санкт-Петербургское городское отделение Коммунистической партии Российской Федерации

«Вторая казнь Олега Кошевого». Рецензия в газете «Правда» на телесериал «Молодая гвардия»

Заметки после премьеры телесериала под названием «Молодая гвардия». 

Сразу скажу: я не удивляюсь, что какой-то части зрителей этот сериал понравился. Есть тому объяснения. Большинство молодых, конечно, не читали великий роман Александра Фадеева и не видели столь же великий фильм Сергея Герасимова, так что для них это — открытие самого факта существования «Молодой гвардии», историю которой изложили им максимально приближённо к современным боевикам. А некоторых старших подкупает, что содержание-то всё-таки патриотическое и нет здесь вроде бы лютой антисоветчины, какая уже набила оскомину в других сериалах и фильмах. Действительно, по сравнению с густопсовыми «Орловой и Александровым» и «Однажды в Ростове», предшествовавшими «Молодой гвардии» на том же Первом канале, эта работа может показаться кому-то выделяющейся из общего антисоветского телепотока. Неужели к 70-летию Победы делали сериал с искренней задачей восславить советских героев, раскрыть новым поколениям основы их героизма? Ой ли!
 
 

Настоящая и главная их задача

Решение её началось уже в завлекающем рекламном анонсе. «Подлинная история «Молодой гвардии»!» — несколько дней подряд с придыханием вещал закадровый голос. Ударение — на слове «подлинная».

Здесь уж сходу и однозначно заявлено: всё, что вам рассказывали и показывали о «Молодой гвардии» в советское время, — не подлинное. А появление в самом первом титре сериала эмблемы Военно-исторического общества даёт понять, что раскопало оно, это общество, видимо, и в самом деле много чего-то ранее неизвестного об известнейшей подпольной комсомольской организации, героически действовавшей во время гитлеровской оккупации в донбасском городе Краснодоне.

Однако единственное, что можно считать неким открытием для нового художественного воплощения темы «Молодой гвардии», вовсе не есть открытие последнего времени. Я имею в виду, конечно, Виктора Третьякевича, который стал в сериале главным действующим лицом.

Да, в классических романе и фильме о «Молодой гвардии» этого не было и не могло быть, потому что Третьякевич, оговорённый на первом суде над краснодонскими пособниками фашистов в 1943 году, считался тогда предателем. Роман А. Фадеева писался и печатался буквально по горячим следам событий, и в 1946-м он уже вышел отдельным изданием. В 1948-м на экраны вышла киноэпопея С. Герасимова.

Впечатление от обоих произведений сегодня трудно передать — оно было в полном смысле потрясающим. Грандиозным! Одновременно в сотнях театров страны с необыкновенным успехом шёл спектакль «Молодая гвардия». И главными героями как в книге, так и на сцене, экране были пятеро молодогвардейцев, удостоенных в сентябре 1943 года звания Героя Советского Союза: Олег Кошевой, Ульяна Громова, Иван Земнухов, Сергей Тюленин и Любовь Шевцова.

Не только с ними, конечно, встречались читатель и зритель. Но их имена в первую очередь олицетворяли для всей страны легендарную организацию, в которой состояли более восьмидесяти человек. Лишь немногие остались в живых — почти всех, как известно, после зверских пыток фашисты казнили.

Через 16 лет после трагедии, в 1959-м, состоялся судебный процесс ещё над одним краснодонским полицаем — В. Подтынным. Выяснились некоторые новые обстоятельства, связанные с деятельностью и гибелью молодогвардейцев. Специальной комиссией, созданной после процесса, было установлено, что Виктор Третьякевич стал жертвой клеветы.

Посмертно его наградили орденом Отечественной войны I степени. Вышло много публикаций на эту тему, самая известная — документальная повесть журналиста «Комсомольской правды», а впоследствии «Правды» Кима Костенко «Это было в Краснодоне». Однако художественного изображения, равного классике Фадеева и Герасимова, не только тогда, но и за все последующие годы образ Третьякевича не получил.

И вот — дождались.

Вместо давней фашистской клеветы — теперь новая

Можно было бы лишь порадоваться, что забытый герой появился на экране. Если бы делалось это чистыми руками и с чистыми помыслами! Но ведь уже тот многозначительный анонс о «подлинной истории» настораживал вопросом: насколько подлинной будет она по отношению к другим героям «Молодой гвардии», некогда прославленным, а за последнее время тоже фактически забытым? И особенно — каким предстанет перед нами Олег Кошевой?

Сериал в этом смысле превзошёл наихудшие предположения. Стало ясно (по крайней мере, я так думаю), что и делался-то он в основном для уничтожения одного из самых знаковых имён в советской истории Великой Отечественной войны. Точно так же, замечу, и по той же причине было с Зоей Космодемьянской.

Вдохновители и создатели этого телеизделия сработали вполне по-геббельсовски: врать до оглушения. В первой половине сериала у них Олега вообще нет. Затем появляется некий франтоватый хлыщ, демонстративно отстраняющий себя от всего, что происходит в оккупированном городе. Уютный дом, заботливая мама. Причём заботливая как по отношению к сыну, так и к немцам, которые в доме поселяются. Есть явственный намёк и на её лёгкое поведение с этими немцами.

Согласно подлинной истории, в доме должна жить ещё бабушка (сохранилась трогательная надпись Олега на его фотографии: «Дорогой голубке бабушке…»). Но в заданном контексте она была бы лишней, и её «секвестировали». Олега же конструируют поразительно нелепым в какой-то странной наивности, доходящей прямо-таки до глупости. И столь же странно мгновенное прозрение. Показывает ему Ваня Земнухов кучу трупов где-то в шахтном отвале, и он истерически падает чуть ли не в обморок. Для него, оказывается, это первое свидетельство фашистских зверств. Все в городе про эти зверства давно знают, а он один — нет. Удивительно — и возмутительно.

Да, крайнее возмущение испытываешь, видя всю эту реконструкцию убеждённого комсомольца Олега Кошевого, одного из признанных руководителей «Молодой гвардии», в совершенно случайного и незначительного для неё человека. Обязательно надо было, возвысив Третьякевича, сбросить с пьедестала Кошевого?

Для тех, кто замышлял и делал сериал, — обязательно! Ведь после этого можно говорить о «советской подделке» (хотя оклеветали Третьякевича фашистские прислужники, а не Советская власть!); после этого как бы само собой перечёркивается очень многое, что волновало людей в связи с «Молодой гвардией» и обаятельнейшим Олегом, в том числе пронзительная книга Елены Николаевны Кошевой «Повесть о сыне». Охаяли мать вместе с сыном, не дрогнула рука…

От имени погибшей сестры

— Но хочу напомнить, что Елена Николаевна за помощь «Молодой гвардии» награждена орденом Отечественной войны II степени! Могло бы произойти это, если бы она была такой, какой её изобразили в сериале?

Это я говорю по телефону с Владимиром Петровичем Минаевым, который живёт сейчас в Киеве. Его сестра, Нина Минаева, была членом «Молодой гвардии», она казнена вместе с большинством своих товарищей. Младшему брату было тогда десять лет, но кое-что из того времени он помнит чётко. А главное вот в чём: он уже многие годы занимается историей «Молодой гвардии» (подлинной, конечно) и написал книгу против клеветы, которой подвергнуты молодогвардейцы в условиях современной Украины.

Надеюсь, что мы более подробно познакомим читателей «Правды» с этой работой, а пока коротко — его отзыв о сериале, который Владимиру Петровичу удалось посмотреть:

— Слишком много вранья! Какая там «подлинная история»… И знаете, в главном направленность украинской и российской пропаганды тут сходятся: «деидеологизировать», «деполитизировать» краснодонское подполье. А это значит — изъять коммунистическую основу и дух. Ну да, мол, ладно, никуда не денешься, подпольная организация «Молодая гвардия» действительно существовала, однако они были просто борцами — борцами без коммунистической идеологии.

Владимир Петрович отмечает, что президенты Украины и буржуазная Верховная Рада в своих постановлениях, посвящённых юбилеям «Молодой гвардии», давно уже заменили наименование «подпольная комсомольская организация» на «подпольная молодёжная». Нынешние украинские идеологи пишут прямо: «Нужно освободить историю «Молодой гвардии» от идеологических и политических наслоений. Это станет важной ступенью в формировании патриотических взглядов у современной молодёжи».

Ну да, патриотических взглядов «вообще»…

— Такую же тенденцию ясно вижу и в российском сериале, — подчеркнул брат казнённой фашистами комсомолки из «Молодой гвардии». — Постарались сделать этакий «безыдейный» приключенческий боевик.

Да, Леонид Пляскин — это вам не Сергей Герасимов.

Слово «боевик» вполне подходит. Погони, преследования, перестрелки — всё как положено. Вплоть до самого нереального: например, спасаясь от немцев, Третьякевич может спрятаться с головой… в бочке с мазутом. К подлинным событиям такое вряд ли относится, но на что не пойдёшь ради завлекательности.

Художественный домысел был и у Фадеева с Герасимовым. Однако там он, как правило, продиктован стремлением глубже раскрыть внутренний мир героев и придать больше выразительности их характерам. В данном случае господствует сугубо внешнее, а вот духовное содержание этих ребят остаётся неведомым. Но ведь в жизни они читали, думали, мечтали, у них были свои любимые герои. Кстати, в сериале Ваня Земнухов «перекликается» с Олегом персонажами из Фенимора Купера, хотя это свойственно скорее гимназистам дореволюционной поры. У нового советского поколения главные книги и герои были уже совсем другие.

— Когда мы снимались в фильме, много узнали о молодогвардейцах. Какие же они внутренне богатые и красивые! Это прежде всего мы и старались передать.

Так говорила мне на днях народная артистка СССР Инна Макарова, талантливо сыгравшая в картине Сергея Герасимова Любу Шевцову. А какой получилась она, «Любка-артистка», в новом сериале?

Режиссёр Леонид Пляскин решил использовать возможности уже известной «сериальной» актрисы Катерины Шпица в основном, так сказать, эротически. Она — разведчица и выступает в офицерском кабаре перед немцами. Эстетические вкусы фашистов известны, и выступления «с клубничкой» вполне этим вкусам соответствуют. Причём их так много и они так тщательно отработаны, что выливаются в самостоятельную концертную линию, далеко уводящую от сути «Молодой гвардии».

Однако авторы, наверное, сочли это очень удачной находкой: как же, придаёт тяжёлому сюжету пикантность, приятно смотреть… И последовало соответствующее продолжение: перед заключительными сериями Катерину Шпица и её партнёра по танцам в кабаре Юрия Чурсина приглашают в передачу «Ночной Ургант».

Торжество пошлости! По сюжету сериала впору минуту молчания объявлять, а тут — шуточки, хохмы, солёные двусмысленности. На глазах происходит уничтожение трагедии. Точно так же было, если помните, после сериала «Страсти по Чапаю».

Чего добиваются этим приёмом на Первом канале? А вот чего: показали мы вам, дескать, всякие неприятные события из прошлого, но вы расслабьтесь, не воспринимайте слишком всерьёз.

Закономерно вопрос возникает: а насколько всерьёз подходят создатели таких сериалов к тому, что они делают? Таких, то есть с претензией на правдивый показ каких-то страниц советской истории. Как сами к ним относятся? Как воспринимают?

Излишне говорить, чем была «Молодая гвардия» для Фадеева, Герасимова и всей плеяды юных актёров, начавших с того фильма свой большой путь в искусстве. А для Пляскина и его группы? Даже не сравнивая уровень талантов, понимаешь: внутренний заряд не тот, не то вдохновение!

Достаточно вспомнить, как мощно звучала сцена клятвы молодогвардейцев у Герасимова и насколько буднично, невыразительно прошла она в сериале Пляскина. Или красные флаги, вывешенные комсомольцами Краснодона в канун 25-летия Великого Октября на восьми самых высоких точках города. Фильм 1948 года был чёрно-белым, однако впечатление создавалось сильнейшее. Теперь всё в цвете, и флаги красные пришлось-таки показать, но вряд ли у кого дух захватит так, как тогда.

И в этом ведь не только мера мастерства и таланта. Здесь и отношение к поводу, по которому советские флаги над городом появились. Уйти от этого эпизода, одного из ключевых в истории «Молодой гвардии», было невозможно. Однако говорят в сериале не про 25-летие Октября, а про календарное 7 ноября, и только единожды мелькает упоминание Октябрьской революции. И уж конечно, не слушают молодогвардейцы по радио доклад Сталина из Москвы…

Нет в сериале духа времени, того особого комсомольского духа — товарищества, сплочённости, единства, который пронизывал и поднимал эпопею Сергея Герасимова. Оценивая актёрские работы, можно выделить Никиту Тезина в роли Третьякевича. Однако он здесь сам по себе — индивидуум, супергерой. Мстит за любимую Соню, чьи часики как амулет носит на груди. А когда заходит речь об организации и кто-то из ребят говорит, что он ещё не вступил в комсомол, Третьякевич бросает в ответ: «Это не важно».

Но мы-то знаем, что в реальной «Молодой гвардии» были временные комсомольские билеты и в комсомол принимали. Значит, для них это было важно. Олега Кошевого, который после провала организации пытался уйти из города, задержали, когда нашли у него комсомольский билет, зашитый в пиджаке.

Опустив почти совсем даже упоминания о комсомоле и Коммунистической партии, Тезину-Третьякевичу предложили зато своеобразный поединок индивидуумов — с фашистским полковником Ренатусом в исполнении Алексея Верткова. Это и психологическое единоборство, и соревнование на скрипках, и своего рода интеллектуальный диалог. Искусственность всего этого более чем очевидна, и она тоже фактически уводит от магистральной темы «Молодой гвардии».

Что же, режиссёру просто надо было чем-то занять время, прибегнув к фальшивой философской многозначительности? Или, может, нагромоздил это ради того, чтобы фашист вдруг заявил о своём уважении к Сталину, который «навёл порядок в стране»? В современном контексте уравнивания Гитлера и Сталина заявление для кого-то весьма актуальное…

Давайте признаем: абсолютному большинству нынешних мастеров кино и телевидения не дано творить честных, правдивых и глубоко волнующих работ о советском времени. Очень точно сказал на страницах «Правды» режиссёр Карен Шахназаров: «В советском времени была великая идея». Многим сегодняшним творцам она чужда, а то и ненавистна. Чего же ждать? Вот и «Молодая гвардия» на сегодня останется пока больше «брендом» для молодёжной организации «Единой России», нежели современным художественным памятником, достойным святых советских героев и мучеников.

 По страницам газеты «Правда», Виктор Кожемяко 
 
 
Код для вставки в блог: