Санкт-Петербургское городское отделение Коммунистической партии Российской Федерации

Парк советского периода

Рецензия на антисоветскую киноподелку 

Так привык слышать, что Юлий Гусман – великий режиссёр, один из корифеев отечественного кинематографа, и вообще человек весьма уважаемый в мире юпитеров и софитов, что даже перестал задумываться, что же, собственно, он снял. И вот недавно, улицезрев его в очередной раз по телевидению, озадачился этим вопросом. Вспомнился лишь старый невнятный истерн (по аналогии с вошедшими тогда на западе в моду вестернами) «Не бойся, я с тобой», где Лев Дуров играет невесть откуда взявшегося в дореволюционном Азербайджане каратиста-революционера. Тот фильм не спасали даже неплохие песни – настолько невразумительным был сюжет, а фильм был бездарно сляпан из штампов и откровенных попыток угодить зрителю. И вспомнился ещё широко рекламируемый в минувшем 2006 году «блокбастер» «Парк советского периода». Характерно, что в те, советские времена Гусман снял дешёвую революционную агитку, от которой в силу её бездарности и фальшивости вреда было больше чем пользы, то по прошествии лет, когда конъюнктура изменилась, снял антисоветский пасквиль. Вот на нём-то и хотелось бы остановиться подробнее.

Во-первых, бросается в глаза, что Гусман – человек действительно в киномире уважаемый. Как ему удалось привлечь к своему фильму такое созвездие актёров, и просто известных людей, можно только гадать. Здесь и Сергей Никоненко, и Александр Абдулов, и Станислав Садальский, и Авангард Леонтьев, и Владимир Зельдин, и Клара Лучко, и Игорь Кириллов, и Анатолий Карпов, и Иосиф Кобзон. Правда, все они, кроме Никоненко, снимаются в эпизодах, и, как правило, играют самих себя. Во-вторых, несомненным достоинством киноленты является прекрасная музыка советских композиторов, которая звучит на протяжении всего фильма. Больше ничего хорошего сказать о картине нельзя.

Сюжет вкратце таков: некий омерзительно современный журналист в исполнении Александра Лазарева-мл, ведущий ток-шоу «замочная скважина», в котором легко узнаётся Нагиев, задолжал криминальному авторитету крупную сумму денег. И теперь должен отработать эти деньги, сняв хвалебный телесюжет о необычном доме отдыха, в который бандит вложил свои кровные. Журналист не против, тем более что друг его (Абдулов, в собственном – чуть не сказал соку – исполнении) давно ему это место рекомендует. И журналист поехал отдохнуть, а заодно и поработать. Въехав на территорию парка, он попадает в тщательно воссозданный мир советского элитного санатория. Звучат советские песни, по телевидению транслируются исключительно внутрисанаторные новости, которые читает Кириллов, а газированная вода в киосках стоит одну копейку. С сиропом, естественно, три. Развлечений великое множество – можно поехать на целину, поиграть в космонавта, или собрать урожай вместе с Кларой Лучко под песню Дунаевского «Урожайная». Можно побыть кем-то из известных людей Советского Союза. Так главный герой какое-то время изображает Берию, а персонаж Никоненко играет в Чапаева. Есть и кладбище старых памятников: Сталин, Брежнев, Ленин, Хрущёв…

Однако зло не дремлет. Персонифицировано оно в лице начальника санатория – мерзкого, естественно, КГБ-шника, в исполнении Михаила Ефремова. Этот персонаж препятствует любви журналиста и сотрудницы санатория. Сначала он долго пробует убедить упрямого телевизионщика по-хорошему, а затем заламывает ему руки за спину, пытает, и шантажирует заявлением об изнасиловании, которое он грязными и гнусными методами выбил из возлюбленной журналиста. Либо заявление идёт в ход, либо журналист снимает тот самый хвалебный сюжет.

После этого начинается Голливуд. Герой некоторое время притворяется покорившемся судьбе, но вдруг тайком пробирается в центр управления, взламывает компьютер (он вдруг оказывается компьютерным гением) и с дистанционным пультом в руках, грозя разнести весь санаторий, требует чтобы ему отдали любимую и немедленно выпустили в нормальный человеческий мир. Затем по всем правилам американского кино следует рукопашный поединок между плохим парнем и хорошим парнем. Хороший побеждает и увозит свою гёрл-френд на броневике (якобы том самом, на котором выступал когда-то Ленин). По дороге им встречается бандит, которому журналист задолжал, но неожиданно на лихом коне вылетает Чапаев-Никоненко с конармией и обращает бандитов в бегство. Затем попадается на встречу тягач, везущий – ура! – мавзолей Ленина в кладбище памятников, что находится в парке. На такой вот радостной ноте и кончается фильм.

Идея фильма проста как пять копеек: советская система настолько ужасна и противоестественна, что даже попытка её воссоздания в одном отдельно взятом доме отдыха приводит к дикости и уродству. Какие для доказательства этого своего тезиса Гусман применяет средства? Простые. Во-первых, все радетели за советский союз – или моральные уроды, или клинические дураки, в то время как противники советского строя – люди свободные и мыслящие. Во-вторых, на экране постоянно мельтешат то пародийные партсобрания, то «совковая» бюрократия, то пьяное «русское быдло». В-третьих, имеют место быть песни Тимура Шаова (есть такой дембард). Там и про одну большую тюрьму, которой была страна советов, и про гулаги. Впрочем, это-то как раз ошибка Гусмана, потому что после Дунаевского или Хренникова чем больше слушаешь группу Любэ или Тимура Шаова, тем яснее осознаёшь что ткое культура, а что – её убогое подобие. Есть в фильме место и дешёвому символизму. То эффектно разбивается статуя Сталина, то водителю тягача герой с пафосом заявляет: «Это шоссе свободы, оно не ведёт в парк советского периода», то главврач отодвигает в сторонку бюст Дзержинского и достаёт из-за него бутылку коньяка. Дескать, для прикола Феликс стоит в шкафу.

Замысел был весьма вреден, но вот исполнение Гусмана подвело. Фильм на редкость плох. Ни советская музыка, ни обилие знакомых с детства лиц, ни на удивление качественная игра актёров, ни пара-тройка неплохих шуток, которые, правда, ни к селу ни к городу, его не спасают. Плох он именно звериной ненавистью к советскому прошлому нашей страны. Будто бы в истерике бьётся Гусман, брызжа слюной и корчась в бессильной злобе. Совершенно лишней выглядит и сама любовная интрига, являющаяся основной сюжетной линией: Гусман одновременно пытался снять и мелодраму, и боевик с драками, и комедию, и социально-философскую притчу. И толком не получилось ничего. Любовная линия притянута за уши. Немногочисленные шутки выглядят в картине инородным телом. Драки Гусман как не умел двадцать лет назад ставить, так и сейчас не научился. А вместо социально-философской притчи – вопль о свободе слова и правах человека, которые так долго притесняли «коммуняки». Так что, будь я, не дай бог, самым последним либералом, и то удовольствия от просмотра не получил бы.

А на чьи же деньги снят этот далеко не самый дешёвый фильм? Увидев в титрах надпись «Особая благодарность за огромную помощь в создании фильма г-ну Тельману Мардановичу Исмаилову», я не удивился. Удивился я, увидав в начале фильма чёткую надпись: «При государственной финансовой поддержке Федерального агентства по культуре и кинематографии». Вот, значит, на что тратятся государственные деньги. Вот, значит, что такое поддержка российского кинематографа. Что ж, от ведомства Швыдкого можно ли ждать чего-либо другого?

Фильм плох, бесталанен, тенденциозен и несмотрибелен, как и весь «агитпроп», которым грузят нас наши деятели искусства и культуры. Обидно только, что деньги, которые так нужны нашим учёным, военным, медикам и учителям расходуются нашим «деидеологизированным» государством на откровенную и бездарную антикоммунистическую пропаганду. Да пол беды, если б она была только антикоммунистическая. Беда в том, что эта киноподелка призвана очернить прошлое страны советов: труд колхозников, рабочих, учёных, просто советских людей; в конце концов, советскую армию, выигравшею величайшую в истории человечества войну. В этом беда, и в этом преступление деятелей, снимающих подобные фильмы.

Всё вышеизложенное говорю не как «коммуняка», а просто как зритель. Если случается мне посмотреть или прочитать нечто антикоммунистическое, но исполненное талантливо и убедительно, всегда долго потом мучаюсь, контраргументы ищу. Злюсь. В данном же случае, ничего кроме гадливого отвращения не испытал. В общем, чем больше они таких фильмов наснимают, тем нас будет больше. Пусть снимают.

 

Т. Краснов

Код для вставки в блог: