Санкт-Петербургское городское отделение Коммунистической партии Российской Федерации

«Нулевые» чтения бюджета. Образование. Парламентский дневник депутата-коммуниста Ирины Ивановой

Я специально выделяю образование в отдельный раздел моего отчета, потому что доклад заместителя председателя Комитета был крайне интересен и информативен, а отвечая на вопросы депутатов, докладчик осветил множество проблем, которые волнуют горожан. 

На комитет по образованию на 2016 год пока запланировано выделить 9,4 млрд рублей. Это больше, чем в текущем году, однако, по мнению Комитета, этой суммы недостаточно для обеспечения всех потребностей. Дополнительно требуется еще 1,6 млрд. рублей.

Чтобы выполнить Указы Президента РФ о доведении средней заработной платы педагогических работников до уровня средней региональной зарплаты необходимо дополнительно 170 млн. рублей.

На меры социальной поддержки нужно дополнительно 84 млн. рублей. Эти деньги пойдут на обеспечение питанием, одеждой, инвентарем, медицинским обслуживанием и оплату общежития детей-сирот, на стипендии учеников учреждений профессионального образования,

На развитие системы профессионального образования необходимо 300 млн. рублей. Эти средства позволят произвести ремонт учебно-производственных мастерских и лабораторий, закупить для них необходимое оборудование для подготовки квалифицированных рабочих кадров. Суммы субсидий, которые запланированы в проекте бюджета на функционирование учреждений профессионального образования, обеспечат лишь необходимый минимум для обучения, на обновление, развитие материально-технической базы и ремонт их не хватит.

Говоря о профессиональном образовании, заместитель председателя комитета подчеркнул, что эти учреждения ориентированы на подготовку действительно профессиональных кадров. Комитетом заключены контракты с работодателями, и образовательная программа меняется под требования конкретного производства, с учетом того оборудования и специфики, с которыми ученику придется работать. При этом была высказана критика в отношении тех колледжей при ВУЗах, которые позиционируют себя как учреждения, готовящие профессиональные рабочие кадры. По статистике, дети, выпускающиеся из этих учреждений, идут учиться дальше и эти колледжи становятся всего лишь дополнительной ступенькой перед получением высшего образования. Таким образом, эти учреждения получают государственные субсидии на профессиональное образование, однако реальных рабочих рук городу не дают.

Ремонт детских оздоровительных лагерей, находящихся в ведении комитета по образованию, требует дополнительного финансирования в размере 218 млн. руб. Как нам пояснил зам. председателя комитета, в ведении комитета по образованию находится 11 загородных баз. Всего город владеет 109 такими базами. Однако только 49 из них функционируют, остальные непригодны для использования.

За лето более 130 тыс. детей выезжают на отдых в государственные лагеря отдыха. В этом году 11 тысяч детей поехали в два лагеря в Крыму. Эти базы в будущем, скорее всего, перейдут в собственность города. При этом родители оплачивают только стоимость перелета.

Развивать этот сектор городской социальной инфраструктуры, по мнению комитета, необходимо с осторожностью. «Если мы восстановим все базы и построим новые, мы подорвем негосударственный сектор» - пояснили нам. Разумнее было бы привлекать коммерческие загородные места отдыха к размещению детей на основе государственного субсидирования (компенсировать из бюджета стоимость отдыха ребенка). Однако коммерческим структурам это не интересно.

При этом стоимость строительства нового или реконструкции сильно разрушенного старого лагеря стоит более полутора миллиардов рублей. И такие базы использовать круглогодично невозможно: детям надо учиться, и далеко не все родители готовы отправить своих детей отдыхать осенью и зимой. При этом, в городе есть 9 лагерей, где дети могут отдыхать не только летом.

Признал комитет по образованию и проблему детских садов. В текущем году было запланировано открыть 14 детских садов. После секвестирования бюджета в планах сталось всего 9, и по оценкам комитета из них откроется, скорее всего, только один новый детский сад.

Строительство социальных объектов инвесторами тоже не дало своих результатов. Так, например, застройщиком построен один детский сад, однако он не может передать его городу, поскольку ему тогда придется заплатить еще и налог на дарение, что приведет к удорожанию строительного проекта и нанесет ущерб застройщику.

Пытаясь сократить очереди в детские сады, город уплотнял все имеющиеся детские группы, открывал дополнительные дошкольные места в школах. Однако этот резерв уже исчерпан. Сейчас прорабатывается вопрос с инвесторами, которые строят новые дома, чтобы они в проектах новых жилых зданий предусматривали возможность размещения детских садов на первых этажах строящихся домов.

При этом очередь в детские сады для детей в возрасте до 3-х лет по-прежнему существует. Их нельзя поместить в обычные детские сады, потому что для них обязательно нужны отдельные спальные комнаты (а они уже заняты в связи с уплотнением). Очередь детей в возрасте до 3-х лет составляет более 5 тыс. детей. К концу года по оценке комитета, она вырастет до 12 тысяч.

Отдельную проблему представляют дети, не являющиеся жителями города. Их по оценкам специалистов сейчас порядка 20 тыс. При этом, детские сады не вправе отказать им в приеме.

Комментируя проблему комплектования школьных библиотек книгами и учебниками, комитет отметил три важных фактора:

Во-первых, во многих случаях запросы школ необоснованны. И это лишь говорит о компетенции сотрудников, которые готовили обоснования заявок на дополнительное финансирование.

Во-вторых, школы действительно постепенно переходят на новые государственные стандарты образования. И для комплектования новыми учебниками средних классов школ (начиная с 5-го) действительно необходимо дополнительное финансирование. Однако, как правило, ежегодной замены учебников быть не должно. Они рассчитаны на 5 лет использования.

В-третьих, проблема состоит в коммерциализации этой сферы. Школа сама выбирает учебники, по которым будут учиться ее ученики, из списка, утвержденного министерством образования. При этом, фирмы, разрабатывающие учебники, порой делают так, что стоимость учебного комплекта возрастает в разы. Например учебник «Развитие речи» для 2 класса представляет собой комплект из самого учебника, учебника-тетради и двух пособий. При этом, тетрадь-учебник может использоваться только один год одним учеником. На следующий год ее надо покупать снова.

Отвечая на вопрос о капитальном ремонте учреждений образования, докладчик отметил, что комитет отвечает лишь за капитальный ремонт учреждений, которые находятся в его ведении. Остальные – ремонтируются силами районов. Общей отдельной программы капитального ремонта образовательных учреждений не существует. Однако данная проблема была отмечена комитетом, и финансирование капитального ремонта школ и детских садов возобновится, что и объясняет те дополнительные суммы, которые просят районы на капитальный ремонт.

По результатам слушаний все предложения комитета по образованию по дополнительному финансированию были безоговорочно поддержаны депутатами.

Депутат фракции КПРФ И.В. Иванова,

член БФК Законодательного Собрания Санкт-Петербурга

Код для вставки в блог: