«Нулевые» чтения бюджета. День десятый. Парламентский дневник депутата Ирины Ивановой
Мы продолжаем публикацию парламентского дневника депутата-коммуниста Ирины Ивановой, в котором она рассказывает о ходе «нулевых» чтений проекта бюджета Санкт-Петербурга на грядущий год. 
Комитет по экономической политике и стратегическому планированию.
На выполнение Комитетом возложенных на него задач проектом бюджета выделено 224 млн. руб. (бюджет 2015 года – 204,8 млн. И ожидается что бюджет будет перевыполнен на 21 млн. руб.) Дополнительных потребностей у комитета нет.
На мониторинг выполнения Стратегии 2030 – затраты составят 1,8 млн. руб.
Приобретение статистической информации – 3 млн. руб
Расходы на проведение форума «Стратегическое планирование в регионах и городах России» - 4 млн.
Экономической совет при Губернаторе будет стоить 525 тыс. руб.
Содержание комитета – 197,4 млн. руб. При этом, в текущем году затраты на Комитет по утвержденному бюджету составили 175,7 млн. руб. В своем выступлении председатель Комитета отметила, что они провели большую работу по оптимизации расходов на содержание Комитета, сократили затраты на заработную плату и приняли много других мер. Однако цифры пока этого не показывают. Повышение расходов на Комитет составляет 22 млн. руб. по сравнению с цифрами бюджета 2015 года
Председатель комитета отметила, что бюджетные расходы не соответствуют тем задачам развития города, которые поставлены в Стратегии 2030 и в государственных программах, по которым мы уже год живем. Те затраты, которые мы не имеем право сократить (социальные обязательства, выплаты) не дают городу развиваться. По оценкам Комитета мы не выполняем и 25% от задач, которые стоят в Стратегии 2030. Обеспечение социальными объектами, развитие транспортной инфраструктуры – недостаточны, деньги заложены только на критические нужды.
Первоочередная задача комитета - максимально все оптимизировать. Тщательно проработать все нормативы, на основании которых выделяется финансирование на все расходные статьи бюджета. Будут также оптимизированы расходы на содержание всех Комитетов.
Отвечая на мой вопрос об отношении Комитета к налоговым льготам Председатель, комитета отметила, что поддерживает все льготы для малого бизнеса. В частности снижение ставки по налогу по упрощенной системе налогообложения (УСН) дало свои результаты и собираемость налогов увеличилась. Однако к тем льготам, которые предоставляются среднему и крупному бизнесу (и, в частности по налогу на имущество) отношение сложное. В условиях падения доходной части бюджета выпадающие (недополученные) доходы от таких льгот, мы увидим только в следующих периодах и пока спрогнозировать последствия сложно, но ситуация внушает опасения.
А в ответ на мой вопрос о том, как повлияет резкое повышение тарифов на электроэнергию на промышленные предприятия, председатель комитета, ссылаясь на свой опыт, сказала, что соответствующая оптимизиция и проведение энергоаудита может позволить сократить расходы на 50% даже при повышении тарифа.
Комитет имущественных отношений (быв.КУГИ).
Проектом бюджета Комитету на 2016 год выделено 4,2 млрд. руб. При этом, в 2014 году бюджет комитета составил 26 млн. руб., в 2015 – 12,4 млн. (надо учесть, что это цифры только по КУГИ. затраты на КЗР в этих данных не учтены. С апреля 2015 года КУГИ и КЗР объединены в один комитет - КИО)
Дополнительно Комитет запрашивает еще 80, 6 млн. рублей.
Основные расходы Комитет несет по следующим статьям:
Затраты на реализацию государственно-частного партнерства в Пушкинском районе (в том числе «Славянка»). Это деньги, выделяемые на выкуп объектов социальной инфраструктуры, которые строит инвестор и на строительство дорог. В общей сложности затраты на эти цели в 2016 году составят 351 млн. руб.
Инвентаризация объектов недвижимости потребует 34,2 млн. руб.
Расходы на проведение оценки имущества, которое будет выставляться на торги или на выкуп, на оценку индивидуальной стоимости арендной платы, на проведение торгов составят 10 млн. руб. Дополнительно комитет запрашивает еще 13,5 млн, в связи с продлением срока выкупа предпринимателями арендованного имущества.
Центр повышения эффективности использования городского имущества на выполнение своих функций получит в 2016 году 128 млн. руб. (Организация, отвечающая за снос незаконных объектов) При этом, как пояснил комитет в ответ на мой вопрос, с 1 января будут перераспределены полномочия по сносу несанкционированных объектов. Объекты площадью меньше 30 метров, без признаков капитальности будут убираться администрациями районов. Центр будет заниматься всеми остальными. Соответственно и финансирование будет перераспределено между Центром и районными администрациями.
Затраты на выкуп гаражей запланированы в размере 150 млн.
Бюджетные инвестиции в Западный скоростной диаметр – 2,2 млрд. руб.
Содержание Комитета запланировано на 2016 год в размере 1, 08 млрд. руб. Зар. Плата – 714 млн. штат – 712 чел.
Множество вопросов вызвали цифры, представленные комитетом по доходам. КИО фактически единственный комитет, который приносит городу доход, поскольку занимается сдачей городского имущества в аренду и его продажей.
Так, по данным комитета на 2015 год сумма планируемых доходов была утверждена в размере 25.2 млрд. руб., Но по итогам полугодия можно ожидать, что она вырастет до 28,3. В 2016 году прогнозируются доходы в размере 24,7 млрд. руб.
Согласно представленной информации доходы по инвестиционным договорам в 2016 составят 513 млн. руб. Однако в 2015 году и по плану и по ожиданиям эти доходы составят 1,5 млрд. руб. такие расхождения Комитет поясняет тоем, что сложно прогнозировать какие будут заключены инвест.договоры в будущем периоде.
Рост арендной платы за земельные участки судя по цифрам также пока не прогнозируется. И в 2015 году, и в планах на 2016 год стоит одна и та же цифра – 5,038 млрд руб. Повышения арендной платы не будет. Коэффициент, который ежегодно повышал арендную плату, на 2016 год не изменился.
От продажи зданий и помещений, выкупаемых предпринимателями в рамках т.н. «малой приватизации» (выкуп арендованных объектов) в 2016 году ожидается в размере 587,4млн. руб. Однако можно сразу сказать, что данные цифры вряд ли можно назвать корректными. Комитет использует средние значения площади выкупаемых объектов и стоимости за кВ. м., взятые за период 2013-2015 годы. Однако, в последнее время стоимость оценки резко повысилась по сравнению с 2013 годом. Да и на выкуп идут объекты с большой площадью, расположенные в экономически выгодных местах, что еще больше повышает их выкупную стоимость. Поэтому можно ожидать поступлений в гораздо больших объемах.
Анализ доходов бюджета прошлых лет позволяет мне с уверенностью сказать, что плановые цифры, которые Комитет предоставляет при формировании доходной части проекта бюджета всегда ощутимо занижены.
Отвечая на мой вопрос о причине увеличения площади районов, в связи с которыми изменяется стоимость уборки территорий и водоотведения, комитет уклончиво сообщил, что инвентаризация земельных участков действительно идет. Однако фактическая площадь не увеличивается, просто выявляются факты незакрепленного имущества. При этом, эти территории убирались и раньше, просто они не были документально закреплены.
Надеюсь более внятный и четкий ответ на эти вопросы получить от Водоканала.
Комментируя вопрос о возможном повышении выкупной цены за землю (в ЗАКС поступил проект закона, изменяющий порядок выкупа земли), председатель комитета заверила, что никакого повышения не будет. Промышленные предприятия, выкупающие землю под своими заводами, будут пользоваться прежними льготами.
Я также задала вопрос о возможности увеличения срока рассрочки до 5 лет для предпринимателей, которые уже заключили договоры на выкуп своих помещений с трехлетней рассрочкой. Ответ был категоричный – закон это не позволяет.
Комитет Финансов и УФНС.
Налоговая служба представила статистические данные за 1 полугодие 2015 года
Всего в бюджет города пока поступило 173,6 млрд. Это рост по сравнению с аналогичным периодом 2014 года в размере 10%
Основную часть доходов бюджета города составляет налог на доходы физ. лиц (НДФЛ) – 79,8 млрд
Налог на прибыль – 60,5 млрд.
Налог на имущество - 20 млрд
Акцизы - 5,5 млрд.
Специальные налоговые режимы (УСН, ЕНВД, патент) – 7,5 млрд.
Рост налоговых поступлений отмечается по налогу на прибыль, НДФЛ, по спец.режимам и по налогу на имущество. Падение доходов отмечено по акцизам.
Однако налоговой инспекции прогнозы на 2016 год не радужны. Рост запланирован, однако есть опасения, что прогнозные значения не будут обеспечены.
По данным Петростата за отчетный период отмечено снижение оборота торговли, объема строительства, общественного питания и т.д..
Индекс промышленного производства снизился на 7,5 % (92%)
Высокий уровень Индекса потребительских цен – 118%
Комитет финансов.
Комитет более оптимистичен в прогнозах на 2016 год. В частности по налогу на прибыль на 2016 год ожидается собрать на 11 млрд. руб. больше, чем планирует УФНС, также ожидается повышение сбора НДФЛ.
Сокращение многих цифр по сравнению бюджетом 2015 годом - связано с тем, что бюджет 15 года планировался с большим дефицитом, почти на пределе допустимого уровня. В существующей экономической ситуации наращивать государственный долг нецелесообразно и опасно. Поэтому придется сокращать расходы.
Общая дополнительная потребность в финансировании по всем районам и комитетам составляет 82 млрд. руб. Комитет пояснил, что часть этих заявок будет отклонена. Будут удовлетворены только самые важные расходы.
Комментируя вопрос о расходах на государственное управление (по оценкам депутатов 12 млрд. тратится на содержание органов гос.власти., и порядка 5 млрд. – на учреждения, которые выполняют гос. функции, связанные с управлением.) председатель комитета пояснил, что в настоящий момент изучаются возможности для оптимизации. Пока идет анализ, результатов пока нет. Создано несколько комиссий по повышению эффективности бюджетных расходов и в том числе обсуждается вопрос о сокращении расходов на управление, на сокращение бюрократического аппарата, изучаются функции и полномочия подведомственных учреждений. До Нового года должны выработать предложения по оптимизации.
Отвечая на мой вопрос о возможности субсидирования ресурсоснабжающих организаций в целях недопущения повышения тарифов, председатель комитета признал, что эта проблема стоит остро и вопрос будет прорабатываться и обсуждаться отдельно.
Пользуясь случаем, я спросила налоговую инспекцию о том, как считаются налоги, которые приносит нам малый бизнес. Нам во всех отчетах заявляют, что малый бизнес дает городу порядка 30-35 % от всех налоговых поступлений. Однако, как пояснили сотрудники УФНС, у них нет возможности для ведения отдельного учета малых предпринимателей. Поэтому все цифры, которые нам даются по эффективности малого бизнеса – весьма условные.
ГУП «Завод по механизированной переработке бытовых отходов» (Комитет по благоустройству).
ГУП собирает, перерабатывает, обезвреживает, использует твердые бытовые отходы, заготавливает и перерабатывает лом черных и цветных металлов.
Предприятие полностью находится на самоокупаемости и не субсидируется из бюджета, за исключением оборудования, которое периодически закупается за счет гос. средств.
Выручка предприятия в 2014 году составила 792 млн. руб. (без НДС) Увеличение на 13%
Чистая прибыль выросла почти в 7 раз и составил 40,4 млн. руб. За счет того, что захоронение отходов по себестоимости дешевле, чем установленный тариф (при этом затраты на утилизацию – дороже, чем тариф).
Такой дисбаланс тарифа вызван объективными причинами: С 2012 года постоянно снижались объемы утилизируемых отходов, и соответственно росли объемы захораниваемых отходов. Это было связано с тем, что оплата утилизации и захоронения ТБО за счет бюджета города была отменена, а тариф на захоронение был в 2,7 раз ниже, чем тариф на утилизацию отходов. На 2015 год был установлен единый тариф, что позволило увеличить утилизацию на 40 %.
Неплатежи от УК и перевозчиков составили порядка 370 млн. руб. Во избежание этого планируется заключать договоры с ВЦКП, чтобы платежи населения поступали непосредственно в ГУП, а не управляющим компаниям.
В настоящий момент в результате деятельности населения и организаций образуется 9,7 млн. куб. ТБО и существующие полигоны не справляются с таким объемом мусора.
По словам директора ГУПа завод надо модернизировать и реконструировать. В этой связи в планах два направления деятельности:
- выход на рынок перевозок. Уже обслуживаются новые 5 ЖКС в пяти районах города.
- сортировка, увеличение отбора вторсырья Это обеспечит дополнительную выручку, поскольку втор.сырье можно продавать. В частности, пластик можно перерабатывать, получая новый продукт – полиэтиленовые гранулы и хлопья, которые потом можно использовать для производства новых бутылок, упаковочного материала, ковровых покрытий и т.д.. Также можно перерабатывать автопокрышки, получая резиновую крошку, которая прекрасно используется вторично. Тем самым уменьшится нагрузка на полигон в Новоселках, который уже практически исчерпал свою мощность. Его собираются рекультивировать и построить станцию дегазации.
Комментируя ситуацию с этим полигоном, и, в частности, запах, на который жалуются жители Приморского района, директор ГУПа сказал, что запах идет в большей степени не от мусорного полигона, а от полигона очистки сточных вод Водоканала, который расположен сразу за мусорным.
Представитель контрольно- счетной палаты рассказал о том, что в результате проверки, проведенной в начале этого года, были выявлены многочисленные нарушения в деятельности ГУПа:
- Просроченная задолженность, в том числе и документально не подтвержденная.
- Оказание авансовых услуг, в том числе и тем, кто уже является должником.
- Нарушение порядка использования гос. имущества. За счет бюджета были приобретены 10 мусоровозов, которые не были востребованы ГУПом в течение полугода.
- Передача сторонним коммерческим организациям оборудования, в то время, как предприятие само могло использовать их для прессовки отходов;
- Предоставление займа зам.ген. директору в размере 1,5 млн. руб.
- заключение договоров по заниженным ставкам.
- Необоснованное завышение штатной численности.
Материалы проверки переданы в прокуратуру и решается вопрос о привлечении виновных к ответственности. Назначен новый генеральный директор.
ГУП ВЦКП «Жилищное хозяйство» (Жилищный комитет).
ГУП ВЦКП – организация, которая занимается несколькими направлениями деятельности:
- принимает документы на предоставление субсидий на оплату ЖКУ, рассчитывают субсидии (Городской центр жилищных субсидий)
-рассчитывают размер мер соц. поддержки отдельным категориям граждан в виде отдельных выплат
- перечисляют субсидии монополистам
- начисляют плату за ЖКУ, печать платежных документов
- расщепление платежей между получателями платежей
- Собирают, учитывают и обрабатывают поступившие платежи
Можно сказать, что ВЦКП – это в определенной степени гарант того, что наши платежи пойдут непосредственно монополистам, а не в управляющие компании. (Правда только в том случае, если соответствующий договор заключен между ВЦКП и управляющей организацией или ТСЖ)
С 2014 года на сайте ВЦКП введена возможность оплаты квитанций по банковским картам. А также создан личный кабинет, в котором можно увидеть всю историю начислений, все данные, которые использовались для расчета платы.
В отопительный сезон ежедневно проводится мониторинг тех показаний общедомовых приборов учета, которые потом будут основанием для выставления платежа за тепло, чтобы проконтролировать объем поставленного ресурса. По итогам отопительных периода можно сказать, что экономия по теплу, по сравнению с оплатой по нормативам составила 1,2 млрд. рублей.
За банковские услуги по перечислению денежных средств ВЦКП платит в среднем 1% от оборачиваемых сумм. (Многие ТСЖ жалуются, что стоимость банковского обслуживания для них дороже).
Итоги финансово-хозяйственной деятельности за 2014 год .
Расходы предприятия составили 1,192 млн. руб.
Из них:
выплаты банкам – 473 млн. руб.
оплата труда сотрудников - 446 млн
программное обеспечение 49 млн.
расходы на содержание ВЦКП – 123 млн.
Доходы составили – 1,3 млрд.
1,159 млрд. от обработки и печати квитанций-счетов (За эту услугу платят ресурсоснабжающие организации, управляющие компании и жил. Агентства)
18 млн – субсидии города
135 млн – прочие доходы. (Процент, который выплачивает банк за денежные средства, находящиеся на счетах ВЦКП)
Штатная численность предприятия составила 674 чел. Средняя заработная плата – 51,9 т.р.
Прибыль в 2014 году составила 141,4 млн. рублей. Она почти полностью была направлена на закупку оборудования (резервные площадки), которое позволит сделать работу более безопасной, защититься от потери данных и сбоев в электроснабжении).
Основными проблемами, с которыми приходится сталкиваться ВЦКП является взаимодействие с отдельными ресурсоснабжающими организациями. В частности, нет взаимодействия с Петербургской сбытовой компанией по начислению платы за электроснабжение. Ресурсоснабжающие организации стремятся вывести свои платежи из-под ведения ВЦКП, что приводит к тому, что платежи становятся непрозрачными, отсутствует контроль за начислениями, а также к тому, что жители получают несколько разных квитанций и за каждую платят отдельные комиссионные банкам.
Депутат фракции КПРФ И.В. Иванова,
член БФК Законодательного Собрания Санкт-Петербурга
НОВОЕ НА САЙТЕ
- 08.01.22 Голос трудящихся Казахстана должен быть услышан вопреки провокаторам! Заявление Президиума ЦК КПРФ
- 17.06.21 Александр Харчиков. Эта память священна...
- 09.06.21 «Геннадий Зюганов». Документальный фильм телеканала «Красная Линия»