Санкт-Петербургское городское отделение Коммунистической партии Российской Федерации

«Нулевые» чтения бюджета. День одиннадцатый. Парламентский дневник депутата Ирины Ивановой

Мы продолжаем публикацию парламентского дневника депутата-коммуниста Ирины Ивановой, в котором она рассказывает о ходе «нулевых» чтений проекта бюджета Санкт-Петербурга на грядущий год. 

ГУП «Метрополитен».

В 2014 году Метрополитеном было перевезено 769 млн. пассажиров. Снижение перевозок составило 1, 1 %.  При этом, тенденция к снижению перевозок  отмечена с 2011 года. ГУП объясняет это тем, что активнее стал работать наземный транспорт и уменьшился поток пассажиров из области. 

Расходы на перевозку пассажиров в 2014 году составили 24,5 млрд.руб., в 2015 - 27,1 млрд руб. В 2016 году по планам ГУПа стоимость  вырастет до 31 млрд. руб. Размер субсидии, предоставляемой городом в 2014 году на компенсацию затрат предприятия, которая не покрывается тарифом, составил  8,4 млрд. руб., в 2015 году - 8,6 млрд.,  в 2016 году по предложению Метрополитена субсидия должна составить 12, 8 млрд. руб.  (Однако на такой размер субсидии не согласен комитет финансов).
 
Себестоимость перевозки 1 пассажира в 2014 году составила 32,3 руб. при стоимости тарифа 28 руб., в 2015 г. – 36,8 руб. (тариф 31 руб)  в 2016 году себестоимость увеличится до 43,4 и Метрополитеном запланировано повышение тарифа до 40 рублей. При этом, по расчетам Метрополитена  совокупный недополученный доход составит в 2016 году 13,7 млрд руб. Эта цифра складывается от разницы тарифа и реальной стоимости перевозки, а также от выпадающих доходов от использования льготных проездных билетов и электронных карт, которые уменьшают стоимость проезда в зависимости от активности пассажира.
 
От прочих видов деятельности  в 2016 году планируется получить 920 млн. руб. 
 
Подорожание объясняется многими причинами. В первую очередь учитывается повышение индекса потребительских цен  до 7,6 % и индекса роста тарифов. Так, расходы на электроэнергию в 2016 году вырастут минимум  на 150 млн.  за счет повышения тарифа, кроме того, Метрополитен ожидает роста стоимости потребленного электричества и за счет других факторов. Совокупный расход по ожиданиям ГУПа составит 3,2 млрд. руб.  ( в 2015 году 2,4 млрд. руб).
 
Комитет финансов, комментируя эти планируемые расходы, указал, что полагает их завышенными. И при расчете субсидии Комитет склонен учитывать только инфляцию и реальный рост тарифа на электроэнергию. 

В ГУПе работает в общей сложности 15 тыс. человек и расходы на их заработную плату на 2016 год составят 8 млрд. руб.  (работает 15 тыс. человек). При этом, запланирован рост заработной платы на индекс инфляции - 7,6 %.  Как заверил нас Директор ГУПа В. Гарюгин, его заработная плата, а также з/плата основного руководящего состава не превышает  двукратного размера средней заработной платы на предприятии (48 тыс. руб). Это условия записано в его договоре еще с 90-х годов и не меняется.  

Износ основного фонда Метрополитена довольно высок и составляет: 
 
По подвижному составу  – 73%
Износ эскалаторов – порядка 50-60% 
И такое состояние оборудования требует высоких затрат на ремонт и обслуживание, что также влияет на себестоимость перевозок. Только в 2015 году будет закуплено более 2 тыс. вагонов. В планах на 2016 год закупить 2,2 тыс. новых вагонов. 

Основную прибыль ГУП получает от рекламы и сдачи своих площадей в аренду. Прибыль от рекламы в 2015 году составила 340 млн. руб., в 2016 году планируется получить 358,9 млн. руб. 
 
Сдача в аренду объектов нежилого фонда принесла в 2015 году доход в размере 468 млн., в 2016 году ожидается прибыль 497,5 млн. руб. 
Вся эта прибыль идет на покрытие убытков от перевозки пассажиров.
 
И чтобы в 2016 году деятельность Метрополитена была безубыточная, нужно не только повысить действующий тариф и стоимость многоразовых проездных билетов, но и увеличить городскую субсидию на 1,85 млрд. (по планам она составит 10,496 млрд. руб) 

Контрольно-счетная палата, комментируя доклад, напомнила, что недавняя проверка выявила многочисленные нарушения в деятельности ГУПа. В частности: 
– имущество Метрополитена сдается в аренду по заниженным ставкам, часть имущества используется без договора, по ряду помещений арендаторы не платят за ЖКУ.
- транспортная прокуратура и полиция занимают помещения метрополитена безвозмездно 
-земельные участки, прилегающие к метро и принадлежащие метрополитену, используются третьими лицами без договора и без оплаты.
- содержание ряда объектов в нарушение правил относится на основные затраты, которые в свою очередь учитывают рассчитываемый тариф. При расчете, который сделала КСП по всем правилам, Метрополитен получился вполне рентабельным предприятием. 
- доходы от размещения рекламы занижены, поскольку цена по договорам на рекламу не повышалась в течение 5-ти лет. 
Отвечая на  замечания КСП, представитель Метрополитена сообщил, что расценки на рекламу утверждаются в комитетах и  ГУП не раз просил увеличить их, однако, исполнительные органы власти, ссылаясь на большой объем социальной рекламы, транслирующейся в метро, отказались увеличивать рекламный тариф. При этом, по оценке Городского центра размещения рекламы в метро размещено 3000 рекламных мест. В случае увеличения рекламного тарифа они  могли бы приносить больший доход. 

Отвечая на вопрос о том, будет ли ведено зонирование при оплате проезда в метро, В Гарюгин ответил, что конечно будет, но только тогда, когда будет достроена 6-я линия. 

ГУП Горэлектротранс.

В  2014 году  ГУП обслуживал 86 маршрутов:  42 трамвайных и  44 троллейбусных. В феврале  2015 года добавился еще один маршрут – троллейбус №  32. 
На 1 июля 2015 года  в парке – 1430 единиц техники. 780 трамваев (58%из них полностью амортизировано) и 650 троллейбусов  (38%  полностью амортизировано)
В 2015 г. парк трамваев увеличился на  6 ед.,  количество троллейбусов уменьшилось на  77 ед.
 
Убытки 2014 года  составили  178 млн. Из них 107,5 млн это дополнительные затраты на электроэнергию, которые получились в результате изменения порядка оплаты электричества. В частности, вступило новое постановление, по которому пришлось оплачивать мощность. Таким образом, при наличии общей экономии электроэнергии на предприятии, платить за электричество  в общей сложности пришлось больше. 
 
В 2015 году планировали  безубыточную работу.
При этом, предприятие называет 4 причины образования  убытка: 
- снижение доходов от платной категории пассажиров 
- изменение порядка оплаты транзита электроэнергии.
- потери субсидии  на 40 млн.
- увеличение стоимости зап.частей 

Доход от перевозки пассажиров в 2015 г. составил 14,99 руб. на одного пассажира, в то время как себестоимость перевозки  составляет  30 руб. В 16 году ожидается, что  средний доход от  1 пассажира составит 16 руб. при себестоимости перевозки  36 руб.
Планируется, что в 2016 году сократится перевозка пассажиров по одноразовым билетам. Все больше людей будут пользоваться Подорожником и едиными проездными, проездки по которым дешевле. 
 
В 2016 году планируется получить 5,4 млрд. руб. дохода. 
Расходы должны составить 11,5 млрд. руб.
В том числе на электроэнергию 1,2 млрд.
Топливо и смазочные  мат – 62 млн.
Материалы и зап.части 800 млн
Зарплата – 5,3 млрд плюс 1,6 млрд – начисления. 
Убыток от перевозки пассажиров ожидается в размере 6,082 млрд. руб.  4,9 млрд. покроются субсидией и 200 млн. – доходами от прочей деятельности и в итоге общий убыток составит 890 млн. руб.

Деятельность ГУПа проверялась Контрольно-счетной палатой совместно с прокуратурой и нарушений не выявила.  Деятельность предприятия вполне прозрачная и вопросов нет. 
У комитета финансов также не возникло вопросов к деятельности ГУПа. 


ГУП Пассажиравтотранс. 
 
На субсидирование затрат на перевозку пассажиров в 2015 году из бюджета города было выделено 5,185 млрд. руб., в 2016 году субсидия запланирована в размере 4,7 млрд. руб. Дополнительная потребность составляет 1,3 млрд. руб.  При этом, вложение  бюджетных средств по адресной инвестиционной программе (на закупку автобусов) составило 1,017 млрд. 
Общее количество автобусов на 1.07.15 года составляет 1 802 шт.  30% полностью амортизированы.  За счет бюджета города в текущем году было закуплено 90 автобусов, еще 6 закуплено за счет средств, представленных федеральным бюджетом. За счет собственных средств ГУПа приобретено 90 автобусов. 
В 2016 году планируется купить 68 автобусов за счет бюджета и 27 – за счет средств ГУПа. 
Численность работников на предприятии составляет 8 660 чел, средняя заработная плата составляет 41 700 руб. Рост з/платы в 2016 году запланирован на уровне индекса потребительских цен – 7,6 %. 
Себестоимость проезда в 2016 году на 1 пассажира составит 37,2 руб. Тариф на проезд по планам ГУПа составит 35 руб. (повышение на 25%) 
При этом, перевозка пассажиров в 2015 году принесла предприятию доход в сумме 4,9 млрд. руб. в 2016 году планируется получить 5,6 млрд. Убыток ГУПа в 2015 году составит 377 млн. руб. по плану 2016 года он составит 1,3 млрд. руб. По большей части убыток образуется от того, что уменьшена запланированная субсидия, при этом существенно выросли расходы на перевозку: топливо подорожало на 12 %, расходы на заработную плату – 7,9%,  амортизация основных средств  выросла на 28 % и.т.д. 
 
На данный момент субсидией покрывается 50 % затрат на перевозку. В 2016 году субсидия покроет в среднем  41 % стоимости перевозки. При этом, перевозка пассажиров по Подорожнику и единому проездному бюджету фактически стоит бюджету дороже,  поскольку субсидией в этом случае должна покрываться большая сумма недополученных средств. 
 
Комитет финансов заявил, что не все заявленные ГУПом расходы поддерживаются комитетом. В частности, есть вопросы по амортизации. 

При этом на множество вопросов депутатов по представленному балансу предприятия представители ГУПа так и не смогли дать ответ. В связи с чем было решено признать отчет неудовлетворительным и направить от Бюджетно-финансового комитета запрос для разъяснения всех вопросов, на которые не был получен  ответ. 


ГУП  «Полигон «Красный Бор».

За период 2014 года  финансовая деятельность ГУПа характеризуется убытком в размере 38 403 млн. руб. 
Промышленных отходов было принято 1 243 тонн, при этом, согласно плану полигон должен был принять 25, 2 тыс. тонн. Все принятые отходы были приняты по коммерческим заказам. Обезврежено 78 тонн.
 
Выручка предприятия составила 76,5 млн. руб. (при запланированных поступлениях в размере 177 млн. руб). Себестоимость оказанных услуг составила 112, 49 млн. руб. При этом, 65 млн. руб. выручки составила субсидия бюджета, и лишь 10,8 млн – выручка от коммерческих заказов. 
 
В общей сложности на обеспечение деятельности предприятия из бюджета Санкт-Петербурга поступило 120,9 млн. руб. 
Средняя заработная плата предприятия составила 29 тыс. руб. при численности сотрудников 89 чел. 
 
В 2014 году было выделено 51 млн. руб. на содержание гидротехнических сооружений,  а также был разработан план Губернатора по устранению замечаний по предписанию  природоохранной прокуратуры, для реализации которого было выделено 69 млн.
 
В результате выполненных мероприятий предприятие получило новую лицензию. (Ранее действовавшая лицензия прекратила свое действие в декабре 2013 года.) Однако, несмотря на то, что лицензия получена, приемка отходов полигоном невозможна, поскольку в соответствующий реестр ГУП так и не внесен.  Так как деятельность полигона была приостановлена на срок более 1 года, штат ГУПа был сокращен.
 
На данный момент прорабатывается вопрос о том, какова дальнейшая судьба полигона – либо он будет закрыт и рекультивирован, либо будет продолжена работа, поскольку место для приема отходов еще есть. Однако, во-первых, места для нового полигона в Ленинградской области нет, а во-вторых,  в любом случае необходимо строить завод по переработке опасных отходов, поскольку такие отходы есть, предприятия, которые производят такие отходы лишены возможности вывоза и фактически вынуждены приостанавливать свою деятельность. 
 
По мнению КСП есть целесообразность выделения бюджетных средств для завершения строительства перерабатывающего завода, который был запланирован еще в 1996 году и до сих пор не построен. 
 
 
Депутат фракции КПРФ И.В. Иванова,
член БФК Законодательного Собрания Санкт-Петербурга    
Код для вставки в блог: