«Нулевые» чтения бюджета. День двенадцатый. Парламентский дневник депутата Ирины Ивановой
Мы продолжаем публикацию парламентского дневника депутата-коммуниста Ирины Ивановой, в котором она рассказывает о ходе «нулевых» чтений проекта бюджета Санкт-Петербурга на грядущий год. 
ГУП Водоканал.
Самая главная проблема ГУПа - убытки, получаемые организацией ежегодно в связи с тем, что при установлении тарифа на водоснабжение и водоотведение комитетом по тарифам принимались к расчету завышенные (и по мнению Водоканала, и по факту) объемы потребления воды.
Устойчивая тенденция к снижению водопотребления отмечается с 2007 года, однако она не принималась во внимание в полном объеме. Соответственно это сказывалось и на тарифе, и на получаемом убытке. Надо пояснить, что при установлении тарифа учитываются расходы предприятия на водоснабжение (включая и сопутствующие расходы) и, в том числе, планируемый объем поставленных ресурсов и планируемый к получению доход. Чем больше предприятие отпустит воды потребителям, тем ниже получится тариф.
Если по факту мы не потребили столько воды, сколько было заложено при установлении тарифа, то предприятие соответственно понесет убыток. В последние годы активно внедряются мероприятия по сбережению природных ресурсов. Население ставит счетчики и, соответственно, фактический расход воды уменьшается, а такое снижение не было заложено при расчете тарифа. Так, например, по итогам 2013 года недополученные доходы Водоканала за водоснабжение составили 1,995 млрд. руб. Эти средства были компенсированы из бюджета 2014 года. По итогам 2014 года недополученный доход составил 3,3 млрд. руб. При этом, убыток, получаемый предприятием, не снимает с него обязанности по улучшению качества воды и по содержанию и ремонту сетей.
Еще одной проблемой, по словам Водоканала, является то, что далеко не все расходы предприятия учитываются при расчете тарифа. Кроме того, отмена льгот по налогу на имущество привела к тому, что сумма налога, которую уплачивает Водоканал, выросла в 18 раз.
Задолженность потребителей перед Водоканалом на 01.01.2015 года составила более 3 млрд. руб. 52% - это долги населения. Остальное - задолженность иных потребителей.
Инвестиционная программа Водоканала реализуется за счет собственных средств, а также за счет средств, предоставляемых бюджетом города. Так, в 2015 году в планах предприятия поменять 172 км. сетей. За счет собственных средств – 1237 км., строительство 35 км. сетей должен оплатить бюджет.
При этом заявка Водоканала на финансирование на 2016 год составляет 3,897 млрд.
3,3 млрд. - это выпадающие доходы 2014 года,
271 млн. – субсидия на эксплуатацию общественных туалетов;
246 млн – эксплуатация фонтанов;
38, 5 млн – капитальный ремонт фонтанов;
4,5 млн. – капитальный ремонт общественных туалетов;
Дополнительно по адресной инвестиционной программе Водоканал просит выделить 4,7 млрд руб. а также 1,6 млн. руб. на расходы по отведению и очистке поверхностных сточных вод.
При этом, как мы с коллегами подсчитали, если суммировать все, что дает город Водоканалу, получился в итоге порядка 10 млрд. руб. в год.
Комитет финансов, комментируя доклад Водоканала, пояснил, что по вопросу оплаты отведения поверхностных сточных вод у них претензий по объему и по сумме – нет. Готовы рассматривать запросы администраций и Комитета по благоустройству. Однако по недополученным доходам ситуация не такая однозначная. По мнению Комитета то, что произошло в 2013 году, когда сложились несколько негативных факторов, приведших к резкому повышению недополученных доходов Водоканалом, – это была уникальная ситуация. И из нее нужно было сделать соответствующие выводы, которые судя по всему, не были сделаны.
Однако Комитет по тарифам не согласился с такой постановкой вопроса и пояснил, что расчет объемов планируемого водопотребления при установке тарифа строится на основе динамики последних трех лет. Это требование законодательства. И эта динамика не позволяет в полной мере учесть темпы реального падения водопотребления.
По словам Водоканала и комитета по тарифам планируемый рост тарифа составит: для населения – 10% к установленному тарифу и 12 % для промышленных потребителей.
Штатная численность ГУПа составляет 7 970 чел. Ср. з/пл. 45 тыс. руб. Рост заработной платы в 2015 году составил 7% .
Контрольно счетная палата никаких претензий к Водоканалу не высказала, отметив, что Санкт-Петербургский Водоканал - одна из лучших организаций водоснабжения по всей России. Сточные воды очищаются почти на 100%, а вода проходит 5 степеней очистки.
ГУП «Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга».
ГУП ТЭК обслуживает более 2 млн. человек и более 12 тыс. зданий. Он занимает долю на тепловом рынке 45% и является уже традиционно убыточным. В ГУПе работают 9 230 человек. Среднемесячный доход в 2014 году составил 37,5 т.руб.
Проблема убытков, получаемых предприятием, аналогична тем, что были озвучены по Водоканалу:
- падение потребления, которое не учтено при расчете тарифа, в том числе и из-за установки узлов учета
– высокая температура воздуха в отопительный период.
- высокий уровень долгов потребителей за поставленное тепло.
Все это приводит к тому, что ГУП не выполняет план и недополучает доходы. Так, в 2014 году недополученные доходы ГУП ТЭК составили 1,59 млрд. руб. При этом за подключение к сетям теплоснабжения план превышен на 2%, сумма составила 1,314млрд. руб. По итогам 2014 года чистый убыток составил 429 млн. руб. Аналогичная ситуация по снижению выручки уже видна и по 2015 году.
За последние четыре года теплая зима в Санкт-Петербурге не позволяет достигнуть плановых показателей. При этом, если при установлении тарифа сильно снизить объем планируемого потребления, то это значительно увеличит тариф. Накопленная сумма недополученных доходов за 2011-2014г. составляет 1,5 млрд руб. и на сегодняшний день отсутствует источник для их покрытия, так как в связи с политикой сдерживания тарифов, в состав тарифа эти средства не включаются и необходимо решение вопроса по компенсации недополученных доходов из бюджета.
ГУП ТЭК является лидером по задолженности потребителей. На 01.01.2015 года задолженность составляет 9 млрд. руб. Больше всего (более половины) должны управляющие организации (ЖКС). Самые злостные должники среди них – государственные ЖКС, на 100% принадлежащие городу. Открытым остается вопрос, почему городские управляющие компании накапливают такие долги и почему администрации районов не имеют на них никакого влияния.
Комитет финансов, комментируя доклад ГУПа, указал, что субсидировать ГУП ТЭК так, как субсидируется Водоканал, город не может, поскольку в Санкт-Петербурге действует несколько теплоснабжающих компаний. Тариф установлен на основе расходов и доходов ТГК (поскольку она поставляет самое дешевое тепло). Всем остальным теплоснабжающим компаниям город возмещает разницу в тарифах. Иных мер поддержки город оказывать не может, иначе придется тогда поддерживать все теплоснабжающие организации.
Финансовый блок признает обоснованность 1,4 млрд. руб. убытка ГУПа, который предприятие получило в связи с теплой зимой. Данные средства будут учтены при расчете тарифа на новый период.
Что касается тарифа, то его планируется поднять. При этом, ГУП ТЭК запросил утвердить повышение на 33 %. Однако комитет по тарифам сообщил, что они планируют удовлетворить рост тарифа только на уровне 11%.
ГУП Продовольственный фонд.
Продовольственный фонд создан в 2004 году. Целью его создания было формирование, поддержание и обслуживание запасов продовольствия для обеспечения срочных потребностей города, стабилизации (в случае необходимости) цен на социально-значимые товары (хлеб), а также производство муки.
В настоящее время Фонд обеспечивает только закупку зерна и производство муки. Плановый запас зерна в Фонде - 95 тыс. тонн.
По состоянию на 01.01.2015г. в Фонде работает 157 человек, средняя заработная плата которых составляет 47,2 т.руб.
Однако, по словам Директора ГУП сейчас в Фонде работает уже порядка 170 человек. В 2016 году после того, как будет ликвидировано ЗАО «Петербургзернопродукт», принадлежащий Фонду, в Фонде будет работать 220 человек (туда пойдут работать сотрудники ЗАО). Средняя заработная плата составляет 35-40 тыс. руб.
Из бюджета города фонд просит выделить субсидию в размере более 150 млн. руб.
Из бюджета города Фонду компенсируются затраты на закупку зерна, доставку его на элеваторы города и его хранение.
Производство муки осуществляется на арендованных площадях ОАО «Невская мельница»
По итогам 2014 года и по прогнозу на 2015 год Фонд является прибыльным предприятием. Чистая прибыль 2014 года составила 5,2 млн руб.
В части мукомольного производства, Фонд обеспечивает 15% спроса хлебозаводов, обеспечивая конкуренцию фактическому монополисту – Аладушкин-групп.
В настоящий момент разрабатывается Концепция развития Продовольственного фонда, которая определит пути дальнейшей деятельности Фонда в рамках обеспечения продовольственной безопасности города.
По мнению Контрольно-счетной палаты существование Продовольственного Фонда вызывает вопросы. Фонд закупает зерно, производит муку и продает ее по рыночной цене. При этом на все это Фонд получает субсидии. И спрашивается, почему коммерческие производители получают от такой деятельности прибыль, а Фонд просит все новые и новые субсидии.
Кроме того, представитель КСП отметил, что по результатам проверки в Фонде обнаружена недостача 9,5 тыс. тонн зерна (135 вагонов) и пока установить на каком этапе произошло исчезновение не представилось возможным: то ли не довезли, то ли пропало здесь. Также отмечено много нарушений с точки зрения подписания договоров и обеспечения хранения. Не было инвентаризации при смене руководства.
Когда создавался Фонд, планировалось создание предприятия полного цикла, которое полностью обеспечивает помол зерна в муку. И в 2010 году было закуплено оборудование на сумму порядка 17 млн. евро. Однако мукомольного производства так и нет. Оборудование стоит нераспакованным уже 5 лет и его гарантийный срок уже истек. Кроме того, это оборудование закупалось без проекта.
По мнению КСП, прежде чем развивать Фонд – надо разобраться со всеми прежними проблемами и концептуально определить, чего мы ждем от Фонда. Одно дело продавать социальный хлеб, тогда можно и субсидировать такое социальное производство. Если все это чистая коммерция, то в чем смысл существования такой государственной структуры?
Депутат фракции КПРФ И.В. Иванова,
член БФК Законодательного Собрания Санкт-Петербурга
НОВОЕ НА САЙТЕ
- 08.01.22 Голос трудящихся Казахстана должен быть услышан вопреки провокаторам! Заявление Президиума ЦК КПРФ
- 17.06.21 Александр Харчиков. Эта память священна...
- 09.06.21 «Геннадий Зюганов». Документальный фильм телеканала «Красная Линия»