Ирина Иванова: Коррупцию можно победить только при наличии политической воли
Доклад депутата фракции КПРФ в Законодательном Собрании Санкт-Петербурга И.В. Ивановой на Круглом столе в рамках конференции государств-участников Конвенции ООН против коррупции. 
Современная экономическая система России построена таким образом, что за право организовать и вести любой бизнес предприниматели вынуждены платить коррумпированной бюрократии. В результате такой платы, все полученные бонусы, взятки, услуги включаются в стоимость конечного продукта и оплачиваются населением. По некоторым оценкам экспертов средний годовой «коррупционный сбор» для каждого жителя России составляет не менее 2 тыс. долларов США. И я не преувеличу, сказав о том, что коррупция – это бизнес. Причем самый доходный, системный и динамически развивающийся. По некоторым оценкам коррупционный объем России достигает 20% ВВП и составляет не менее 300 млрд. долларов США.
А с учетом того, что экономический кризис в России укрепляется и углубляется – есть опасения, что коррупционный бизнес будет развиваться. Это связано с общим экономическим кризисом, падением производства, сокращением доходов, падением потребительского спроса и розничного товарооборота. Единственное, что остается пока незыблемым – это бюджет, государственные заказы. Тот надежный источник дохода, который может помочь бизнесу пережить кризис и, главное, на чем могут заработать недобросовестные чиновники.
Именно поэтому, на мой взгляд, вопрос борьбы с коррупцией сейчас стоит наиболее остро!
По оценкам индекса восприятия коррупции в 2014 году Россия заняла 136 место, поделив его с Нигерией, Ливаном, Кыргызстаном, Ираном и Камеруном. И причина этому - нерешительность в преследовании коррупционных преступлений и хаотичности мер по их предотвращению.
Ответственность за преступления, связанные с коррупцией, в достаточной степени установлена Административным и Уголовным Кодексами.
Но проблема с привлечением виновных состоит не в недостаточности законов, а в практике их применения и, главное, в желании их применить. И беда кроется как раз в латентности коррупционных преступлений, в трудности их выявления и доказывания, и в том, что большинство из них не доводится до конца. Такие «замыленные» преступления – наносят огромный вред обществу, авторитету государства, подрывают доверие его институтам и структурам, и самое главное ставят под сомнение действенность принципа неотвратимости наказания – главного сдерживающего преступность фактора.
Борьба с коррупцией провозглашена как одно из основных направлений внутренней политики государства. Принят Закон «О противодействии коррупции» и многочисленные Указы Президента.
В СПб в целях борьбы с коррупцией также были приняты свои законы и постановления.
Основной задачей антикоррупционной политики Петербурга, является предупреждение коррупции. При этом особое внимание уделяется ужесточению требований к госслужащим: к предоставлению ими сведений о доходах и расходах, ответственности за недостоверные сведения, запрет на получение подарков, обязанность сообщать о случаях их склонения к коррупционным действиям, предложениях взятки и т.д.
Создана горячая линия «Нет коррупции», куда можно сообщить о коррупционных преступлениях. Работает и специальная Комиссия по координации работы по противодействию коррупции. В ее задачи кроме всего прочего входит выявление причин и условий, порождающих коррупцию, создающих административные барьеры, а также рассмотрение вопросов, касающихся соблюдения чиновниками антикоррупционных запретов, ограничений и требований.
Планом противодействия коррупции в Санкт-Петербурге на 2014-2015 г.г. предусмотрены основные мероприятия по реализации антикоррупционной политики, в том числе и в сфере экономики, использования государственного имущества, государственных закупок, а также меры по противодействию коррупции в госучреждениях и ГУПах. Отмечу, что это одни из самых коррупциогенных направлений.
Все проекты нормативно-правовых актов города проходят обязательную антикоррупционную экспертизу. Активно используется социальная реклама.
Действенной антикоррупционной мерой я считаю также оценку регулирующего воздействия нормативно-правовых актов.
В Санкт-Петербурге ОРВ введена лишь с 2013 года городским Законом «О порядке проведения оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Санкт-Петербурга» и затрагивает вопросы комфортности ведения бизнеса.
ОРВ – полезная и действенная мера. Ведь при ее проведении закон изучают непосредственно предприниматели, те, кто знает проблемы изнутри и часто сталкиваются с правоприменением. Знают слабые места нашей исполнительной системы и соответственно понимают, где закон может дать сбой, а где есть пробел, который обязательно нужно закрыть.
К сожалению, данная процедура проводится еще слишком редко, как в исполнительной, так и в законодательной власти.
Однако есть ряд причин, из-за которых все эти меры недостаточно эффективны.
1) Коррупционные дела не всегда доводятся до логического конца.
СМИ регулярно сообщают нам о выявляемых коррупционных преступлениях. Пресс-службы правоохранительных органов рапортуют о миллионных хищениях из бюджета, о мошеннических схемах, реализованных с участием чиновников. Но через некоторое время информация в СМИ прекращается и об исходе этих дел нам ничего не известно. А из статистики мы узнаем, что до суда доходят в основном дела по так называемой «бытовой коррупции» (мелкие взятки, получаемые врачами, преподавателями ВУЗов, или рядовыми сотрудниками полиции).
Могу привести яркие примеры национальных коррупционных дел. Губернатор Сахалинской области 1млрд рублей, Дело «Оборонсервиса» Евгения Васильева (отпущена практически из зала суда, а министр обороны получил новое назначение.) Трубное дело в СПб на 3 млрд. рублей (с главного фигуранта сняты обвинения в связи с непричастностью). Дело «Ленэнерго», начавшееся с банкротства аффилированного банка, но выявившее в ходе расследования многочисленные миллионные хищения и фактическую финансовую несостоятельность энергетического монополиста. При этом, мы еще два года назад предупреждали власть о грядущем банкротстве «Ленэнерго». Но нас тогда не пожелали услышать. Хочется задать уже известный нам вопрос: «Где посадки?!»
2) Антикоррупционное сотрудничество на международном уровне не работает. России не оказывается достаточная помощь в экстрадиции сбежавших проворовавшихся чиновников. Не секрет, что некоторые из них находят безопасный приют в других странах и используют незаконно полученные активы за рубежом. Их имена всем известны. Конвенция ООН против коррупции и другие соглашения предусматривают ряд инструментов для пресечения таких ситуаций, но пока результат такого сотрудничества не очевиден.
За примерами далеко ходить не надо: Экс-министр финансов Московской области Алексей Кузнецов сбежал в США с 1 млрд долларов. В Израиле скрывается бывший министр транспорта Московской области Петр Кацыв, в Швейцарии - глава Ленинского района Сергей Кошман.
3) Декларирование доходов и расходов работает недостаточно эффективно. В прошедшем году мы видели случаи, как должностные лица «забывали» задекларировать свою аффилированность с коммерческими структурами. Некоторые вообще отказались разглашать свой доход и просто покинули свое кресло. Подчеркну, что государственные монополисты (Акционерные общества, ГУПЫ, госкорпорации и прочие) остаются в этом плане совершено непрозрачными. А ведь зарплата таких директоров может во много раз превышать зарплату Министра или Губернатора)
4) Инвестиционные проекты также непрозрачны. Реализация крупных проектов, выбор подрядчиков, предоставляемые им бюджетные субсидии и льготы, назначение единственного поставщика – все это вызывает множество вопросов и создаёт основу для социального недоверия к заявленным целям и к власти в целом.
Так, конкурсы, проведенные в Петербурге Фондом Капитального ремонта, почему-то не учли интересы малого бизнеса. Все финансово привлекательные лоты оказались слишком крупными и недоступными маленьким компаниям (от 100 до 600 млн. рублей) А для малого бизнеса были сформированы относительно дешевые лоты по кровле, но их рентабельность составляла не более 10%. В итоге малый бизнес отказался от участия в программе, поэтому данный вид работ не будет выполнен в Городе в полном объеме.
Еще одной коррупциогенной сферой в Санкт-Петербурге является энергетика. Именно из-за нее СПб занимает одно из последних мест по комфортности ведения бизнеса. При том, что Россия – один из крупнейших в мире производителей электроэнергии, а СПб имеет в избытке неподключенную мощность.
На протяжении 4 лет мы с Уполномоченным по защите прав предпринимателей проводили множество совещаний с привлечением энергетиков, сбытовой компании, общественности, городских властей и конкретных предпринимателей, которые не могли получить электрические мощности. И только в ручном режиме мы смогли добиться результата. Только через 4 года вышло распоряжение о проведении инвентаризации и закреплении за гос. помещениями электромощностей, которого мы добивались все это время. Но даже сейчас завершенной эту работу назвать нельзя.
При этом, многочисленные нелегальные торговые точки подключены к электроснабжению, но «Ленэнерго» совершенно не занимается их выявлением и отключением. проще придти к легальному предпринимателю, которому есть что терять и с которого есть что взять.
Аналогичная ситуация с другими энергетическими монополистами.
Тяжелая ситуация складывается и с правом получения бизнесом разрешений на строительство. По уровню сложности получения таких прав Россия занимает одно из последних мест. Процедура включает в среднем 51 шаг общения с чиновниками и занимает более года. Такая схема – не может не провоцировать предпринимателей на дачу взяток. Следует отметить, что правительство города вняло просьбам строителей и сейчас ведется активная работа по разработке дорожной карты в этой области и сокращению предельного срока получения разрешений на строительство до 180 дней.
5) Многие вопросы, имеющие признаки коррупции, с помощью Уполномоченного приходится решать в ручном режиме.
Так, с помощью предпринимателей мы выявили все незаконные торговые точки в ряде районов города, которые безуспешно пыталась найти Администрация. Хотя это - прямая обязанность районных торговых отделов. Вся информация была передана нами в Администрацию Губернатора, в итоге в районе сменился начальник торгового отдела.
В аналогичном, «ручном режиме» нам с Уполномоченным удалось предотвратить и другую явно коррупционную схему: строительства жилья в защитной зоне химического завода «Реактив». Путем использования подложных документов была совершена попытка сократить защитную зону завода, что позволило бы построить рядом с опасным химическим производством жилые дома. Заявления руководства завода о незаконности таких действий не имели должного результата. Только наше вмешательство помогло «открыть глаза» власти, возбудить уголовное дело и приостановить принятие решения по строительству. Замечу, что строительство должна была вести крупнейшая петербургская строительная компания – ЛСР.
Точно также мы пытаемся решить проблему предпринимателей на Крестовском острове. В месте, где находится самая дорогая земля в городе. Там началась просто массовая зачистка бизнеса. Надеюсь, нам удалось ее пока приостановить.
Аналогично, в этом, пресловутом «ручном режиме» нам с Уполномоченным удалось урегулировать вопрос и с размещением нестационарных торговых объектов, спасти бизнес минимум 3 тысяч предпринимателей и добиться увеличения предельных параметров для объектов потребительского рынка.
Для слома этой негативной тенденции необходимо, на мой взгляд, сделать ряд важных практических шагов:
1. Создать систему обязательного полного раскрытия информации о бенефициарных собственниках, максимально полно и публично раскрывать доходы и расходы всех публичных должностных лиц и членов их семей, расширить перечень чиновников и управленцев, обязанных предоставлять такую информацию.
2. Отчетность о реализации антикоррупционных планов должна быть максимально публичной и информативной! Например, мы ни разу не слышали докладов о борьбе с коррупцией в городе. А опубликованный отчет содержит лишь количество заявлений о коррупционном поведении. В нем нет ни слова о том, проводилась ли проверка по данным сообщениям и привлечен ли кто-нибудь к ответственности.
3. Привлекать к антикоррупционной работе независимые экспертные и общественные организации, гражданских активистов. Общественный контроль.
Взаимодействие между властью, общественными организациями и предпринимателями на сегодняшний день является, пожалуй, самой действенной мерой, позволяющей выявить коррупционное поведение и факторы, ему способствующие. Главное, чтобы информация, доносимая до власти общественниками, становилась основой для реальных, серьезных проверок!
В городе таких организаций немало: Опора России и Деловая Россия, многочисленные Общественные советы при Губернаторе, исполнительных органах власти и правоохранительных органах. Объединения и союзы предпринимателей. И, пожалуй, к этой же группе я могу отнести и Уполномоченного по защите прав предпринимателей, несмотря на то, что он тоже государственный служащий!
Их деятельность крайне полезна. Как я уже отмечала выше, они активно помогают нам выявить слабые места в правовом регулировании, лазейки, которые недобросовестные чиновники могут использовать, чтобы мешать предпринимателям работать. Это и есть тот самый общественный контроль, который во всем мире доказал свою эффективность.
4. Необходимо ратифицировать в полном объеме 20 статью конвенции ООН против коррупции и привести в соответствие с ней российское законодательство.
6. И главное! Нужно довести до логического правового финала хотя бы одно крупное коррупционное дело. Поскольку только реальное свидетельство того, что принцип неотвратимости наказания работает и виновный обязательно получит свое наказание, может дать обществу ясный сигнал: тайное – обязательно станет явным и коррупция будет наказана!
НОВОЕ НА САЙТЕ
- 08.01.22 Голос трудящихся Казахстана должен быть услышан вопреки провокаторам! Заявление Президиума ЦК КПРФ
- 17.06.21 Александр Харчиков. Эта память священна...
- 09.06.21 «Геннадий Зюганов». Документальный фильм телеканала «Красная Линия»