Юрий Гатчин: «Надо всё сделать, чтобы вернуть настоящий «Дом книги» в родные стены на Невском проспекте, 28»
Положение дел в ОАО «Торговая фирма «Санкт-Петербургский Дом книги» стало основной темой на прошедшем 16 ноября 2015 года заседании постоянной комиссии по промышленности, экономике и собственности Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, под председательством члена фракции КПРФ Ю.А.Гатчина. 
В депутатскую комиссию обратился его коллектив, вернее оставшиеся в нем работники, настоящие энтузиасты, люди, преданные своему делу, своей профессии. Даже продавцами их назвать язык как-то не поворачивается. Так любить книгу, в совершенстве знать необъятный книжный мир, пропагандировать знания, прививать вкус к чтению тысячам и тысячам прихожан этого храмалитературы умеют далеко не все.А экономическое положение знаменитого книготоргового предприятия не просто «аховое», а предбанкротное, кроме того выяснилось, что принадлежность архитектурного памятника федерального значения «Дом Зингера» Санкт-Петербургу вообще под вопросом. Более того, в знаменитом едва ли на всю Европу петербургском «Доме книге» вовсе и не сам «Дом книги», а уже некая торговая контора с предельно схожим названием и логотипом, предлагающая своим покупателям, гостям города книжный ширпотреб, открытки, альбомы, сувениры «а ля рюсс», иконки, расписные ложки, едва ли не армейские шапки-ушанки со звездой. Как такое могло произойти под неусыпным оком бывшего КУГИ, нынешнего Комитета имущественных отношений, как представителя титульного собственника, т.е. Санкт-Петербурга, при полном попустительстве Комитета по печати и взаимодействию со СМИ, в ведении которого почему-то оказался этот настоящий знаковый уникальный объект культуры города.Сменявшиеся за это время губернаторы города от В.А. Яковлева до Г.С. Полтавченко тоже почему-то были не в курсе, что на самом деле происходит, хотя объект такого внимания, по-моему, заслуживает. Накопившиеся за почти двадцать лет сотни листов материалов, договоров, переписки ведомств, планов, выписок из реестров представляют это «дело», которое так и хочется назвать «уголовным», да пока нельзя, к сожалению, представляют вполне запутанную историю. Но у этой на первый взгляд запутанной в клубок истории есть начальный узел.
Распоряжением № 449-р от 25.05.1998 года тогдашнего губернатора Яковлева В.А. все 7 с лишним тысяч кв. метров «Дом Зингера» в самом престижном месте Санкт-Петербурга были переданы в аренду сразу на 49 лет частной компании с сомнительной репутацией, с одним обязательством предоставить в субаренду 4 тысячи кв. метров площади ГП «Санкт-Петербургский Дом книги» для продолжения книготорговой деятельности, но почему-то только до 2005 года, а потом уже до 2047 года никаких ни перед кем обязательств, рынок ведь на дворе. И за всё про всё частный арендатор должен был заплатить городу примерно 12 млн. долларов, из которых только $3 млн. живыми деньгами, а $9 млн. в рублях, как расходы на капитальный ремонт, т.е. около $34в год (!), менее $3в месяцза кв. метр аренды элитной городской недвижимости на все предстоящие полстолетия. Не аренда – сказка! А фамилия «сказочника» и автора документа тоже не секрет. Это ГрефГ.О., тогдашний вице-губернатор Санкт-Петербурга и глава КУГИ, которому и поручен был контроль завыполнением распоряжения губернатора. Остальное - обанкротить, выдавить настоящий книжный универмаг, затем,как теперь выражаются «отжать» эту элитную недвижимость у Санкт-Петербурга, в сущности, в умелых руках представлялось делом техники. Никакими рациональными государственными соображениями эти немыслимые условия аренды не объяснить. «Здание на глазах рушилось», «инвестора с трудом нашли в те кризисные годы» и другие подобные резоны не выдерживают критики, да и через 49 лет эксплуатации объекту опять будет нужен большой комплексный капремонт. Это знает каждый строитель, а уж губернатор Яковлев В.А., подписывая занесенный ему документ, знал это досконально. Позднейшие попытки руководителей КУГИ, профильного комитета, как-то исправить положение дел, принявших на сегодняшний уже запредельно скандальный и позорный для руководства города оборот, пока к успеху не привели.
Сегодня даже трудно вообразить, что книжная торговля в Доме Зингера, будущем знаменитом Ленинградском Доме книги появилась в Петрограде в декабре 1919 года!Идет гражданская война, голод, карточки, экономическая разруха, едва работают некоторые заводы, а большевистский Петросоветсчитает,наряду с укреплением РККА,распространение книги в городе, где грамотность выше, чем в отсталой огромной крестьянской стране, как и весь культурный процесс, самым что ни на есть архиважным делом для окончательной победы революции.А потом родилась крылатая у нас фраза «книга – лучший подарок», и только в нашей стране макулатуру собирали за талоны на книги. Уникальные достижения советской власти в самой читающей стране мира. Хватило всего нескольких лет в постсоветское время, чтобы новые варвары, для которых лучшая книжка – это их чековая офшорного банка, сумели довестизнаменитый советский торговый и культурный бренд, когда-то один из лучших книжных универмагов Европы до банкротства, указав коллективу с его книжным фондом на дверьв его собственном доме.
Вернуть настоящий «Дом книги» в родные стены на Невском пр., 28 будет непросто. Архитекторами аферы сделано всё, чтобы профессионально спрятать в административных хитросплетениях концы этого клубка. Но разбираться в этой позорной истории надо, так читает депутат-коммунист Ю.А.Гатчин, так единодушно решила вся депутатская комиссия. Намечен и план первоочередных действий. Людей, кто по- настоящему болеет за нашу культуру, за просвещение, кому дорог каждый уголок нашего Великого города, немало. Они тоже готовы помогать.
НОВОЕ НА САЙТЕ
- 08.01.22 Голос трудящихся Казахстана должен быть услышан вопреки провокаторам! Заявление Президиума ЦК КПРФ
- 17.06.21 Александр Харчиков. Эта память священна...
- 09.06.21 «Геннадий Зюганов». Документальный фильм телеканала «Красная Линия»