Санкт-Петербургское городское отделение Коммунистической партии Российской Федерации

Блокадная подстанция на прицеле деляг

Ещё не стихли праздничные речи городских чиновников, велеречиво и пафосно поздравлявших ветеранов с днём полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады, как власть не на словах, а на деле продемонстрировала отношение к исторической памяти ленинградцев. 

С новой силой возобновились попытки подготовить общественное мнение к давно планируемому уничтожению здания уникальной тяговой подстанции № 11, больше известной горожанам как Блокадная подстанция.

В СТРАШНЫЕ ДНИ БЛОКАДЫ подстанция стала символом неугасающей жизни в городе: весной 1942 года подстанцией было дано напряжение, позволившее запустить 8 марта грузовой, а 15 апреля регулярный пассажирский трамвай. В пуске грузового трамвая участвовали также Василеостровская подстанция № 20 и Клинская № 15. Трамвай — единственный вид общественного транспорта в осаждённом Ленинграде, перевозивший в том числе и раненых, военнослужащих, грузы для нужд фронта и производственные грузы, участвовавший также в вывозе мусора. С помощью трамвая город был спасён от эпидемии. Подвиг трамвайщиков беспрецедентен. И Блокадная подстанция — символ этого подвига.

Уже не один год в коридорах власти зреет проект по «оптимизации» использования баснословно дорогой городской земли. Подстанция находится в самом центре Петербурга на набережной Фонтанки, 3, неподалёку от Инженерного замка и Летнего сада. И вот Совет по сохранению культурного наследия (!) Санкт-Петербурга одобряет снос здания ради строительства на его месте апартамент-отеля.

Для несведущих граждан, живущих в домах рядовой застройки, сообщаем: апартамент-отель — это гостиница, созданная по принципу апартаментов, то есть жилых помещений, оборудованных как полностью благоустроенные квартиры. Как правило, такое жильё относится к категории премиум-класса и зачастую арендуется представителями новоявленной элиты всех мастей по баснословным ценам. Ну до блокадной ли памяти тут? Какие могут быть сантименты, когда на кону такой куш?

Не посчитались власти и с тем, что само здание представляет интерес не только с точки зрения причастности к самым трагическим и героическим страницам истории города, но и как памятник архитектуры. Здание — яркий пример супрематической архитектуры Ленинграда — выстроено по экспериментальному проекту в 1930-х годах и представляет собой редкий для центральных районов Петербурга образец производственного сооружения, решённого в стилистике конструктивизма и удивительно гармонично вписавшегося в городской ансамбль.

Об этих фактах неотъемлемой истории города на Неве чиновники забыли или просто сочли их незначительными, но простые жители решили иначе, как и поддержавшие их коммунисты и комсомольцы, и встали на защиту Блокадной подстанции. «Наш долг — сохранить подлинный памятник блокадного Ленинграда», — заявили активисты.

27 января, в день полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады, активисты градозащитных обществ и неравнодушные жители города провели акцию «27 пикетов» в защиту мемориального здания. Столько одиночных пикетов в течение дня прошло в самых памятных местах, в частности, на Невском проспекте, а также у Смольного, с целью привлечь внимание городского правительства. Эта акция, как и другие, преследовала цель — не допустить кощунственного уничтожения подстанции и строительства элитных апартаментов на её месте. Каждый из прохожих мог подписать обращение к правительству города с требованием защитить памятник истории. Организован и идёт сбор подписей в Интернете, где также можно поставить электронную подпись под обращением в защиту Блокадной подстанции.

Столкнувшись с сопротивлением горожан, чиновники попытались преподнести уничтожение здания-памятника не как снос, а как реконструкцию, пряча истинные намерения за обтекаемыми формулировками. Так, в комментарии для СМИ вице-президент петербургского Союза архитекторов С. Гайкович заявил: «Вопрос развития города имеет большее значение, чем цельное сохранение этого исторического памятника. Мне очень понравилось предложение о сохранении лишь части этого здания. Такой приём может быть реализован, но как это сделать? Это большой вопрос. Представить, что за фасадом вдруг появляется апарт-отель, неуместно, нужна какая-то хитрость, какой-то компромисс».

Такие формулировки отнюдь не случайны. С их помощью пытаются обойти закон и проложить обходной путь застройщикам. Ведь земля, на которой стоит здание подстанции, находится в охранной зоне, где какое-либо строительство запрещено. Зато здесь разрешена реконструкция. Ну а чем заканчиваются подобные «реконструкции», не надо рассказывать ни москвичам, ни петербуржцам, да и жителям многих других российских городов. Поэтому против так называемой реконструкции выступили и члены Всероссийского общества охраны памятников.

О слаженных действиях чиновников и бизнесменов косвенно говорит и то, как своевременно от здания отказался «Горэлектротранс», на балансе которого и была подстанция.

Активисты, объединившиеся для защиты Блокадной подстанции, требуют сохранить объёмно-пространственную композицию здания с характерным силуэтом и сочетанием объёмов и предлагают создать в здании филиал музея обороны Ленинграда.

Но нужен ли филиал музея городским властям? Очевидно, нет. Им нужна «какая-то хитрость», которая позволит провернуть очередное выгодное дельце.
 
Ольга ЯКОВЕНКО 

 
Код для вставки в блог: