Санкт-Петербургское городское отделение Коммунистической партии Российской Федерации

К 190-летию Карла Маркса: Маркс о воспитании

Лунёв Р.С., аспирант психолого-педагогического факультета РГПУ им. А.И. Герцена пишет о представлении основоположников марксизма о воспитании.  

Содержание и направленность любой социально значимой педагогической теории в большой мере зависят от того, как понимается ею природа человека. Что такое человек? Меняется ли он по мере общественно-исторического развития? Какие факторы оказывают определяющее воздействие на формирование человеческой личности? Марксизм не обошел вниманием комплекс этих вопросов. «Если мы хотим, - писал Маркс, - оценивать всякие человеческие действия, движения, отношения и т.д., то мы должны знать, какова человеческая натура вообще и как она модифицируется в каждую историческую эпоху» (Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. Т. 23. - С. 623.).

В «Манифесте Коммунистической партии» К. Маркс и Ф. Энгельс показали, что воспитание определяется общественными отношениями; они выяснили, что цели и задачи воспитания, его содержание и методы изменяются в различные эпохи, а в одну и ту же эпоху различно понимаются различными общественными классами.

К. Маркс дал глубокую и разностороннюю критику буржуазного воспитания. Он неоднократно подчеркивал, что господствующие эксплуататорские классы превращают воспитание в орудие угнетения трудящихся, в средство укрепления своего классового.

На основании изучения огромного фактического материала он дал подлинную картину всех сторон воспитания, которое получают дети рабочих в капиталистическом обществе, а также ужасающих условий жизни трудящихся и членов их семей. Непосильный, изнурительный фабричный труд женщин в условиях капитализма приводит неизбежно к разрушению семьи. Не имея минимальных средств для существования, родители-пролетарии вынуждены отдавать своих детей в раннем возрасте внаем капиталистам. Маркс отмечал, что на лондонских шелковых мануфактурах девятилетние дети работали, получая гроши за свой труд. Матери отдают мальчиков внаем на любую работу за мизерную плату.

Зачастую дети рабочих рождались ослабленными из-за ненормальных условий, в которых протекала беременность матерей. Пища в рабочих семьях для маленьких детей совсем не подходит, но у рабочих нет средств, чтобы доставить своим детям полноценное питание. Жилища рабочих расположены в кварталах с нездоровым воздухом. Скученность живущих в одной комнате настолько велика, что ночью нечем дышать. В то время как отец и мать работают на фабриках, дети остаются без надзора и поэтому часто гибнут от несчастных случаев. Рабочие и их дети лишены настоящей медицинской помощи. В результате всего этого чрезвычайно велика смертность среди детей рабочих.

К. Маркс отмечал, что пролетарские дети, работая с ранних лет на капиталистической фабрике, превращаются в простые машины для фабрикации прибавочной стоимости и не имеют возможности должным образом развивать свои духовные силы.

К. Маркс вскрыл истинный характер того образования, которое получали дети рабочих. Закон, изданный английским парламентом в 1834 году об обязательности обучения работающих на фабрике детей, не выполнялся. Сеть фабричных школ была очень редкая, обучение в них плохое. Учителя были зачастую малограмотны, они шли работать в школу потому, что в другом месте не могли найти работы. В так называемых воскресных школах детские головы набивали только церковными догмами и молитвами. Нравственное воспитание, которое давалось детям в школах, имело своей основной целью, по выражению Маркса, вдалбливание буржуазных принципов.

К. Маркс установил классовый характер воспитания в классовом обществе. Показав, что при капитализме воспитание для огромного большинства является не более как преобразованием в машину, они решительно возражали тем представителям буржуазии, которые оспаривали классовую природу буржуазного воспитания.

В своих трудах К. Маркс убедительно опровергал идеи о внесоциальном характере процесса формирования личности, можно найти отдельные утверждения о человеке как о биосоциальном существе и о значении духовного аспекта в его жизни и деятельности. Но методологической основой, доминантой марксистской теории личности фактически всегда выступал социально- экономический детерминизм. Наиболее определенно это выражено в известной формуле Маркса, согласно которой сущность человека «есть совокупность всех общественных отношений» (Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. Т. 3. - С. 3.).

Маркс и Энгельс на конкретных примерах показали, что благоприятные условия способствуют развитию тех или иных дарований.

Учение основоположников марксизма о воспитании вооружило пролетариат всего мира на борьбу за просвещение и школу для народа. Впервые неполно оно было осуществлено Парижской коммуной. Творчески развитое В.И. Лениным, Коммунистической партией Советского Союза применительно к новым историческим условиям учение К. Маркса о воспитании было претворено в жизнь в СССР и других социалистических странах.

Таким образом, основоположники марксизма разработали учение о воспитании, которое является неразрывной составной частью научного коммунизма. Они вскрыли сущность воспитания как общественного явления, выявили его роль в общественном развитии в различных исторических формациях: при капитализме и при социализме; установили классовый характер воспитания в классовом обществе и подвергли глубокому критическому анализу воспитание в буржуазном обществе, показали его противоречия.

Лунёв Р.С., аспирант психолого-педагогического факультета РГПУ им. А.И. Герцена

Код для вставки в блог: