Санкт-Петербургское городское отделение Коммунистической партии Российской Федерации

К 190-летию Карла Маркса: Маркс и права человека

Мутагиров Д. З., доктор философских наук, профессор пишет о том, как виделись К. Марксу права человека и права гражданина. 

Карл Маркс являлся одним из первых мыслителей, поставивших человека в центр всех общественных отношений и считавших, что его всестороннее развитие должно стать главной целью общества. При этом он отличал права человека как фундаментальные, основополагающие, имеющие всеобщую ценность, от прав гражданина.

Согласно Марксу, в человеке и в его правах государство постулировало свое собственное бытие, зависимое от каждого, кто является субъектом собственности. Человек - абстрактный субъект в отношении к государству, в то время как права человека претендуют быть естественными правами. Гражданин имеет права только как член политического общества. Это - права, чья ценность ограничена. Права граждан ни абсолютны, ни безусловны, они не гарантированы человеку везде и всегда: они не являются врожденными правами.

Человек может пользоваться всеми своими правами только при условии ниспровержения всех отношений, в которых он является униженным, порабощенным существом. Для этого необходимо полное преобразование самого общества через радикальную революцию. Часть гражданского общества эмансипирует себя и достигает всеобщего господства и, исходя из своего особого положения, эмансипирует все общество. По мнению Маркса, это можно сделать лишь в том случае, если все общество находится в положении этого класса и общество признает его своим всеобщим представителем, если эмансипатор действительно представляет собой социальный разум и социальное сердце всего общества. По мнению Маркса, такую роль мог исполнять только новый, восходящий класс, - пролетариат. Только он один, освобождая себя, мог освободить и все общество, поставить всех его членов в действительно равноправные отношения.

К. Маркс исходил из постулата приоритета экономической жизни перед другими сферами общественной жизни, а, соответственно, и социальных и экономических прав человека перед всеми остальными правами. Отсюда - и то внимание, которое он уделял анализу условий жизни и труда разных групп и слоев общества, причин их неравноправия и условий утверждения свободы и равенства всех людей.

«Если марксизм и был религией, - пишет американский социолог А. Гоулднер, размышляя над этими положениями Маркса - то не религией общества, каким является функционализм, а религией человека. Это была религия гордости за человека и борьбы ради него, а не религия благочестия по отношению к обществу и статической комфортности».

 

Мутагиров Д. З.,

доктор философских наук, профессор

 

Код для вставки в блог: