Санкт-Петербургское городское отделение Коммунистической партии Российской Федерации

Юрий Гатчин: Государственный и общественный контроль за ценами на продовольствие в Санкт-Петербурге не должен ослабевать

18 апреля 2016 года депутат фракции КПРФ в Законодательном Собрании Санкт-Петербурга Ю.А. Гатчин провел заседание постоянной комиссии по промышленности, экономике и собственности.  

Комиссия поддержала проект Закона Санкт-Петербурга «О внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга «О размещении нестационарных торговых объектов», который предусматривает возможность заключения договора на размещение летних столиков на участках, примыкающих к нестационарным объектам общественного питания, без проведения аукциона. Документ уточняет порядок рассмотрения заявок на размещение нестационарных объектов торговли. Председательствующий Ю.А.Гатчин подчеркнул, что его надо рассмотреть оперативно, перед началом летнего туристского сезона, чтобы дать возможность общественному питанию хорошо подготовиться к обслуживанию наших граждан и гостей города. В целях совершенствования законопроекта, а никто не сомневался, что доработка потребуется, депутаты решили сформировать рабочую группу, которую по общему согласию возглавила депутат-коммунист И.В.Иванова.

Второй рассмотренный на комиссии вопрос был ещё более важен, поэтому в его обсуждении приняли участие многие приглашенные заинтересованные лица. Чуть больше года назад, 9 февраля 2015 года, после стремительного взлета потребительских цен, прежде всего на продукты питания, взволновавшего большинство граждан, Ю.А. Гатчин провел расширенное заседание депутатской комиссии, и в комплексе предложенных мер, которые бы противодействовали росту цен, решено взять на контроль ситуацию с ценообразованием в федеральных и региональных торговых сетях, фактически определяющих их уровень на продовольственном рынке Санкт-Петербурга.

«Пятерочка», «Перекресток», «Карусель», «О’кей», «Дикси», «Магнит», «Лента» и другие у всех на слуху, и схема ценообразования позволяет даже в условиях «сжатия потребительского спроса», а так на научно-либеральном языке называют очевидное обнищание людей, не нарушая закон, получать, тем не менее, сверхприбыль. Даже в долларовом эквиваленте за 2015 год у первой в списке компании «X5 Retail Group» чистая прибыль составила $157 млн. Они ещё и соревнуются. Только за первый квартал 2016 года тот же «X5 Retail Group» обошел «Магнит» по темпам роста выручки 26,7% и 16,6%, а в абсолютных цифрах соответственно 48,6 млрд. руб. и 36,2 млрд. руб.

Но с трибуны представители торговых компаний уверяют, что занимаются чуть ли не благотворительностью, держат торговую надбавку на социально значимые товары: хлеб, молоко, овощи, мясо и другие на уровне едва ли процента-двух, чтобы только не разориться, а прибыль формируют на дорогом ассортименте, деликатесах, алкоголе и прочем. Тема эта сложная, и упреки со стороны торговцев сельхозпроизводителям, в том числе нашим ближайшим соседям из Ленинградской области, на предложения неконкурентных цен, на поставки некачественных товаров, нежелание заниматься выстраиванием собственной логистики, современными технологиями хранения, удобной тарой, упаковкой, расширением ассортимента, тоже не лишены оснований.

Вот почему большая часть экспертной работы в депутатской комиссии всегда осуществлялась в рамках рабочей группы, а на этот раз участники дискуссии пришли к выводу, что необходимо рассмотреть вопрос о создании в городе совета по продовольственной безопасности, куда могли бы войти все заинтересованные стороны. И всё же подвижки определенные есть. Наши, как и из других регионов, многочисленные обращения в Правительство РФ и в Госдуму о необходимости законодательного ограничения произвола торговых сетей в части установления предельной надбавки, в сфере сроков расчетов с поставщиками, отказа от навязывания им дополнительных договоров «за маркетинг», за «место на полке», «за возврат» и т.д. получает поддержку федеральных властей. Даже Президента РФ В.В. Путина эта тема, кажется, «достала», и он вынужден был на недавней своей большой пресс-конференции согласиться с необходимостью корректировки нормативно-правового регулирования.

Оставляя для рекламных заявлений уверения торгового бизнеса в вечной любви к покупателю и своей социальной ответственности, нельзя не отметить, что прагматизм и трезвый расчет, оценка уровня общественной критики, заставили всё же федеральные торговые сети работать сегодня более гибко, на пониженных ценовых оборотах в массовых продуктовых сегментах, расширять акционную, скидочную практику, увеличивать часы льготной торговли для пенсионеров, применять карты постоянного покупателя и другие мероприятия. Сетевой ритейл продолжает ввод в эксплуатацию всё новых крупных оптово-логистических, распределительных центров, холодильных комплексов длительного хранения, всегда бывших слабым звеном во всей цепочке движения товара «от поля до прилавка», увеличивавших цену продукта.

Эти усилия достойны одобрения и поддержки, о чем Ю.А. Гатчин, как председатель постоянной комиссии в Законодательном Собрании Санкт-Петербурга неоднократно говорил представителям торговых сетей и в период подготовки к прошедшему заседанию и в его ходе, пообещал поддерживать и впредь. Но председатель и все депутаты также пообещали, что государственный и общественный контроль за ценами на продовольствие в Санкт-Петербурге, уровень которых во многом задают торговые сети, не ослабнет и эта встреча на эту тему уж точно не последняя.

Соб. инф.

Код для вставки в блог: