Санкт-Петербургское городское отделение Коммунистической партии Российской Федерации

Как чиновники «не забывают» подвиг ветеранов

Павла Ивановича Макарова мы, молодые коммунисты, опознали не сразу. Евгений, кажется, даже порывался спросить попросить бодрого пожилого человека, открывшего нам дверь, предъявить документы.  

Стройный, подтянутый и постоянно улыбающийся ветеран с копной седых волос никак не подходил под ожидаемый нами образ 93-летнего старика. Его горящие и озорные глаза и неизменный смех убеждали в том, что некоторые люди остаются вечно молодыми.

Павел Иванович рассадил нас с Евгением и Рафаилом вокруг небольшого стола, деловито осведомился, работает ли мой диктофон, и сходу принялся рассказывать историю своих фронтовых лет. Возможно, когда-нибудь, мы сможем опубликовать целиком всю сорокаминутную беседу с ветераном, но сейчас я лишь коротко коснусь его приключений.

Павел Иванович с первых дней войны записался в добровольцы, но на фронт попал лишь в 1942 году. До этого он год работал бригадиром на ковке плоскостей для самолетов «У-2» под Казанью. Уже в Казани, наконец, его настойчивые просьбы были удовлетворены, и он пошел на обучение в ВДВ.

- Эх, полетаем, попрыгаем! С огоньком в глазах рассказывает о своих намерениях Павел Иванович. И действительно, в ходе обучения прыгать пришлось много. Прыгали с трамплина, с вышки, с «Дугласа», с «ТБ-3» и даже с аэростата. После прохождения обучения десантников перебросили в Осташково. Вторая Гвардейская воздушно-десантная дивизия ожидала десанта под Сталинград, однако в последний момент ситуация переменилась, и зимой 1942-1943 гг. дивизия Павла Ивановича была направлена на трудный участок фронта под Старую Руссу.

В бою на одной из множества советских безымянных высот Павел Иванович, воевавший в составе минометного расчета, сначала был ранен огнем снайпера в ногу, но продолжил бой, а затем попал под осколки вражеского снаряда, уничтожившего расчет. Ветеран на минуту прекращает рассказ и оголяет ноги. Мы видим страшные шрамы. Трудно представить, как вообще можно жить с такими увечьями. Но наш герой спокойно опускает штанины и продолжает рассказ. Ранило его сильно – 12 осколочных ранений. Четыре осколка в ногу, перебита стопа и три пальца, рука… Еще три осколка попали в спину. Один в позвоночник, один в бок и один в лопатку. Хотели при лечении в тылу ампутировать ногу, но Павел Иванович отказался наотрез, ругался на врачей «Не дам – и всё! И не думайте даже!» и… сохранил ногу.

После прохождения реабилитации Павла Ивановича направили в маршевую роту при 523-м полку 188 дивизии, в составе которой он участвовал в наступлении под Харьковом. Атаки, контратаки, марши, наступления и отступления, что уж таить. Ветеран рассказывает, а у нас перед глазами встают села Таушное, Первомайск, Пятихатка, города Белгород, Харьков, Кривой Рог. Под Кривым Рогом Павел Иванович был назначен в 580-й полк, где получил звание лейтенанта и командовал взводом необстрелянных бойцов, в большинстве своем украинцев, у которых зачастую и формы-то не было. При одной из ночных атак под Днепропетровском молодой командир был снова тяжело ранен пулемётным огнем противника.

После лечения был переведен в 122-ю комендатуру авиагарнизона под Кировоградом, где кроме наших самолетов базировались несколько американских «Летающих крепостей» - Boeing B-17, а затем поступил в 337-й погранполк войск НКВД ординарцем начальника ОВС полка. Польша, затем освобождение Чехословакии, репарации в Румынии. День Победы Павел Иванович встретил в румынском городе Сибиу.

- Я помню, мы спали. В 4 часа ночи прибежал адъютант командира полка старший сержант Макаров, мой однофамилец, и давай кричать: «Что же вы черти спите? Война кончилась!!!». Вокруг стрельба в ночи, грохочет все! Ну, мы повскакивали все с постелей, радость-то какая. В город кого-то послали вина привезти, а затем отпраздновали. Митинги потом с румынскими войсками были, празднования… Николае Рэдеску сняли, Петру Гроза поставили. Ну, а потом нашу часть расформировали…

После Победы Петр Иванович еще некоторое время служил в войсках НКВД. Был снова в Харькове, затем во Фрунзе, затем в Семипалатинске.

Под конец службы был переведен в Литву, где наши войска НКВД – «синие фуражки» – придавались как вооруженный контингент к местной милиции, и где Павел Иванович участвовал в операциях по выявлению подпольных групп, изъятию нелегального оружия, борьбе с бандитизмом. После увольнения из армии в 1947 году Павел Иванович перебрался в Ленинград, где и проживает до сегодняшнего дня.

Прошел 71 один год с того великого мая 1945 года. Война Павла Ивановича, казалось бы, осталась далеко в прошлом. Но реалии современной России таковы, что иногда приходится замирать в немом удивлении от поступков своих же сограждан. 2 апреля 2014 года Павла Ивановича обворовали. Молодые девушки, объявив себя работницами социальной службы, много рассказывали о льготах, о прибавке к пенсии, о проверке бытовых приборов, а затем, сообщив о неком «обмене денег для ветеранов», узнали о его накоплениях. Мошенницы, пользуясь доверием пожилого человека, выкрали у Павла Ивановича все его накопления за много лет: один миллион сто пятьдесят тысяч рублей и свидетельство о собственности на квартиру.

По заявлению ветерана из 75 отделения полиции Невского района прибыл сотрудник Сысцов Илья Витальевич, который с шутками и прибаутками «спустил дело на тормозах», несмотря на то, что многое можно было сделать по горячим следам. Только после активного вмешательства родственников ветерана полиция стала нехотя производить хоть какие-то следственные действия: сняли отпечатки пальцев в квартире, записали показания и сделали фоторобот мошенниц. На этом дело встало. Прошло уже два года, а, несмотря на запросы Павла Ивановича и в Приемную Президента РФ в СЗФО, и Прокурору Санкт-Петербурга С.И. Литвиненко, и Губернатору Санкт-Петербурга Полтавченко, результата нет.

Ветеран выложил перед нами на стол несколько формальных отписок из всех вышеперечисленных органов государственной власти. Передаем дело в ГУ МВД – и далее тишина. И так везде. Откровенно неприлично на фоне этих ответов выглядят красочные открытки с поздравлениями с 71-й годовщиной Победы от имени президента и губернатора.

Напоследок хотелось бы привести слова самого Павла Ивановича Макарова из текста обращений: « Я понимаю, что деньги, скорее всего, не вернуть, и поэтому прошу Вас рассмотреть возможность оказать мне материальную помощь, так как это были все мои сбережения на случай болезни и похорон. Также прошу взять на контроль расследование уголовного дела №195701 в 75 отделе полиции. Я уверен, что таких пострадавших одиноких ветеранов много, и расследование и пресечение таких грабежей было бы реальной помощью нам, ветеранам».

Мерзко и горько становится на душе после интервью с Павлом Ивановичем. Про мошенников говорить, кажется, не хватит богатого лексикона русского языка, но особенно обидно, когда государственные чиновники, каждый День Победы торжественно заявляющие о том, что «никогда не забудут подвига ветеранов», спокойно закрывают глаза и пускают на самотек бездействие полиции и прочих соответствующих органов.

КПРФ не могла пройти мимо и не взять под контроль дело одинокого пожилого человека, получившего такой удар в год 70-летия Победы. Мы будем информировать о предпринятых действиях в отношении расследования дела Павла Ивановича Макарова, младшего лейтенанта, инвалида I группы со множеством боевых и трудовых наград, в том числе медалью «За Отвагу» и Орденом Отечественной войны I степени.

Андрей Блинский

 

Код для вставки в блог: