«Проблема пальмового масла» – это скорее сопутствующий диагноз либеральной экономики и буржуазной власти
Депутат фракции КПРФ в Законодательном Собрании Санкт-Петербурга Ю.А. Гатчин 23 мая 2016 года в рамках заседания постоянной комиссии по промышленности, экономике и собственности провел слушания по вопросу: «Продовольственная безопасность: качество продуктов питания, актуальные вопросы использования пальмового масла». 
В слушаниях приняли участие около 30 представителей органов государственной власти города, государственных контролирующих и надзорных органов и учреждений Санкт-Петербурга, производителей продуктов питания, предприятий торговли, известные ученые-медики, эксперты, общественные организации бизнеса.
Открывая заседание, председательствующий Ю.А.Гатчин отметил: Вопрос, который мы сегодня вынесли на обсуждение, с одной стороны плановый. Вы знаете, что в декабре 2015 года был принят закон Санкт-Петербурга « О продовольственной безопасности в Санкт-Петербурге» и вряд ли кто-то будет оспаривать ту роль, которую в его подготовке сыграла наша депутатская комиссия и большой творческий коллектив наших экспертов. Статья 11 этого закона прямо обязывает всех ответственных лиц обеспечивать высокое качество и тем более безопасность пищевых продуктов.
Работая над проектом закона и в целом разрабатывая тему продовольственной безопасности, мы исходили из общего понимания, что у продовольственной безопасности Санкт-Петербурга, как субъекта Российской Федерации в соответствии с «Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации», много разных измерений и все они важны. Её обеспечение состоит не только в эффективном производстве достаточного объема сельхозпродукции, умении её бережно переработать, сохранить, поставить в торговую сеть, максимально удобно для людей продать, сделать доступными по цене, при этом запустить и поддерживать без сбоев весь этот механизм движения, как образно выражаются «от поля до прилавка». Это также контроль и освобождение от излишних административных барьеров, подчас «серых» таможенных схем импорта определенной части продовольствия, ни при каких условиях не производимого в нашей стране.
Но это все же одна сторона продовольственной безопасности. А другая сторона: продукты питания должны быть максимально разнообразными, полезными для здоровья, безусловно безопасными по всем параметрам. Со здоровым питанием граждан связано будущее страны, будущее нации, но прежде всего это вопросы практически повседневной заботы для каждой нашей семьи. Сегодня они всё острее выдвигаются в фокус общественного внимания. Вот почему мы вынесли их на обсуждение специалистов в таком широком формате.
Мы предлагаем сегодня всем участникам слушаний озвучить и сформулировать наиболее острые проблемы, главные направления, по которым следует вести работу органам государственной власти, по обеспечению безопасности продовольствия, высокого качества продуктов на нашем столе. Это возможно дополнительная сертификация и уточнение стандартов, технических регламентов, точная маркировка, усиление ответственности за несоблюдение всех требований, фито и ветнадзор, и внутри и на таможенной границе, тем более что членство в ВТО никто не отменял, жесткий контроль на производстве продуктов за применением различного рода добавок, усилителей, красителей, опасность ввоза продуктов ГМО и контрафакта, местных фальсификаций, в том числе применения низкосортного зерна в хлебопечении, сои и других заменителей вместо мяса в колбасах и десятки, десятки других проблем. Всем нам нужно четко понять, что надо изменить в нормативно-правовом поле, какие мероприятия провести в стране и в городе, чтобы улучшить ситуацию.
Мы намеренно включили в повестку дня отдельно резонансную тему применения пальмового масла, ставшую в медийном пространстве даже «модной», не потому, что она какая-то особенно важная, а только потому, что вокруг неё все последние годы было особенно много тумана и откровенных спекуляций, взбудораживших людей. Обсуждение в обществе также позволило поднять на поверхность целый пласт провальных решений в экономической политике правительства, отставание в АПК, обнаружить букет вопиющих безобразий, обмана, злоупотреблений как со стороны жадного до сверхприбылей бизнеса, так и коррумпированной части государственных надзорных и регулятивных органов. Теперь достаточно хорошо известны базовые предпосылки возникновения т.н. «проблемы пальмового масла». В 2015 году мы произвели около 31 млн. тонн молока. Его дефицит в России специалистами оценивается в 8-8,5 млн. тонн. При упавшей в прошлом году на 20,5% средней цене пальмового масла из Индонезии и Малайзии в 740 долл. за тонну, недостающие объемы молока ещё более выгодно заместить этим растительным продуктом, мало отличным от молочных животных жиров. Его и ввезли в Российскую Федерацию в 2015 году около 890 тысяч тонн от первоклассных сортов до технических. Тут и считать особенно много цифр не надо. Всем хорошо известно, что на производство одного килограмма масла уйдет до 40 литров молока при средней отпускной цене 35 рублей за литр, а тут уже почти готовое и стоит меньше доллара. Низкая стоимость продукта - это ведь тоже очень важный аргумент в его пользу. Может и не надо его бояться? Это не ГМО, не отрава, это просто растительный продукт, также как и масло кукурузное, подсолнечное, соевое, кедровое. Сколько его нам надо, какие сорта можно и нужно покупать без вреда и даже с пользой для здоровья, а какие категорически законодательно запретить к использованию в питании, а то и целиком в детском? Как поставить заслон нечестному бизнесу добавляющему в мороженое или коровье масло чуть ли не отходы пальмового производства, иногда обходясь вообще без молока?»
На эти и многие другие вопросы, поставленные председательствующим на слушаниях Ю.А.Гатчиным, прозвучали авторитетные суждения более десятка специалистов. Подробно, известными врачами, специалистами-диетологами, технологами молочных производств, кондитерами, хлебопеками была всесторонне озвучена резонансная тема «пальмового масла». Общее мнение свелось к такому резюме: надо научиться правильно и профессионально работать с этим популярным в мире продуктом и нет в этой излишне раздутой проблеме ничего, что отличало бы её от других подобных, порожденных хищничеством бизнеса, общей безответственностью, разгильдяйством, злоупотреблениями во многих звеньях государственного управления. В итоге дискуссий и поступивших предложений стали понятны основные направления, по которым, по мнению Ю.А.Гатчина, необходимо выстроить будущую нормативно-правовую и законодательную работу в сфере обеспечения более высокого качества жизни граждан, их здорового питания.
Соб. инф.
НОВОЕ НА САЙТЕ
- 08.01.22 Голос трудящихся Казахстана должен быть услышан вопреки провокаторам! Заявление Президиума ЦК КПРФ
- 17.06.21 Александр Харчиков. Эта память священна...
- 09.06.21 «Геннадий Зюганов». Документальный фильм телеканала «Красная Линия»