Санкт-Петербургское городское отделение Коммунистической партии Российской Федерации

Премьера фильма «Художники-реалисты с берегов Невы» (Видео)

Первичная партийная организация «Гагаринская» Адмиралтейского районного отделения КПРФ представляет широкому кругу зрителей документальный фильм «Художники-реалисты с берегов Невы», который посвящен памяти выдающегося российского художника, патриота нашей Родины, фронтовика Семена Ароновича Ротницкого (1915 – 2004). 

100-летие со дня рождения Семена Ротницкого в декабре 2015 года отмечалось в Петербургском Союзе художников при участии депутатов фракции КПРФ в Законодательном Собрании Санкт-Петербурга.

Фильм, как и упомянутое мероприятие, посвящённое памяти С.А. Ротницкого, создан по инициативе и во  многом благодаря коммунисту первичного отделения «Гагаринская» Гришутину Михаилу Михайловичу. В фильме показано творчество мастера, убежденного художника-реалиста, продолжавшего лучшие традиции русской реалистической живописи, которую он обоснованно считал если не единственным, то наилучшим направлением мировой живописи. Семён Аронович не боялся упреков в старомодности, ремесленности, в односторонности своего подхода к живописи. Напротив, он подчеркивал, что ценит в искусстве, прежде всего, глубину образного постижения человека, что в своём творчестве ищет вечное, а не новое.

В фильме даны воспоминания о С.М. Ротницком искусствоведов,  его коллег художников, и, что особенно ценно – художников-фронтовиков, таких как Иван Михайлович Варичев, Соломон Борисович Эпштейн, Борис Павлович Николаев, а также его учеников и последователей – современных художников-реалистов: Александра Новоселова, Фрола Иванова, Александра Ямполя и других.

«Свидетельствами жизни», наполненными «воздухом времени», назвал живописные полотна и окопную графику Семена Ароновича поэт – фронтовик Михаил Александрович Дудин. В этих произведениях отражены жизни, судьбы, мысли и чаяния современников С.А. Ротницкого, вместе с которыми он пережил суровые и героические годы Великой Отечественной войны, сражаясь с немецко-фашистскими захватчиками в июле 1941 г. в составе народного ополчения на лужских рубежах, а затем защищая Ленинград в годы блокады. В послевоенных работах мастера показан созидательный труд советских людей по восстановлению разрушенного хозяйства и его дальнейшему развитию.

Наиболее значительным монументальным произведением С.А. Ротницкого является показанная в фильме картина  «Псковичи», работа над который продолжалась в течение двадцати лет и закончилась в 1990 г, а её концепция формировалась начиная с военных лет, со времени наступления советских войск в Прибалтику.

По сути это коллективный портрет русских, советских людей, защитивших свою Родину и Европу от фашизма. На картине изображен выходящий  из леса партизанский отряд. Фоном служит дальнее мелколесье, заснеженные поля, церквушка и дымные следы пожарищ. Более тридцати партизан, составляющих головную группу отряда, изображены крупным планом, из них около двадцати человек написаны в натуру. Каждый из этих портретов ценен и значителен сам по себе, а в совокупности, объединенные автором в единый сюжет, они создают многогранный образ русского народа, раскрывают русский характер, показывают стойкость и мужество народа. Народа, который, не смотря на фашистский террор населения, проживающего на  временно  оккупированных территориях, объединившись в тылу у врага смог внести существенный вклад в разгром противника.

С позиций такого подхода сегодня  зритель может по-новому посмотреть на картину «Псковичи».  Всмотритесь на изображенных на ней русских партизан – победителей фашизма, а затем сравните их образы с показанными  российских телерепортажах лицами и обликом защитников Донецкой и Луганской народных республик. Вы увидите, что лица и облик тех и других русских людей, несмотря на 70-летний разрыв во времени, идентичны между собой не только по внешнему облику, но и по одухотворенности, воле к победе уже над современным возрождающимся фашизмом.

Этот факт устремленности картины из прошлого в будущее дает полное основание отнести полотно «Псковичи» к шедеврам российской живописи.

В   постперестроечное время в картинные галереи, на телеэкраны начала назойливо поставляться различная низкопробная авангардная «живопись». Семён Аронович по впечатлениям своих зарубежных поездок не раз подчеркивал, что в США и странах Западной Европы, с одной стороны, уделяют большое внимание сохранению школы классической реалистической живописи для правящих элит, а с другой стороны, там имеется четкое понимание разрушительного влияния на общество авангардной живописи, особенно русской, начина с Татлина и Малевича.  Поэтому Запад, пользуясь современной терминологией, через своих агентов влияния делает все, чтобы в условиях непрекращающейся холодной войны обеспечить доминирующее положение «дебил-даун арта» в российской живописи. Запад считал и по-прежнему рассматривает «дебил-даун арт» в качестве эффективного средства атомизации российского общества, уничтожения его национального единства и патриотизма и формирования у населения низменных духовных потребностей.

Так,  уже в начале двадцать первого века в России резко активизировалась подрывная деятельность «дебил-даун арта». Особо гнусные формы она приняла у «шоблы», иначе не назвать, так называемых художников, сгруппировавшихся вокруг галериста Марата Гельмана.

В текущем 2015 году, во время агрессии Украины против Донецкой и Луганской народных республик аргументированную, принципиальную  и жесткую оценку деятельности самого М. Гельмана и его подельников дал Никита Михалков в одной из своих передач.

В этой связи важно отметить  выставки реалистической живописи «Исцеление реализмом», проводимые архимандритом Александро-Невской Лавры Виталием (Радомысльский Виталий Александрович). Уже само название этих выставок,  при всей своей лаконичности, отражает  патриотическую позицию служителя Русской Православной Церкви,  глубокое понимание сути и высокой  значимости реалистической живописи  на современном этапе развития нашей Родины.

Следует с большим удовлетворением сказать, что благодаря подвижническим усилиям академика Альберта Серафимовича Чаркина, длительное время бывшего ректором Академии художеств и возглавляющего поныне Санкт-петербургский Союз Художников, в нашем городе сохранилась и развивается одна из лучших школ реалистической живописи, которая и может быть основой развития этого направления живописи в России.

Выражаем твердую уверенность, что предлагаемый  фильм «Художники-реалисты с берегов Невы» внесет свою лепту в формирование у зрителей чувств национального единства, патриотизма, гордости за свою Родину, столь необходимых в современных условиях, когда Российская Федерация испытывает беспрецедентное давление со стороны США и стран Западной Европы.

Геннадий Денисов

Код для вставки в блог: