Санкт-Петербургское городское отделение Коммунистической партии Российской Федерации

Больницу обанкротить просто

Центр экономических и политических реформ (ЦЭПР) опубликовал данные исследований о социальной инфраструктуре российского села.  

Статистика свидетельствует, что за последние полтора десятилетия число сельских больниц уменьшилось в 4 раза (с 4300 до 1 000), а поликлиник – в 2,7 раза (с 8 400 до 3 000). Если «оптимизация» лечебных учреждений продолжится теми же темпами, то уже через 7 лет в сельской местности не останется ни одной больницы.    

«Понятно, что это невозможно, у любой оптимизации есть предел, однако есть опасения, что, пускай и менее внушительными темпами, но учреждения социальной сферы на селе продолжат закрываться», – уточняется в докладе.

Но иначе, нежели катастрофой, сложившуюся ситуацию назвать нельзя. Похоже,  российская власть не  желает устанавливать никаких пределов и преград для пресловутой «оптимизации», которая означает ликвидацию еще уцелевшей социалки. Причем не только на селе, но и по всей стране – от Москвы до Дальнего Востока. 

8 декабря на заседании комитета Ярославской областной думы по социальной и экономической политике и здравоохранению был поднят вопрос о возможном закрытии больниц в Борисоглебском, Мышкинском и Пошехонском районах. Депутат от КПРФ Елена Кузнецова также заявила о проблемах с обеспечением льготными лекарствами. Депутаты выразили возмущение, что чиновники из департамента здравоохранения области недоступны для связи. К концу заседания все же явился директор департамента Руслан Саитгареев, он опроверг проблемы с лекарствами,  но не дал никаких  пояснений по «оптимизации» райбольниц. Впрочем, 12 декабря тот же Саитгареев опроверг и закрытие больниц: мол, в ближайшее время не планируется. 

Выглядят такие опровержения не слишком убедительно: «ближайшее время» может оказаться очень непродолжительным. Тем более у жителей Ярославской области, в том числе из упомянутых районов, уже есть негативный опыт. В эти дни исполняется четыре года борисоглебскому «бунту беременных». Протестуя против ликвидации родильного отделения, беременные женщины «захватили медучреждение». Протест продолжался почти неделю. Но результатов не принес. Роддома в Борисоглебском, Мышкине и еще пяти райцентрах ликвидировали. Естественно, под благовидным предлогом: мол, в них нет ни современного оборудования, ни высококвалифицированных специалистов, так что теперь рожениц будут возить в оснащенные по последнему слову техники медицинские центры.

По официальной статистике, всё отлично! При этом за четыре года не появилось ни обещанных современных машин скорой помощи, ни хороших дорог, а строительство нового роддома в соседнем Данилове даже из планов исключили – денег нет. Итог очевиден. Вместо современной медицины распространяются «инновации» вековой и более давности. Все больше женщин рожают дома, вообще без квалифицированной помощи. До перинатального центра в Ярославле далеко: когда роды уже начались, добираться попросту опасно. А заранее нельзя, на пребывание в стационаре «просто так» денег не предусмотрено.

«С целью улучшения качества медицинской помощи женщинам в период беременности и родов планируется уменьшение количества коек в муниципальных учреждениях родовспоможения с 89 до 16», – это цитата из программы модернизации здравоохранения Владимирской области. И вот такие планы выполняются без всяких проблем.

На очереди Татарстан. За последние две недели «оптимизированы» роддома в Муслюмовском, Апастовском, Верхнеуслонском, Рыбно-Слободском и других районах. Впрочем, и местные чиновники, и официальные СМИ употребляют слово «оптимизация» без кавычек, считают процесс позитивным. «С 1 декабря 2016 года начато поэтапное закрытие маломощных родильных домов в республике. Эта мера является вынужденной и проводится с целью улучшения оказания помощи беременным, родильницам и новорожденным детям, снижения материнской и младенческой смертности», – заявляют в пресс-службе министерства здравоохранения Татарстана.

Женщины, правда, такой заботой крайне удручены. «Теперь перед родами нужно учитывать погодные условия, а ведь на трассе бывают аварии. Женщины испытывают лишний дискомфорт. Я категорически против, чтобы у нас закрывали роддом. Почему государство не может содержать эти роддома?» – говорит журналистам Наталья Санникова из Верхнего Услона. Ей рожать в январе. Между тем родильное отделение уже закрыто. Не работает оно с начала зимы и в Черемшане. Так что Гульназ Анисимова, которая ждет ребенка к весне, намерена уехать к родственникам в Башкирию. Не хочет рисковать – от Черемшана до Казани ехать четыре часа. Но нет никакой гарантии, что «оптимизация» не догонит и в Башкирии. Так, за прошлый год в России было ликвидировано 3,5 тыс. коек для рожениц.
Все сложнее становится не только появиться на свет в нормальных условиях, но и получить необходимое лечение. Очень обеспокоены жители Красного Бора и окрестных сел Агрызского района Татарстана. Через два года здешняя больница должна отметить 130-летие. Но денег на ее содержание нет. Если ее закроют, более четырех тысяч человек останутся без медицинской помощи. В республиканском правительстве вроде бы пообещали наладить финансирование в следующем году. Но, как показывает ситуация с роддомами, обещания такие ненадежны.

Жительница Комсомольска-на-Амуре Ольга Зыкина опубликовала на портале change.org обращение к президенту о недопущении закрытия роддома городской больницы №7. Заместитель министра здравоохранения Хабаровского края Ирина Радомская сообщила, что «объем кредиторской задолженности больницы на 1 января 2017 года превысил среднемесячный объем зарабатываемых средств почти в два раза». Ходят упорные слухи, что крупнейшую в городе больницу вообще обанкротят и ликвидируют. Не слишком понятно, каким образом государственное лечебное учреждение должно еще и «зарабатывать». Но чиновники-реформаторы полагают, что медики саботируют систему «эффективного контракта» – в этом причина всех бед. А вовсе не в самой системе, от которой страдают и пациенты, и врачи (их реальная заработная плата существенно сокращается). Больницу №7 в Комсомольске-на-Амуре банкротить не будут, потому что пока это запрещает законодательство. Но денег на то, чтобы рассчитаться по ее долгам (за лекарства, коммуналку и т.п.) по-прежнему как не было, так и нет.

Конечно же, «с целью улучшения медицинского обслуживания населения» столичный департамент здравоохранения реорганизует, а по существу, уничтожает одну из лучших в стране онкологическую больницу №62 в Москве.

Такое впечатление, что россиянам стремятся обеспечить оптимальные условия для вымирания, причем скорейшими темпами. А заявления президента Путина в недавнем Послании к Федеральному собранию о выросших в 15 раз объемах оказания высокотехнологической медицинской помощи кажутся фантастикой из некой то ли параллельной, то ли виртуальной вселенной. 

Екатерина Польгуева

газета "Советская Россия"

Код для вставки в блог: