Санкт-Петербургское городское отделение Коммунистической партии Российской Федерации

Лжепророк в своём Отечестве

Экс-министр финансов РФ Алексей Кудрин сообщил, что создание стратегии экономического развития России до 2024 года будет завершено Центром стратегических разработок (ЦСР), который он возглавляет, к маю 2017 года. 

Тем не менее уже сейчас по материалам, выкладываемым на сайте «мозгового штаба» Кудрина, можно судить о том, какие рецепты предлагаются бывшим министром финансов для вывода российской экономики из тупика, в который её завели.

НА РОЗОВЫЕ КРАСКИ кремлёвский гуру не скупится. Здесь есть и рост экономики России в 4% к 2021 году против нынешнего топтания на месте, и великие научно-технические свершения, и рост производительности труда, и много чего ещё. Вот только умалчивается, за чей счёт будет банкет. При том, что предлагаемые командой Кудрина «антикризисные решения» вызывают сильные сомнения у экспертов, уже сейчас очевидно, что тяготы решения проблем, порождённых нынешней бездарной экономической моделью, будут возложены на плечи населения.

К 2021 или 2022 году российская экономика, по словам Кудрина, сможет выйти на рост в 4%, в 2019 году рост будет на уровне выше 3%. При этом он отметил, что в начале 2017 года Россию ждут минимальные темпы роста экономики. И это неудивительно, ведь в 2016 году ей так и не удалось вылезти из болота и выйти хотя бы на минимальный плюс. ВВП за январь—ноябрь 2016 года, по данным минэкономразвития, снизился на 0,6%. Экономические реалии удручают. Вопреки обещаниям властей, население продолжает нищать, реальный сектор экономики — в загоне, те мизерные индексации пенсий и повышение зарплаты, о которых трубит правительство, целиком съедаются инфляцией и растущими тарифами на услуги ЖКХ.

Рассчитывать на приток инвестиций не приходится. Снижение оттока капитала, о котором рапортует ЦБ, свидетельствует лишь о том, что всё, что можно было вывезти из страны, уже вывезено. А вот капиталы в Россию, оказавшуюся под санкциями и переживающую затяжной экономический спад, отнюдь не идут. Рассчитывать на рост цен на нефть также не приходится: на мировом рынке наблюдается переизбыток «чёрного золота», и ситуация эта продлится ещё не один год. Что делать — прозябать, погружаться в трясину застоя и дальше? «Нет! — отвечают власти, — у нас есть волшебник Кудрин, который по мановению своей палочки сотворит чудо, мы совершим великий скачок в развитии».

Но действительно ли экс-министр финансов нашёл тот самый заветный золотой ключик, что откроет россиянам дверь к процветанию? Давайте рассмотрим программу Кудрина повнимательнее.

Меры в области бюджетной политики от команды ЦСР рассчитаны, исходя из двух вариантов. Первый, «манёвр 34», — увеличение налогового перераспределения через рост ставок налогов в 2019 году с плавным снижением доли расходов консолидированной бюджетной системы к 2030 году на уровне 34% ВВП (сейчас 37,3%).

Второй, «манёвр 32», — это сохранение ставок налогов на нынешнем уровне, жёсткая бюджетная консолидация и снижение всех госрасходов к 2025 году до 32% ВВП. Таким образом, в любом случае реформа Кудрина скажется на населении, поскольку сокращать расходы будут на социалку, замедлится рост зарплаты, сократятся инвестиции в реальный сектор экономики.

Пока нет ясности, как будут осуществляться реформы. Но уже очевидно, что трудные экономические реалии, согласно программе Кудрина, заставят правительство выбирать между налоговым манёвром, или «перераспределением», как это называют в ЦСР, и «бюджетной консолидацией», то есть сокращением расходов. Повышать налоги дальше уже некуда, особенно на бизнес. Соответственно, второй вариант выглядит вполне реалистичным.

«Кудрин — по сути бухгалтер, счетовод. То есть фигура недостаточно компетентная для того, чтобы решать экономические задачи такого масштаба. Программа направлена на дальнейшее ограбление народа, который заставят платить за вывод страны из кризиса, возникшего по вине властей. Она повлечёт за собой лишь дальнейшее обнищание населения и рост социального неравенства — такова цена либеральных псевдореформ», — сказал корреспонденту «Правды» директор Института проблем глобализации Михаил Делягин.

Эксперты отмечают, что в целом, хотя реформы Кудрина и носят имитационный характер, они отражают мобилизацию либерального блока в правительстве в ущерб социальному. Ради того, чтобы выкарабкаться из экономической ямы, власти готовы пожертвовать интересами трудящихся. «Перед выборами Госдумы была создана видимость конкуренции экономических стратегий: кудринской группы и глазьевско-титовской. У многих наивных аналитиков затеплилась надежда, что Путин может развернуть страну на путь развития. Выборы прошли, президентская кампания ещё далеко. Нынешняя настоящая идеологическая приверженность Кремля — экстремистский либерализм, экономический космополитизм и монетаризм. Чудес не будет» — такое мнение в интервью порталу «Накануне.ру» высказал гендиректор Центра научной политической мысли и идеологии профессор Степан Сулакшин.

Важная часть программы Кудрина — декларация предстоящего поворота к высокотехнологичной экономике для обеспечения роста производительности труда. В частности, кремлёвская «пожарная команда» предлагает вкладываться в первую очередь в информационные технологии и связь. Это уже не первый обещанный правительством «технологический рывок». Достаточно вспомнить окончившуюся лишь сотрясанием воздуха шумную кампанию Медведева в бытность его президентом по модернизации и переводу экономики на высокотехнологичные рельсы.

Концепция долгосрочного развития (она же «Стратегия-2020») правительства 2008 года не выполнена: расходы на НИОКР почти не выросли, доля инновационных промпредприятий увеличилась всего лишь с 8,5% до 10% к 2014 году вместо планировавшихся 40—50%. Нет никаких гарантий, что при нынешней коррупционной модели «развития» страны технологический рывок, обещанный ЦСР, покажет лучшие результаты по сравнению с медведевским. К нанореволюции мы по-прежнему идём наношагами.

«Ряд положений, вынесенных на обсуждение сотрудниками ЦСР, вызывает закономерные сомнения», — сказал «Правде» финансовый консультант инвестиционного агентства «Правильные инвестиции в недвижимость» Олег Сухов. Так, часть проблем команда Алексея Кудрина предлагает решать путём роста численности экономически активного населения за счёт увеличения пенсионного возраста с 2020 года. Рассматриваются два сценария: рост срока выхода на пенсию по полгода в год, до 63 лет в 2035 году, или по году в год, до 63 лет к 2028 году. В первом случае, по прогнозам ЦСР, это позволит вернуть к 2035 году численность трудоспособного населения к уровню 90 млн. человек (максимум, достигнутый в 2006 году), во втором — к 88 млн. человек к тому же сроку.

Как пояснил эксперт, повышение пенсионного возраста, вероятнее всего, даст позитивный эффект лишь в плане сокращения расходов Пенсионного фонда России, не отражаясь при этом на численности трудоспособного населения. Средняя продолжительность жизни мужчин в России — 66 лет. Соответственно, в силу естественных причин число экономически активного населения продолжит сокращаться. Необходимо помнить и о том, что на сегодняшний день большинство работодателей предпочитают не нанимать пожилых сотрудников.

Нельзя проигнорировать и такой недостаток программы Кудрина, как отсутствие должного внимания к развитию перерабатывающей промышленности. Вопреки стереотипам, ведущие экономики мира стали таковыми во многом за счёт повышенного внимания к положению индустриальных производств и их сырьевой базы в лице сельскохозяйственных предприятий. Так, за период 1970—2013 годов объёмы перерабатывающей промышленности Республики Корея выросли в долларовом выражении в 231 раз, Индии и Бразилии — в 28 раз, Японии — в 13 раз. «Достигнуть подобных результатов позволило в том числе и субсидирование соответствующих отраслей со стороны государства. Однако предложенные ЦСР основы новой стратегии экономического развития фактически исключают возможность последнего для России», — отметил Сухов.

«Что касается повышения налогов, то опасения в данном случае небеспочвенны. Помимо этого, может быть увеличена ставка НДС, что станет заметным для населения через одномоментное повышение инфляции на 1—3% (потому что всё это будет закладываться бизнесом в цену товаров), — сказал корреспонденту «Правды» вице-президент IFC Financial Center Станислав Вернер.

Эксперты единодушны в том, что российская экономика стоит на перепутье: старая модель, основанная на расширении потребительского спроса и на притоке нефтедолларов, в условиях падения цен на углеводороды себя изжила, новая же, основной движущей силой которой должны стать инвестиции, пока ещё не обрела чёткие очертания. Да и непонятно, откуда взяться инвестициям, особенно в условиях международных санкций, сохраняющихся трудностей развития бизнеса и чиновничьего произвола. В любом случае уже сейчас очевидно, что экономические проблемы, как и всегда, будут решаться властями за счёт трудящихся.
 
 
Код для вставки в блог: