Санкт-Петербургское городское отделение Коммунистической партии Российской Федерации

«Светлана» погаснет окончательно?

4 сентября в Удельном парке Петербурга состоялся митинг против уплотнительной застройки, организованный общественными активистами при активной поддержке КПРФ. Тема не нова: регулярно в разных районах города жители борются с застройщиками, наплевательски относящимися к нормальной, комфортной городской среде. В частности, в Выборгском, Калининском и Приморском районах идёт массовое жилищное строительство, в том числе на территориях уничтожаемых промышленных предприятий, некоторые из которых представляют историческую ценность.  

Поводом для митинга стал вопиющий факт уничтожения легендарного ленинградского предприятия «Светлана» и готовящегося строительства многоэтажек площадью 335 тысяч квадратных метров.

Сделать деньги на нужде

Люди нуждаются в жилье. Получить его от государства теперь задача из области фантастики. Стоя в общегородской очереди на жильё в Петербурге, скорее умрёшь, чем получишь квартиру. Поэтому граждане, стремясь выехать из коммуналок, просто улучшить свои жилищные условия, берут неподъёмные кредиты в банках, продают всё что могут и покупают квартиры на рынке недвижимости (это те, конечно, для кого это вообще реально). Как правило, это жильё в новостройке, причём на этапе строительства, по договору долевого участия (так дешевле). Но даже если будущих владельцев квартир в новом доме миновала участь стать обманутым дольщиком, зачастую долгожданное собственное новое жильё оборачивается массой проблем, о которых и не подозревали новоиспечённые владельцы: нет детских садов, школ, поликлиник. К новым домам (а, как правило, это многоэтажки) не может подъехать специализированная пожарная машина, способная тушить пожар на верхних этажах.

Именно с этим, а также со многими другими проблемами рискуют столкнуться будущие жители многоэтажек, которые сейчас возводятся на территории легендарного ленинградского предприятия «Светлана».

В свою очередь застройщики ищут способ построить жильё как можно дешевле и продать как можно дороже. Чтобы выполнить вторую задачу – продать подороже, – надо найти привлекательное место, желательно не на окраине, на выселках, а в уже обжитых районах города.

Такими местами стали территории промышленных предприятий. Во времена подъёма советской промышленности и активной предвоенной индустриализации эти места были окраинами города, однако с послевоенным ростом жилых районов и активным жилищным строительством они перестали быть окраинами. Теперь зачастую это места с хорошей транспортной доступностью. Застройщик действует по схеме: скупка предприятия, снос, застройка, продажа жилья. По этой же схеме действуют и на «Светлане», на каждом этапе пытаясь уменьшить расходы, пользуясь прорехами в законах.

Теряем стратегический промышленный потенциал

Ленинградское объединение электронного приборостроения «Светлана» до 1992 года славилось разработкой и выпуском мощных электровакуумных приборов и изделий микроэлектроники. Осветительные электролампы завод стал выпускать ещё до революции. В сентябре 1918 года предприятие было национализировано, в 1920 году был создан самостоятельный завод «Светлана» по выпуску ламп накаливания. Во времена СССР многие выпускники технических вузов мечтали работать на ленинградском предприятии «Светлана», которое стало флагманом советской электроники. Продукция предприятия использовалась в аппаратуре радиосвязи, радиолокации, телевидения, досмотровой техники, медицине, бытовой технике.

Завод всегда был ориентирован на выпуск продукции для военно-промышленного комплекса, что и определило его судьбу в 1990-х: производство сократилось, штат был значительно сокращён, предприятие распалось на множество дочерних организаций. В ПАО «Светлана» вошли пять дочерних предприятий, разработка и производство продукции в которых осуществлялось по полному циклу «исследование – разработка – производство – реализация». В их числе – «Светлана-Электроприбор» – по многим позициям единственный производитель в России комплектующих СВЧ-техники, «Светлана-Полупроводники» – производитель полупроводниковых приборов и интегральных микросхем практически для всех видов радиоэлектронной техники, а также «С.Е.Д.-СПб» – единственный в России производитель генераторных и модуляторных ламп для радиолокационных станций и радиопередающих устройств.

Акции проданы, цеха снесены

Однако к 2016 году был принят «план модернизации производства», предполагающий сокращение территории предприятия как минимум вдвое. С молотка пошло около 100 тысяч кв. м территории в районе Светлановской площади, детский лагерь в посёлке Рощино Ленинградской области, ещё один лагерь в Новгородской области, а также часть производственной территории в городе Бабаево под Вологдой. Помимо этого, в результате такой вот «модернизации» уже прекратили своё существование бассейн, библиотека, пионерские лагеря и медицинский центр. На вырученные средства якобы планировалось произвести строительство новой инфраструктуры и обновление оборудования. Но на деле это стало началом дальнейшей масштабной распродажи земли.

Руководство ПАО «Светлана» стало скупать акции крупных акционеров, в том числе корпорации «Ростех». Как показали дальнейшие события, целью этой скупки было принятие решения о свёртывании производства и продаже участков под застройку. Чем руководствовались скупщики, понятно, но вот какие мотивы были у корпорации «Ростех», продавшей свои 45% акций? Причём продажа произошла по явно заниженной цене и без торгов, которые обязательно должны были пройти по закону, так как «Ростех» – государственная корпорация. Однако торгов не было. Как соотносится эта незаконная продажа с официальной целью государственной корпорации «Ростех», а именно: содействием в разработке, производстве и экспорте высокотехнологичной промышленной продукции гражданского и военного назначения? В чём же заключается содействие в разработке и производстве, когда государственные акции без торгов, по дешёвке были проданы собственникам, начавшим продавать завод по кускам?

По «случайному» стечению обстоятельств в этот же период большая часть территории завода «Светлана» была переведена городскими законодателями из промышленной зоны в зону, которая делает жилищную застройку основным видом её использования.

С остальными мелкими акционерами, в том числе и из числа бывших и нынешних работников предприятия, просто перестали считаться. И смех и слезы вызывает случай, когда на одном из ежегодных собраний акционеров дочерней фирмы ПАО «Светлана» им доложили, что прибыли в текущем году не будет, поскольку был сорван оборонный заказ. На вопрос, что послужило причиной срыва, последовал ответ: снесён цех, где выполнялись данные работы.

Нет проекта, есть дома

Основная площадка предприятия занимала обширную территорию, ограниченную проспектом Энгельса, Светлановской площадью, Светлановским проспектом, проспектом Тореза и Манчестерской улицей. Несколько кварталов земли находится в уже сложившейся городской застройке. Особенно привлекательный фактор для застройщиков – наличие развитых сетей. Нет необходимости тянуть электричество, водопровод и все остальные сети, всё это давно есть в наличии и в прямом смысле слова в промышленных масштабах. То есть это даже бо`льшие мощности, чем требуются для жилья, что серьёзно сокращает затраты на строительство.

Город на Неве знает немало примеров строительства на месте уничтоженных предприятий жилых комплексов: «Георг Ландрин» на месте конфетной фабрики «Азарт», «Притяжение» и «Новый Лесснер» – на месте завода Лесснера, основанного в 1853 году, на бывшей территории предприятия «Мостострой» идёт строительство 15-этажного отеля «Вертикаль». Ранее из промышленных в зоны общественно-деловой и жилой застройки были переведены территории АО «Невская косметика», ОАО «Концерн «Морское подводное оружие – Гидроприбор», ОАО «Концерн ПВО «Алмаз-Антей», ООО «НеваРеактив».

И это только те предприятия, в отношении которых власти признали «ошибки градостроительного планирования» и пообещали исправить ситуацию. Но вернёт ли перевод земли обратно в промышленную зону само предприятие, его производственный и промышленный потенциал, сотни уничтоженных рабочих мест? А есть еще десятки небольших и крупных предприятий, потерянных безвозвратно в результате таких вот «ошибок». При этом остаётся вопрос: где будут работать жители новых кварталов, если застройкой уничтожается промышленный потенциал города?

Застройщики используют различные уловки для того, чтобы не тратиться на социальную инфраструктуру новых кварталов. Для строительства социальных объектов необходимы утверждённые проекты планировки и межевания территории. Это элемент градостроительной документации, в котором определено, где и какие участки отведены для строительства детсадов и школ, поликлиник. Застройщик ПАО «Светлана» обязан был подготовить и утвердить указанные градостроительные документы не позднее 2018 года. Однако этого сделано не было. Земельные участки продали другой организации – ООО «Специализированный застройщик «Созидание».

Таким образом, жители получат новый квартал со всеми проблемами перенаселённости. Власти и застройщик не объясняют, как будут соблюдаться нормативы обеспечения медицинской помощью и медицинскими учреждениями. Как будет обеспечена экологическая безопасность при строительстве домов на территориях, загрязнённых в результате многолетней производственной деятельности, – тоже вопрос без ответа.

Приходится констатировать, что пробелы (или, может быть, намеренные упущения) в законодательстве позволяют властям выдавать разрешения на строительство без утверждённого проекта планировки! Разрешения на строительство выдаются на отдельные участки, и после окончания стройки проект планировки зачастую уже невозможно согласовать, он не проходит по пожарным, санитарным, социальным и другим нормам. И никто не виноват. А если виновные и находятся, то наказания в виде штрафов по сравнению с прибылями от строительства ничтожны.

Что останется людям?

Пострадают не только новосёлы. Теряется город как комфортная среда обитания, раздираемый на части любителями лёгкой наживы от бизнеса. С увеличением числа жителей увеличиваются и транспортные потоки, экологическая обстановка значительно ухудшается по показателям шума, загазованности, вибрации и другим. Для проживания такая среда является очень неблагоприятной. Страдает здоровье людей. Падает цена на жильё в домах вблизи новых кварталов. Власти на протесты граждан отвечают стандартным ответом: собственник имеет право распоряжаться своей собственностью в соответствии с действующим законодательством.

Массовая застройка уже сейчас привела к тому, что существующая транспортная инфраструктура не справляется с дополнительной нагрузкой. Основные транспортные артерии – Большой Сампсониевский проспект, Лесной проспект, Выборгская набережная и проспект Энгельса – постоянно закупорены автомобильными пробками.

Одновременно с застройкой бывших промышленных зон сокращается площадь зелёных насаждений, которая и так ниже нормы. Варварски уничтожаются места досуга. В этой ситуации жители города могут защитить свои дворы, скверы, жилые кварталы, своё право на благоприятную среду обитания только путём гражданского протеста, чем и воспользовались участники митинга. Они потребовали прекратить застройку территории завода «Светлана» без согласования проектов планировки и межевания территории, а также прекращения массового перевода промышленных территорий в зоны жилой застройки. Среди требований было и принятие программы поддержки и развития промышленности Санкт-Петербурга в объёмах, обеспечивающих стабильный рост доходов и трудоустройство жителей города.

Ольга ЯКОВЕНКО, соб. корр. «Правды». г. Санкт-Петербург

«Правда», №99 (30886) 10-11 сентября 2019 года

Код для вставки в блог: