Санкт-Петербургское городское отделение Коммунистической партии Российской Федерации

Бюджетный дневник депутата Ивановой. Нулевые чтения бюджета 2021 г. Часть первая

Доходы бюджета. Комитет по здравоохранению. Адмиралтейский, Василеостровский, Выборгский, Кировский, Колпинский, Красногвардейский и Кронштадтский районы.  

Доходы бюджета

Первый день бюджетных слушаний традиционно начался с выступления комитетов, отвечающих за социально-экономическое планирование и наполнение доходной части бюджета.

Комитет по экономической политике , оценивая состояние и перспективы социально-экономического развития Санкт-Петербурга, в качестве основных внешних факторов, влияющих на СЭР считает динамику курса руб.ля, цены на нефть и эпидемию.

Экономические и социальные последствия так и не заканчивающейся эпидемии нам еще только предстоит оценить. Пока комитет подводит только первичные итоги и строит прогнозы – достаточно радужные.

Так, по оценкам комитета в 7 основных пострадавших отраслях экономики, деятельность которых была приостановлена, занято 436,5 тыс.. человек.

Также, комитетом оценена динамика оборотов в основных секторах потребительского рынка в первом полугодии 2020 года. Так по сравнению с первым полугодием 2019 года обороты в секторе продукты питания выросли на 1,4 %,непроводовольственные товары сократили обороты на 12,6 % (с 546,7 до 488,6 млрд руб.) платные услуги – на 21,3 % (с 323,9 до 263,5 млрд руб.) общественное питание – на 31,8 % ( с 52,5 до 36,6 млрд руб.)

По прогнозу комитета обороты розничной торговли в плановом периоде будут увеличиваться: так, в 2020 году плановые цифры 1,494 млрд руб. в 2021 году планируется увеличение до 1,602 млрд руб., в 2022 году 1,717 млрд руб. и в 2023 г. -1,849 млрд руб.

Стимулами для такого роста комитет считает предоставленные меры поддержки – освобождение и отсрочка уплаты аренды и налогов, льготное кредитование, социальные выплаты населению и мораторий на контрольные мероприятия.

Сравнивая эти прогнозы с текущими положением могу отметить, что они весьма сомнительны. Так, социальные выплаты населению (кроме выплат на детей до 16 лет) – были просто ничтожны, освобождение от арендной платы получил мизерный процент предпринимателей – арендаторов госимущества. Мораторий на контрольные мероприятия вообще не является фактором, стимулирующим розничную торговлю. Тем более, что запрет уже снят и мы знаем, что многие контролирующие органы планируют в ближайшее время наверстать упущенное и провести все непроведенные проверки.

Самыми ударными темпами и по прогнозу и по факту развивается строительство. В 21-23 годах планируется введение в эксплуатацию 9 млн кв. метров жилья. Осталось понять, где вырастут эти дома, какие заводы мы для этого строительства снесем и как они будут обеспечены дорогами, школами и детскими садами.

Поразило значение среднемесячной заработной платы, которая в Санкт-Петербурге, по словам комитета, составила в первом полугодии 2020 года 66,2 тыс.. руб. Лукавство этой цифры кроется в терминологии. Комитет указывает нам номинальную заработную плату, а она формируется из ежемесячных начислений в пользу наемного работника, в том числе и из начислений на заработную плату. Таким образом, реальная средняя заработная плата в Петербурге существенно ниже этой заявленной суммы и составляет не более 40 тыс.. руб. .

Отчет Налоговой службы более реалистичен и более информативен:

Так, за 7 месяцев налоговые поступления в бюджет города снизились на 6,4 % и составили 319,7 млрд руб. Это 64,4% от запланированных бюджетных поступлений.

Традиционно почти половину налоговых поступлений формирует налог на доходы физических лиц. – 49,3 % и поступления этого налога выросло на 1 % . 34% бюджета формирует налог на прибыль организаций, 9 % имущественные налоги.

По прогнозу налоговой инспекции в 2020 году бюджет по налоговым поступлениям будет исполнен и перевыполнен на 4%, однако темпы роста реальных налоговых доходов ожидаемо снизятся по сравнению с прошлым годом. (92,7%)

Самое сильное снижение прогнозируется по налогам со специальных налоговых режимов.

Тем не менее, на плановый период 2021-23 годов прогноз налоговой службы достаточно позитивный. Планируется увеличение налоговых поступлений в среднем на 50 млрд руб. в год.

На мой вопрос, учитывает ли данный прогноз отсрочки, предоставленные бизнесу по налогам и сборам, я получила положительный ответ. По словам представителя УФНС Правительством РФ предусмотрены меры, предоставляющие возможность налогоплательщикам, получившим отсрочку по уплате налогов рассрочить свои платежи на ближайшие три года.

 Комитет имущественных отношений , который также отвечает за наполнение бюджета, в этом году представил самый неинформативный доклад.

Доходы от использования государственного имущества в структуре доходов бюджета составили всего 3%

В текущем году плановые показатели комитетом планируется исполнить лишь на 88 % По состоянию на конец августа план по поступлению денежных средств от арендной платы за земельные участки и нежилые помещения составили 65% и 59% соответственно, продажа государственных помещений и земель принесла города 3 726 млн руб. (52 % от запланированных поступлений)

По оценкам комитета , меры поддержки, которые город предоставляет предпринимателям по арендной плате будут стоить бюджету 3,1 млрд руб.

Из них 2,3 млрд руб. – это выпадающие доходы, связанные с предоставлением отсрочки по уплате аренды. То есть то, что по факту расходами считать нельзя. Эти суммы бюджет должен получить позже. Льготы по освобождению от арендной платы приведут к реальным потерям бюджета - 0,8 млрд

НО это максимально возможные затраты, если все 15,3 тыс. арендаторов из числа НКО и субьектов МИСП обратятся за предоставлением льготы. Пока реальные цифры скромнее – отсрочка предоставлена на 170 млн руб. Освобождение – на 21 млн руб.

При этом из 2975 поступивших на 1 сентября обращений о предоставлении отсрочки отказано было почти половине обратившихся – 1345. И заключено пока всего 214 дополнительных соглашений о предоставлении отсрочки на 170 млн руб.

В этом году комитет наконец-то представил детализированный отчет по задолженности. Не первый год и в отчетах КСП и на бюджетных слушаниях упоминаются огромные суммы задолженности арендаторов и инвесторов перед КИО. Озвучена такая сумма и в этом году – 29,8 млрд руб. Однако впервые мы увидели структуру этой задолженности.

Более половины из этой суммы – составляют так называемые «проблемные долги». Более 14 млрд руб. должны городу ликвидированные организации, умершие должники – физические лица, в эту сумму входят также долги, по которым истекли сроки исковой давности. Еще 5 млрд должны городу организации, находящиеся в стадии ликвидации и организации застройщики, которые не выполнили инвестиционные обязательства.

При этом, в 2020 году комитетом взыскано 646 млн руб. из запланированных 940 млн

Комитет по тарифам объявил о планируемых повышениях тарифов в будущем году.

По словам председателя комитета Д. Коптина, работа комитета и правительства города позволила снизить рост тарифов на коммунальные ресурсы. Так, например, вместо увеличения тарифа на электроэнергию на 10% , за счет оптимизации расходов удалось увеличить его всего на 3,3 % в 2019 году. По мнению комитета это сэкономило нашим гражданам 5,2 млрд руб.

Однако в текущем году тариф на электроэнергию увеличился сразу на 5%. Соответствующие выводы, думаю можно сделать без труда.

В 2021 году нас также ожидает повышение тарифов – на 3,5% за водоснабжение и водоотведение (33,67 руб.) , 3,4 % за ГВС и отопление ( 112,81 руб. и 1880,11 руб. соответственно) и 3,7% за электроэнергию (4,91 руб.). При этом, при таком росте тарифов, субсидия из городского бюджета теплоснабжающим организациям составит 17 млрд руб.

Говорилось на заседании и о возможном повышении тарифов на перевозку наземным транспортом и в метрополитене. Однако обсуждать эту тему ни комитет по тарифам, ни комитет финансов не захотели, безапелляционно заявив, что подавляющее большинство жителей пользуется многоразовыми проездными билетами или картой Петербуржца, по которым цена поездки существенно ниже установленного тарифа.

Планируемые комитетом финансов основные показатели текущего бюджета и бюджета на 2021 год

Комитет финансов и вице-губернатор Петербурга Э. Батанов не так оптимистично оценивают перспективы увеличения доходной части бюджета. Однако в ходе планируемой осенней корректировки доходная часть будет увеличена.

Председатель комитета финансов А.Корабельников в своем докладе и отвечая на вопросы неоднократно акцентировал внимание на величине дефицита бюджета – 111 млрд руб. и на том, какие существенные затраты принесет обслуживание такого большого долга города (3-6 млрд руб. в течение 22-23 годов)

Так же он упомянул готовящийся в Правительстве третий пакет мер поддержки бизнеса, который повлечет за собой дополнительные расходы бюджета. Однако точных цифр по стоимости этого пакета и предмет мер поддержки пока не было озвучено.

На мой взгляд оценка доходной части бюджета, представленная комитетом, выглядит весьма туманно. Прогнозировать в текущих условиях конечно непросто, однако даже в представленной презентации фигурируют разные цифры по планируемым налоговым доходам – 545 млрд, 560 млрд, и 573 млрд

Доходы бюджета 2021 года планируются в размере 591 млрд руб. (на 21 млрд меньше, чем в 2019 году), расходы – 679 млрд руб. Дополнительная потребность в финансировании оценивается комитетом в размере 233 млрд руб.

Комитет по здравоохранению

Контрольными цифрами Комитету выделено 95,5 млрд руб. Это на 13 млрд меньше, чем утверждено бюджетом на 2020год. При этом, расходы комитета в текущем году были увеличены уточненным планом и составляют 118 млрд руб.

Дополнительная потребность в финансировании 2021 года по заявке комитета составляет 12,9 млрд руб.

Самая большая сумма, которую просит дополнительно выделить комитет – это средства на обеспечение лекарственными препаратами и мед. изделиями льготных категорий граждан. Бюджетом выделено 8,5 млрд руб., комитет дополнительно просит выделить еще 7,9 млрд руб. Однако при расчете данной суммы учитывались все льготники, учтенные в Санкт-Петербурге, в том числе и получающие лекарства за счет средств федерального бюджета. Поскольку сумма федеральной субсидии пока не определена, утвердить в проекте бюджета всю сумму, заявленную комитетом по здравоохранению невозможно. Но по заверениям чиновников все льготники будут обеспечены необходимыми им лекарственными средствами в соответствии с назначениями и показаниями.

На капитальный ремонт городских больниц и клиник требуется 1,4 млрд руб. В первую очередь комитет просит обратить внимание на необходимость замены изношенных больничных лифтов в 21 учреждении, на обеспечение пожарной безопасности. Пока в проекте бюджета на эти цели средства не предусмотрены вовсе.

На закупку автомобилей Скорой помощи требуется дополнительно 680 млн руб. В проекте бюджета утверждено 180 млн, и этого совершенно недостаточно.

Затраты на оказание медицинской помощи гражданам, не имеющим мед. страховки обойдутся бюджету в 482 млн руб. и дополнительно требуется выделить еще 237 млн.

На развитие программы «Электронное здравоохранение» требуется 178 млн руб. Пока в бюджете средства на эти мероприятия не запланированы.

Содержание больниц и клиник, подведомственных комитету, запланировано профинансировать на 4,8 млрд руб. и еще 9,9 млрд они получат в виде субсидий на выполнение госзадания.

Расходы на оказание высокотехнологичной помощи, не включенной в базовую программу ОМС, составят в 2021 году 2 млрд руб. Хотя по опыту предыдущих лет можно судить, что эти расходы будут увеличены в рамках второго чтения бюджета, в том числе и за счет поступлений из федерального бюджета.

В представленных комитетом документах есть и цифры по ожидаемому исполнению бюджета 2020 года. Так на выплаты стимулирующего характера медикам планируется потратить 2,3 млрд руб.

На средства индивидуальной защиты и оборудование ожидается, что по итогам года будет потрачено 1,7 млрд руб.

Обращаю внимание, что эти цифры касаются только учреждений, подведомственных комитету по здравоохранению. Районные поликлиники находятся в ведении районных администраций и финансируются через бюджеты администраций. То есть приведенные мной цифры не отражают ПОЛНУЮ картину по выплатам медикам по всему городу.

Районы

Как и в предыдущие годы, проблемы и самые затратные статьи у районов в основном общие и схожие: это содержание школ, детских садов, районных поликлиник, ремонт государственных учреждений и вопросы благоустройства.

Большинство заявок на дополнительное финансирование также схожи: дополнительные средства требуются на заработную плату бюджетников для исполнения майских указов Президента, на обеспечение школьников горячим питанием.

Практически все районы просят дополнительное финансирование для проведения капитального и текущего ремонта объектов здравоохранения, образования и социальных учреждений.

Расходы на уборку территории и благоустройство – всегда заявляются районами в качестве статей, которые требуют выделения дополнительных средств, однако в 2021 году эта потребность получила дополнительное обоснование и необходимы дополнительные деньги. В связи с изменением понятия «внутриквартальные территории», которое было внесено в Постановление Правительства СПб № 961, огромные площади городской земли превратились фактически в бесхозяйные. То есть они являются государственной собственностью Санкт-Петербурга, но не могут обслуживаться и убираться муниципалитетами. В отдельных районах площадь таких территорий доходит до 2 млн кв. м.

Адмиралтейский район

Бюджет Адмиралтейского района на 2021 год пока запланирован в размере 6,7 млрд руб. Это на 400 млн меньше, чем было выделено району на текущий год.

Дополнительно администрация района просит выделить 1,9 млрд руб.

Приоритеты района по дополнительному финансированию прежние – состояние жилого и нежилого фонда и состояние учреждений социальной инфраструктуры. Эти дополнительно запрашиваемые средства составляют более половины от общей заявленной суммы. Так, планируется отремонтировать Дом молодежи «Рекорд», школу на Старопетергофском пр.,

На 100% требуется увеличение финансирования уборки внутриквартальных территорий. Проектом бюджета выделено 68 млн, а район просит дополнительно еще 61 млн руб. Данные средства требуются для уборки 862 тыс. кв. м. внутриквартальных территорий, которые, как я уже указывала выше, с будущего года лягут на плечи администраций районов.

По основным направлениям утвержденные суммы расходов районы утверждены следующие:

Здравоохранение – 709 млн руб., развитие образования – 4,1 млрд руб.

Социальная поддержка граждан – 653 млн руб.

Социальная поддержка семей и детей – 109 млн руб.

Развитие физкультуры и спорта 358 млн руб.

Василеостровский район

Финансирование на 2021 год району утверждено пока в размере 7,1 млрд руб. По сравнению с бюджетом 2020 года – уменьшение финансирования на 300 млн руб. Дополнительно район просит выделить еще 2,3 млрд руб.

Эти средства требуются на следующие цели:

-103 млн руб. на обеспечение выкупа жилых помещений в д. 26 по 1 линии ВО.

62 млн руб. просит район на проведение аварийного ремонта, в том числе на ул. Беринга д. 36, в д. 11 по ул. Нахимова и на ремонт лифтового оборудования в других домах, где требуется безотлагательные работы.

Затраты на уборку районных территорий, в том числе и бесхозяйных требуют дополнительно 134 млн руб. бюджетом выделено на эти цели 84 млн руб.

Самые серьезные дополнительные затраты необходимы на образование. В общей сложности 1,3 млрд руб. Это и дополнительные средства на заработную плату бюджетникам, и затраты на капитальный и текущий ремонт образовательных учреждений. При этом, как отмечено в пояснительной записке, в 2020 году расходы по направлению «Образование» были сокращены на 363,8 млн руб.

Также требуются дополнительные средства на оборудование нового детского сада, который планируется открыть в 2021 году на ул. Кораблестроителей д. 19

По основным направлениям финансирование района выглядит следующим образом:

 Развитие здравоохранения – 705 млн

Развитие образования 4,5 млрд руб.

Социальная поддержка граждан – 683 млн руб.

Социальная поддержка семей и детей – 113 млн

Развитие физкультуры и спорта – 255,9 млн руб.

Выборгский район

Проектом бюджета району выделено 14,9 млрд руб. Это почти на 700 млн меньше, чем финансирование текущего года.

Дополнительная потребность заявлена в размере 3,9 млрд руб.

582 млн руб. требуется для уборки территорий, не имеющих ведомственной принадлежности

Дополнительные средства нужны на мероприятия в сфере благоустройства, в тоом числе на оборудование площадки для выгула собак на пл. Луначарского, д. 68.

145 млн руб. просит район дополнительно на выплату заработной платы в дошкольных учреждениях и 338 млн на ремонтные работы и оборудование в детских садах. В 2021 году ожидается открытие новых детских садов на Новолитовской ул и ул. Н. руб.цова.

398 млн руб. – требуется на оборудование школы на ул. Ф. Абрамова д. 20

167 млн руб. – дополнительная потребность на выплату заработной платы учителям школ.

Дополнительно 105,9 млн руб. к уже выделенным 289 миллионам необходимо на обеспечение горячим питанием школьников.

79 млн руб. район просит на ремонт и оснащение 5 спортивных площадок

195 млн руб. необходимо на проведение кап. ремонта поликлиник № 7,11,17,63,71,52,97,117, и Женской консультации № 22

126 млн руб. - на приобретение медицинского оборудования .

В целом распределение финансирования по основным направлениям выглядит следующим образом:

Развитие здравоохранения – 835 млн руб.

Развитие образования – 11,2 млрд руб.

Социальная поддержка граждан – 947 млн руб.

Развитие физкультуры и спорта – 536 млн руб.

Кировский район

Проектом бюджета району утверждено финансирование в размере 10,5 млрд руб., на 500 млн руб. меньше, чем в текущем году.

Дополнительно к утвержденным в бюджете 130 млн руб., район просит выделить дополнительно 90 млн на уборку внутриквартальных территорий.

12 млн требуется на ликвидацию свалок

125 млн район просит выделить на проект «Комфортная городская среда», в рамках которого будет осуществлено комплексное благоустройство территории у д. 60 по пр. М. Жукова.

Дополнительно к утвержденным в бюджете 45 миллионам, требуется выделить 78 млн руб. на ремонт асфальтового покрытия а также для организации второго подъезда с ул. Трефолева. (по заявкам на портале «Наш Санкт-Петербург»

На обеспечение работы детских садов выделено 3,4 млрд и дополнительно требуется 324 млн руб. Из них 276 млн руб. – на заработную плату, 9 млрд на закупку СИЗ для работников а 38,7 млн руб. на ремонт пищеблоков.

На обеспечение работы школ бюджетом выделено 3,4 млрд руб. Район просит увеличить финансирование на 589 млн руб. эти средства должны быть направлены на ремонт пищеблоков в школах, на выплату заработной платы и приобретение СИЗ.

На приобретение школьных учебных изданий и книг необходимо дополнительно 14 млн руб. к уже утвержденным в проекте бюджета 28 миллионам.

Капитальный ремонт учреждений образования требует выделения 363 млн руб. На эти цели пока в бюджете не выделено ничего.

Колпинский район

Проектом бюджета Колпинскому району пока выделено 8,4 млрд руб. – на 300 млн меньше, чем в текущем году.

Дополнительно район просит выделить 2,4 млрд руб.

В целом распределение финансирования по основным направлениям выглядит следующим образом:

Развитие здравоохранения – 698,8 млн руб.

Развитие образования – 4,88 млрд руб.

Социальная поддержка граждан – 562 млн руб.

Развитие физкультуры и спорта – 390,9 млн руб.

Дополнительны средства необходимы прежде всего на следующие мероприятия –

На ликвидацию свалок – 81 млн руб.

На благоустройство и уборку территорий района дополнительно к выделенным 27,5млн необходимо 152 млн руб.

141,9 млн руб. требуется на заработную плату работникам детских садов.

107 млн руб. требуется для обеспечения питанием в детских садах

32 млн необходимо на обеспечение горячим питанием школьников

На капитальный ремонт учреждений образования – 135 млн и 267 млн руб. на ремонт больниц и поликлиник (в проекте бюджета на эти цели пока средств не выделено)

Красногвардейский район

На 2021 год проектом бюджета запланировано финансирование в размере 12,2 млрд руб.

Дополнительно району требуется 6 млрд руб. Это единственный район, который просит дополнительное финансирование в таком объеме – 50 % от утвержденных проектом цифр.

По основным направлениям финансирование района выглядит следующим образом:

 Развитие здравоохранения – 835 млн руб.

Развитие образования – 8,5 млрд руб.

Социальная поддержка граждан – 960 млн руб.

Развитие физкультуры и спорта – 257,9 млн руб.

Приоритетными направлениями, по которым район запрашивает дополнительные средства, являются:

 - обеспечение заработной платой сотрудников районных учреждений - 504 млн руб.

- обеспечение новых социальных объектов, которые планируются к введению в эксплуатацию в текущем и следующем году – обеспечение заработной платой и оборудованием - 430 млн руб.

 - капитальный ремонт районных учреждений требует выделения 2,8 млрд руб.

На ликвидацию свалок необходимо 161 млн руб. проектом бюджета финансирование этих мероприятий не предусмотрено.

На уборку и санитарную очистку территорий общего пользования необходимо 333 млн руб. При этом, в проекте бюджета на эти цели выделено всего 20 млн Дополнительное финансирование требуется в связи с существенным увеличением территорий, которые теперь относятся к ведению районной администрации.

На содержание и обеспечение работы детских садов и школ проектом бюджета предусмотрено соответственно 3,9 млрд руб. и 3,6 млрд руб. Дополнительно на детские сады район просит выделить 454 млн руб., а на школы 389 млн руб.

72 млн необходимо на закупку учебников. В проекте бюджета на эти цели выделено всего 325 тыс.. руб.

Расходы на обеспечение питанием в школах в общей сложности составят 289 млн Пока в бюджете на эти цели запланировано 229 млн руб.

Расходы на обеспечение антитеррористической защищенности по расчетам районной администрации составят 1,3 млрд руб. Бюджетом на эти цели средства не запланированы. При этом в 2019 году по этой статье финансирование составляло 179 млн руб.

Кронштадтский район

На 2021 год району запланировано выделить 2,4 млрд руб. По сравнению с бюджетом текущего года финансирование сокращено на 200 млн руб.

Дополнительно район просит еще 1,6 млрд руб.

По основным направлениям финансирование района выглядит следующим образом:

Развитие здравоохранения – 352 млн руб.

Развитие образования – 1,1 млрд руб.

Социальная поддержка граждан – 235 млн руб.

Развитие физкультуры и спорта – 90 млн руб.

Основные направления, на которые требуются дополнительные средства – это ремонты и содержание жилых и нежилых помещении и зданий.

Так, на ремонт и реставрацию здания районной администрации требуется 115 млн руб.

Содержание имущества Мин.обороны, переданного в собственность Санкт-Петербурга требует выделения 32 млн дополнительно к утвержденным в бюджете 4 млн руб.

Дополнительно на мероприятия по благоустройству необходимо 203 млн руб. На эти средства будут убираться территории района и производиться ремонтно-реставрационные работы объектов культурного наследия «Ограда» и «Овраг».

Для обеспечения полноценной работы школ необходимо дополнительно 111 млн руб. По бюджету выделено 557 млн

Для проведения капитального ремонта образовательных учреждений требуется 443 млн руб. Проектом бюджета средства на эти цели пока не запланированы.

22 млн просит район выделить дополнительно к утвержденным 5 миллионам на проведение праздников. Эти средства нужны на празднование дня основания Кронштадта, Дня ВМФ и встречу Нового года.

73 млн запрашивается на закупку оборудования для поликлиники № 74 и районных больниц.

Ирина Иванова, депутат фракции КПРФ

Код для вставки в блог: