Представленный нам проект корректировки бюджета не может не радовать
Комментарий депутата Законодательного собрания Ирины Ивановой по вопросу корректировки бюджета города на 2021 год. 
Больше денег - это всегда благо для города.
Вопрос лишь в том, как мы их тратим и как планируем.
Планируя бюджет 2021 года, мы говорили о колоссальном дефиците и необходимости огромных заимствований. Однако прошедшие 9 месяцев дали нам существенное увеличение налоговых поступлений, которые мы или вообще не ожидали, либо не рисковали ожидать. Плюс дополнительный доход город получил в результате регистрации в Санкт-Петербурге Газпрома - 17 млрд. только в этом году.
В итоге с запланированного планируемого дефицита в 86 млрд. руб. мы пришли к 3,5. Уменьшение в 25 раз.
И каждый раз, принимая бюджет на будущий год – мы сталкиваемся с этой самой неопределенностью – запланировали одно, ужали, исходя из планируемых доходов, все возможные расходы, выпустили облигации, покрывая дефицит, а в итоге получили существенное перевыполнение по доходам, неисполнение по расходам и чудеса бюджетной росписи, когда расходная часть бюджета по отдельным статьям увеличивается без корректировки закона о бюджете. В итоге, к концу года регулярно оказывается, что заимствования то нам и не нужны. Ну, кроме конечно дешевых бюджетных кредитов, которые крайне полезны для развития города.
Первый раз слово «режим неопределенности» мы услышали от финансового блока в 2018 году, планируя бюджет на 2019 год. И с тех пор, похоже, из этого режима мы не выходим.
То ли мы настолько не умеем планировать доходы и расходы, то ли специально занижаем плановые доходы бюджета по какой-то неизвестной мне причине.
Тем не менее доходы бюджета не могут не радовать. Рост налогов – на прибыль – на 35 % , НДФЛ на 11,3 % , Налог на совокупный доход – от малого бизнеса – на 42,7 % Понятно, что это все по сравнению с 2020 годом, когда все показатели резко упали из за пандемии и запретов на работу бизнеса. Но эти цифры дают нам возможность городить, хоть и с осторожностью, об очень плавном восстановлении экономики и бизнеса.
Многие не смогли пережить «меры по борьбе с ковидом». Очень надеюсь, что мы уже научились жить с этим вирусом и будем беречь наши предприятия. Что больше мы ничего не закроем и не запретим бизнесу работать. И вот так бережно и постепенно восстановим нашу экономику.
Из плюсов представленного законопроекта нельзя не отметить существенное увеличение расходов на реализацию жилищных программ.: 5 млрд. добавляется на программу Молодежи доступное жилье на выдачу целевых займов и 1 млрд – по той же программе на социальные выплаты молодым семьям. (КИО и Жил ком соответственно) - увеличение финансирования в 7 раз.
На 1,5 млрд. увеличивается финансирование социальных выплат многодетным семьям. По оценке Жилищного комитета выплаты смогут получить еще365 семей. (всего заявок в комитете на этот год – 1532). При таких темпах финансирования обеспечить многодетные семьи можно будет всего за 4 года, а не за 10, как ожидалось).
103 семьи с детьми-инвалидами смогут получить выплаты согласно представленной корректировке бюджета. Финансирование этой статьи увеличивается в 2,5 раза до 825 млн. руб.
Отмечу, что корректировка бюджета это довольно технический этап. Подгонка цифр под реальную картину фактического исполнения. Поэтому много говорить не приходится. Однако я очень хочу обратить внимание на несколько отрицательных моментов .
В первую очередь - это субсидии теплоснабжающим организациям. То, что мы платим им ежегодно, компенсируя льготные тарифы на тепло для жилых помещений.
По итогам корректировки сумма выплат составит 18 млрд. руб. Для сравнения – 17 млрд нам принесет группа компаний Газпром в виде налогов в этом году. И все это мы отдадим тепловикам.
Обратите внимание, эта сумма покроет потребность только до ноября текущего года. За ноябрь и декабрь мы уже будем расплачиваться субсидиями будущего года. Нам вроде говорят, что это мы все еще оплачиваем долги за прошлый год, когда сумма субсидии была урезана в связи с секвестированием бюджета.
Однако в проекте бюджета на 2022 год и плановый период 23-24 годов тепловикам запланированы такие же суммы субсидий: 18 и 19 млрд. руб. В 2019 году размер таких субсидий составил 13 млрд. руб . И это при том, что тариф на тепло у нас в очередной раз вырос летом. Я с ужасом представляю, какая же сумма будет в наших платежках, если мы откажемся от субсидирования и перейдем на оплату услуг ЖКХ по экономически обоснованному тарифу. Наверное тогда наши европейские соседи перестанут нам завидовать, что у нас такое дешевое тепло и завидовать уже будем мы им.
Аналогичная ситуация и с транспортными субсидиями.
Корректировкой бюджета предлагается увеличить выплаты метрополитену на 2,1 млрд. руб. , Горэлектротрансу – на 1,6 млрд. руб. Пассажиравтотрансу на 1,3 млрд. руб. В общей сложности субсидия метро составит 22,8 млрд. руб., Горэлектротрансу – 12 млрд. и Пассажиравтортрансу – 14,5 млрд.
Увеличение выплат объясняется тем, что на городском транспорте упал пассажиропоток. И я если честно не удивляюсь. У нас коммерческие маршрутки дешевле, чем городской «социальный» транспорт. Конечно людям проще и дешевле ездить на маршрутках.
Конечно, городским перевозчикам труднее. У них белая зарплата, отчисления в фонды, но, тем не менее, как и всегда возникает вопрос об обоснованности тех тарифов, которые нам представляют городские монополисты и эффективности управления на этих предприятиях.
Это касается всех – и транспортных тарифов и тарифов на коммунальные услуги : тепло, воду и электричество.
Из года в год нам предоставляют данные о падении пассажиропотока, о колоссальных затратах на содержание и ремонт труб, электросетей, подвижного состава и на многие другие расходы, которые тяжким бременем ложатся на плечи монополистов и вынуждают поднимать стоимость услуг.
Мы много лет говорим о том, что тарифы и их обоснование – не та глянцевая и выверенная пояснительная записка, которую нам предоставляют обычно, а настоящее обоснование – с полным раскладом по хозяйственной деятельности предприятия и отчетом обо всех затратах, должны быть прозрачными . Но они по прежнему не прозрачны.
Поэтому в тарифной комиссии обязательно должны быть представители Законодательного Собрания, чтобы понимать: что включается в затратную часть и что же мы финансируем бюджетными субсидиями.
И отдельно я хотела бы остановиться на фонде кап. ремонта. Его работа и раньше оставляла желать лучшего, а в последние два года мы видим, что фонд категорически не справляется ни со своими задачами, ни с объемом работ. Несмотря на отчеты о готовности города к зиме, многие дома, как в прошлом году, так и в этом стоят с незавершенным ремонтом крыш. И эта вопиющая ситуация, как ни странно, совпала с полной отменой субсидирования кап. ремонта в домах.
И это - результат работы организации, которую содержит город на налоги горожан и которая распоряжается огромными суммами, собранными с жителей. И никто: ни жители, ни городская власть не могут добиться от этой организации нормальной четкой и качественной работы! Письма о кап. ремонте летят к депутатам пачками! Сдвинуть сроки ремонта практически невозможно. Но в каких-то домах ремонт проводится повторно. Несмотря на то, что жители предоставляют документы о том, что ремонт в доме был сделан и срок еще не подошел. Но эти сведения не учтены в документации фонда и деньги жителей тратятся по-новой.
Я еще раз повторюсь: бюджет города должен наполняться. И чем больше денег у нас будет, тем лучше! Тем больше мы сможем сделать, чтобы Петербург был комфортный, умный, красивый и безопасный. Но если при этом мы не будем разумно и внимательно подходить к тому, как бюджет тратится, нам не поможет ни триллион, ни 10 триллионов.
НОВОЕ НА САЙТЕ
- 08.01.22 Голос трудящихся Казахстана должен быть услышан вопреки провокаторам! Заявление Президиума ЦК КПРФ
- 17.06.21 Александр Харчиков. Эта память священна...
- 09.06.21 «Геннадий Зюганов». Документальный фильм телеканала «Красная Линия»