Санкт-Петербургское городское отделение Коммунистической партии Российской Федерации

Представленный нам проект корректировки бюджета не может не радовать

Комментарий депутата Законодательного собрания Ирины Ивановой по вопросу корректировки бюджета города на 2021 год. 

Больше денег - это всегда благо для города.

Вопрос лишь в том, как мы их тратим и как планируем.

Планируя бюджет 2021 года, мы говорили о колоссальном дефиците и необходимости огромных заимствований. Однако прошедшие 9 месяцев дали нам существенное увеличение налоговых поступлений, которые мы или вообще не ожидали, либо не рисковали ожидать. Плюс дополнительный доход город получил в результате регистрации в Санкт-Петербурге Газпрома - 17 млрд. только в этом году.

В итоге с запланированного планируемого дефицита в 86 млрд. руб. мы пришли к 3,5. Уменьшение в 25 раз.

И каждый раз, принимая бюджет на будущий год – мы сталкиваемся с этой самой неопределенностью – запланировали одно, ужали, исходя из планируемых доходов, все возможные расходы, выпустили облигации, покрывая дефицит, а в итоге получили существенное перевыполнение по доходам, неисполнение по расходам и чудеса бюджетной росписи, когда расходная часть бюджета по отдельным статьям увеличивается без корректировки закона о бюджете. В итоге, к концу года регулярно оказывается, что заимствования то нам и не нужны. Ну, кроме конечно дешевых бюджетных кредитов, которые крайне полезны для развития города.

Первый раз слово «режим неопределенности» мы услышали от финансового блока в 2018 году, планируя бюджет на 2019 год. И с тех пор, похоже, из этого режима мы не выходим.

То ли мы настолько не умеем планировать доходы и расходы, то ли специально занижаем плановые доходы бюджета по какой-то неизвестной мне причине.

Тем не менее доходы бюджета не могут не радовать. Рост налогов – на прибыль – на 35 % , НДФЛ на 11,3 % , Налог на совокупный доход – от малого бизнеса – на 42,7 % Понятно, что это все по сравнению с 2020 годом, когда все показатели резко упали из за пандемии и запретов на работу бизнеса. Но эти цифры дают нам возможность городить, хоть и с осторожностью, об очень плавном восстановлении экономики и бизнеса.

Многие не смогли пережить «меры по борьбе с ковидом». Очень надеюсь, что мы уже научились жить с этим вирусом и будем беречь наши предприятия. Что больше мы ничего не закроем и не запретим бизнесу работать. И вот так бережно и постепенно восстановим нашу экономику.

Из плюсов представленного законопроекта нельзя не отметить существенное увеличение расходов на реализацию жилищных программ.: 5 млрд. добавляется на программу Молодежи доступное жилье на выдачу целевых займов и 1 млрд – по той же программе на социальные выплаты молодым семьям. (КИО и Жил ком соответственно) - увеличение финансирования в 7 раз.

На 1,5 млрд. увеличивается финансирование социальных выплат многодетным семьям. По оценке Жилищного комитета выплаты смогут получить еще365 семей. (всего заявок в комитете на этот год – 1532). При таких темпах финансирования обеспечить многодетные семьи можно будет всего за 4 года, а не за 10, как ожидалось).

103 семьи с детьми-инвалидами смогут получить выплаты согласно представленной корректировке бюджета. Финансирование этой статьи увеличивается в 2,5 раза до 825 млн. руб.

Отмечу, что корректировка бюджета это довольно технический этап. Подгонка цифр под реальную картину фактического исполнения. Поэтому много говорить не приходится. Однако я очень хочу обратить внимание на несколько отрицательных моментов . 

В первую очередь - это субсидии теплоснабжающим организациям. То, что мы платим им ежегодно, компенсируя льготные тарифы на тепло для жилых помещений.

По итогам корректировки сумма выплат составит 18 млрд. руб. Для сравнения – 17 млрд нам принесет группа компаний Газпром в виде налогов в этом году. И все это мы отдадим тепловикам. 

Обратите внимание, эта сумма покроет потребность только до ноября текущего года. За ноябрь и декабрь мы уже будем расплачиваться субсидиями будущего года. Нам вроде говорят, что это мы все еще оплачиваем долги за прошлый год, когда сумма субсидии была урезана в связи с секвестированием бюджета.

Однако в проекте бюджета на 2022 год и плановый период 23-24 годов тепловикам запланированы такие же суммы субсидий: 18 и 19 млрд. руб. В 2019 году размер таких субсидий составил 13 млрд. руб . И это при том, что тариф на тепло у нас в очередной раз вырос летом. Я с ужасом представляю, какая же сумма будет в наших платежках, если мы откажемся от субсидирования и перейдем на оплату услуг ЖКХ по экономически обоснованному тарифу. Наверное тогда наши европейские соседи перестанут нам завидовать, что у нас такое дешевое тепло и завидовать уже будем мы им.

Аналогичная ситуация и с транспортными субсидиями.

Корректировкой бюджета предлагается увеличить выплаты метрополитену на 2,1 млрд. руб. , Горэлектротрансу – на 1,6 млрд. руб. Пассажиравтотрансу на 1,3 млрд. руб. В общей сложности субсидия метро составит 22,8 млрд. руб., Горэлектротрансу – 12 млрд. и Пассажиравтортрансу – 14,5 млрд.

Увеличение выплат объясняется тем, что на городском транспорте упал пассажиропоток. И я если честно не удивляюсь. У нас коммерческие маршрутки дешевле, чем городской «социальный» транспорт. Конечно людям проще и дешевле ездить на маршрутках.

Конечно, городским перевозчикам труднее. У них белая зарплата, отчисления в фонды, но, тем не менее, как и всегда возникает вопрос об обоснованности тех тарифов, которые нам представляют городские монополисты и эффективности управления на этих предприятиях.

Это касается всех – и транспортных тарифов и тарифов на коммунальные услуги : тепло, воду и электричество.

Из года в год нам предоставляют данные о падении пассажиропотока, о колоссальных затратах на содержание и ремонт труб, электросетей, подвижного состава и на многие другие расходы, которые тяжким бременем ложатся на плечи монополистов и вынуждают поднимать стоимость услуг. 

Мы много лет говорим о том, что тарифы и их обоснование – не та глянцевая и выверенная пояснительная записка, которую нам предоставляют обычно, а настоящее обоснование – с полным раскладом по хозяйственной деятельности предприятия и отчетом обо всех затратах, должны быть прозрачными . Но они по прежнему не прозрачны.

Поэтому в тарифной комиссии обязательно должны быть представители Законодательного Собрания, чтобы понимать: что включается в затратную часть и что же мы финансируем бюджетными субсидиями.

И отдельно я хотела бы остановиться на фонде кап. ремонта. Его работа и раньше оставляла желать лучшего, а в последние два года мы видим, что фонд категорически не справляется ни со своими задачами, ни с объемом работ. Несмотря на отчеты о готовности города к зиме, многие дома, как в прошлом году, так и в этом стоят с незавершенным ремонтом крыш. И эта вопиющая ситуация, как ни странно, совпала с полной отменой субсидирования кап. ремонта в домах.

И это - результат работы организации, которую содержит город на налоги горожан и которая распоряжается огромными суммами, собранными с жителей. И никто: ни жители, ни городская власть не могут добиться от этой организации нормальной четкой и качественной работы! Письма о кап. ремонте летят к депутатам пачками! Сдвинуть сроки ремонта практически невозможно. Но в каких-то домах ремонт проводится повторно. Несмотря на то, что жители предоставляют документы о том, что ремонт в доме был сделан и срок еще не подошел. Но эти сведения не учтены в документации фонда и деньги жителей тратятся по-новой.

Я еще раз повторюсь: бюджет города должен наполняться. И чем больше денег у нас будет, тем лучше! Тем больше мы сможем сделать, чтобы Петербург был комфортный, умный, красивый и безопасный. Но если при этом мы не будем разумно и внимательно подходить к тому, как бюджет тратится, нам не поможет ни триллион, ни 10 триллионов.


Код для вставки в блог: