Санкт-Петербургское городское отделение Коммунистической партии Российской Федерации

Коммунисты и эксперты обсудили ситуацию в образовании

25 ноября в здании Санкт-Петербургского городского комитета КПРФ состоялся экспертно-аналитический круглый стол на тему: «Отказ от «Болонской системы»: какая отечественная система образования нам нужна?». В его работе участвовали представители КПРФ, научного и экспертного сообщества города, члены Петровской Академии Наук и Искусств (ПАНИ), Ленинского Комсомола, Совета представителей общественных объединений при фракции КПРФ в Законодательном Собрании Санкт Петербурга. 



Модератором мероприятия выступил заместитель директора Центра исследований политических проблем М.М. Лагутин, а открыл обсуждение президент ПАНИ, член Общественной палаты Санкт-Петербурга, профессор А.В. Воронцов. Он рассказал следующее: «Я работал учителем, большую часть жизни — профессор РГПУ имени Герцена, более 30 лет руководил кафедрой, и могу с уверенностью сказать, что советская система образования создала предпосылки для взлёта нашей науки и промышленности, покорения космоса, полёта Юрия Гагарина, которого мне довелось знать лично». Он отметил, что «Болонский процесс» в свое время стартовал как инициатива четырех стран Европы, а сейчас он объединяет 29 европейских государств. «Сама по себе эта идея была изначально неплохая, мыслилась как образовательный стандарт современной информационной эпохи, но нашей стране это было навязано искусственно, в рамках либерально-рыночных реформ», —выразил точку зрения Алексей Васильевич. При этом нынешняя власть не заинтересована в появлении критически мыслящих личностей.

Продолжил тему член президиума ЦК КПРФ, первый секретарь горкома КПРФ и руководитель фракции коммунистов в Законодательном Собрании Санкт-Петербурга Р.И. Кононенко: «Видно, как Алексей Васильевич всё это пропускает через себя, постоянно сталкиваясь с этими проблемами, обучая новых специалистов». Роман Игоревич отметил важность темы, поднятой в ходе круглого стола, поблагодарил его участников и выразил надежду на то, что рекомендации, которые будут выработаны, послужат делу защиты образования, доступного для всех.

Профессор И.Ф. Кефели с болью говорил о том, что мы потеряли уже несколько поколений специалистов, прежде всего, в промышленности. Помимо собственно научных дисциплин важно привить студентам и практику воспитательной работы, считает Игорь Федорович. Один из руководителей Российско-белорусского братства и первый вице-президент ПАНИ А.В. Антонов охарактеризовал в своём выступлении «Болонский процесс» как одно из средств глобализации, в данном случае, европейской, сравнив его с МВФ и ВТО. «Особо следует обратить внимание на преподавание истории. Оно не воспитывает у нас сейчас самостоятельного человека, воспитывается ведомый, потребитель, сознанием которого легко манипулировать», - заметил, завершая своё выступление, Андрей Витальевич. Профессор В.В. Семикин подверг резкой критике практику снижения финансирования образования в рамках «оптимизации». Профессор В.Д. Комаров счел крайне важным восстановить статус главного научного органа страны — РАН.

Помощник депутата Законодательного Собрания Санкт-Петербурга А.Д. Рогожкин поставил вопрос о том, насколько вообще доступно образование в РФ. Как отметил Александр Дмитриевич, в среднем платное высшее образование по РФ становится всё более тяжким финансовым бременем для студентов и членов их семей. Студенту приходится работать и, как горько шутят сами студенты, между работой «подучиваться», ибо на стипендию не проживёшь. Велик износ школьных зданий, учителей заедает бюрократия. Большая часть работы учителя — ведение бумажного журнала, электронного журнала, ещё вдобавок к ним тетради, куда оценки вписываются карандашиком. Он также обратил внимание собравшихся на то, что практика ЕГЭ нивелирует результаты предшествующих 10 лет учебы в школе. Ведь в практике ЕГЭ все еще очень мало творческого начала.

О проблемах подготовки инженерных кадров в строительной отрасли подробно рассказала собравшимся Л.И. Чумадова, более полувека отработавшая доцентом в высшем учебном заведении. К.Ф. Шатров высказался в защиту норм и правил русского языка, справедливо считая важной борьбу за его чистоту у самих преподавателей, журналистов, должностных лиц, на радио и телевидении. О проблемах среднего профессионального образования (СПО) выступила активист МПРО «Учитель» Ю.В. Маркова, вместе со своими товарищами по профсоюзу не первый год бьющаяся за сохранение в нашем городе полиграфических специальностей. «В нашей системе СПО полностью проявилась порочность, недопустимость методов управления образовательными учреждениями, появившаяся у нас в стране вместе с введением «Болонского процесса». Надо навести порядок в терминах, разобраться с названиями учреждений в системе СПО, как это было в советские времена! Надо сохранить полиграфические специальности, обучение издательскому делу! Надо подчинить отраслевым министерствам отраслевые колледжи, которые выпускают для них специалистов!»,— считает Юлия Викторовна. Тезисы, высказанные Юлией Викторовной Марковой, поддержал и преподаватель Колледжа петербургской моды Г.Е. Куликов: «Фракция КПРФ должна постараться остановить «оптимизацию» в системе СПО! Менеджеры, которые руководят СПО, думают не о качестве обучения или воспитании учащихся, а об удобстве осуществления своих руководящих функций».

Ответственный секретарь Совета представителей общественных объединений при фракции КПРФ в Законодательном Собрании Санкт-Петербурга В.М. Соловейчик проанализировал итоги обсуждения, отметив, что за два десятилетия существования «Болонского процесса» в России, территорию РФ, по оценкам различных экспертов, покинуло до 2,5 миллионов образованных людей. «В этом, похоже, и заключался смысл унификации образовательных процессов и дипломов для нашей страны — в создании наиболее благоприятных условий для утечки мозгов», — высказал мнение Владимир Матвеевич. Он предложил в 2023 году провести на базе городского комитета КПРФ большую конференцию по проблемам образования с приглашением туда активистов профсоюзов «Учитель», НСП «Дискурс», МПРО «Университетская солидарность» и других, а также экспертов из движения «Образование для всех» и депутатов-коммунистов всех уровней.

Состоявшееся обсуждение представляется очень полезным, ведь круглый стол состоялся накануне 100-летней годовщины образования СССР. Создание советской системы всеобщего образования, советская культурная революция по праву считаются самым крупным и самым удачным просветительским проектом в многовековой истории России. Эти традиции нельзя забывать. Их надо активно пропагандировать и использовать в борьбе за сохранение и развитие лучшего в отечественной науке, в образовании и культуре нашей любимой страны.

Код для вставки в блог: