Н. В. Гоголь как социальный мыслитель
Как великий писатель и классик русской литературы Николай Васильевич Гоголь известен каждому уже со школьной скамьи. Иное дело – Гоголь как социальный мыслитель. Эта проблема, как представляется мне, исследована мало. Хочу заметить как социолог, что особенностью становления и развития социологической мысли в России было то, что ею, в отличие от западной Европы, занимались не профессиональные социологи, а литераторы и критики прежде всего. Собственно говоря, славянофилы: К. Аксаков, Н. С. Хомяков, И. В. Кириевский, Шевырёв и др. были первыми русскими социологами. На Гоголя славянофилы оказали огромное влияние. Из переписки с ними видно, с каким интересом Гоголь интересовался проблемами становления культуры и быта славян и русских в древнейший период их существования, изучал источники. Огромное влияние на мировоззренческую позицию Гоголя оказали А. С. Пушкин, Н.Г.Чернышевский, В.Г.Белинский и др. прогрессивные писатели .В центре творчества Гоголя была Россия и ее народ.«Предмет у меня был всегда один и тот же: предмет у меня был – жизнь, а не что другое. Жизнь я преследовал в действительности, а в мечтах воображения …, - настаивал он в «Авторской исповеди». Эта, по словам Гоголя, «чистосердечная повесть» показательна с точки зрения той проблемы, которая представляет для нас интерес. Написанная в 1847 г., «Исповедь» увидела свет уже после смерти её автора. Поводом для написания стала крайне жесткая и, видимо, не всегда справедливая критика в адрес Гоголя после опубликования «Выбранных мест из переписки с друзьями».Как видно из «Авторской исповеди», Гоголя-писателя мучительно, до болезненности волновал вопрос о социальном предназначении создаваемых им произведений. «Зачем и для чего делаешь?» - так он формулирует этот вопрос. Возник этот вопрос не сразу. Первые сочинения, наполненные весёлостью и смехом, отображали некую душевную потребность (сказывалась молодость!). А вот с годами, работая над «Мертвыми душами» и «Ревизором», Н. В. Гоголь переосмысливает свое творчество в плане прежде всего социальном. Огромная роль в этом принадлежит А. С. Пушкину («…Пушкин заставил меня взглянуть на дело серьёзно»).Разумеется, Гоголю и раньше не была чужда мысль о просвещении народа (по его словам, «простого народа»). «Сколько я себя ни помню, я всегда стоял за просвещение народное…» (Т.6. С.222), пишет он в той же «Исповеди». Правда, оговаривается, что ещё прежде «…полезней просвещение тех, от которых часто терпит народ» (С.222). Речь идёт о «тесном сословии» (о чиновничестве), «которое занимает разные мелкие места и, не имея никакой нравственности, не смотря на небольшую грамотность, вредит всем затем, чтобы жить за счёт бедных» (Там же). Разве устарела эта оценка? Разве не применительна она к современной России, где бюрократия (и мелкая, и самая крупная) служит своим собственным интересам и интересам класса «новорусской буржуазии».Что же касается крестьянства, то Гоголь и здесь остаётся верен себе, утверждая, что «землепашец наш мне всегда казался нравственнее всех других…» (С.222). Народ – главная нравственная и духовная сила на том социальном пространстве, каким была для Н. В. Гоголя Россия. Ей, России, и государству российскому писатель мечтал «истинно честно служить», им он посвятил свои творческие способности, когда (не без внутренних сомнений) пришёл к осознанию того, что поприще писателя – его поприще. Просто выдумывать, смешить и развлекать для Гоголя было неприемлемо (смеяться «даром, напрасно, сам не зная зачем»?). Смех и сатира приобретают новое качество: они превращаются в мощный инструмент нравственного и социального оздоровления действительности. Гоголь: «Если смеяться, так уж лучше смеяться сильно и над тем, что действительно достойно осмеянья всеобщего. В «Ревизоре» я решил собрать в кучу всё дурное в России, … и за одним разом посмеяться над всем». С полным основанием это можно сказать и о «Мёртвых душах».В центре социальных исканий Гоголя - человек, русский человек. Именно эта любовь-вера водила пером Гоголя, когда он слагал гимн русскому человеку – труженику, творцу, воину; русскому чувству товарищества; меткому, замашистому, животрепещущему русскому языку; богатырским необозримым просторам России, способной под управлением «расторопного ярославского мужика», то есть народа, обогнать «другие народы и государства». Эта любовь-вера рождала в писателе непримиримость ко всему, что ослабляло, уродовало, позорило Россию и ее народ. А ослабляло, уродовало, позорило разношерстное и ненасытное множество «пенкоснимателей», людей-вампиров, упырей: маниловых, плюшкиных, собакевичей, чичиковых, ляпкиных-тяпкиных, держиморд, янкелей. Это даже не мертвые – это мертвящие все живое вокруг души. И потому для Гоголя они «прорехи на человечестве». Как социальный мыслитель, Гоголь стремился в произведении «Мёртвые души» «показать с одного боку всю Русь», а позднее заметил, что «вся Русь явится в нём» - настолько социально типичны были образы его героев. Это была заявка не столько на художественное, сколько на историческое, социально-значимое произведение. Поэма посвящена нации.Все образы, изображенные Гоголем, социальны. Каждый из них имеет свой социальный портрет. Гоголь обладал определённым даром предвидения. Когда Россия находилась в тисках крепостничества, и до развития капитализма было очень далеко, Гоголь вывел образ стремящегося к наживе плута ловкого, хитрого, без всякого стыда и совести, хищника и мошенника Чичикова. Дельца будущего общества. А что, разве Чичиковы умерли? – отнюдь нет! Лет, этак, 50 назад, когда мы изучали «Мёртвые души» в школе, мы смотрели на них как на сатиру, очень далёкую от нас. Сейчас эти герои приобретают иное звучание. Как ни удивительно, они становятся актуальны. Появляются чичиковы, которые ради того, чтобы овладеть квартирами старух и стариков из живых душ превращают их в мёртвые. В моей далёкой деревне на Смоленщине появился московский Чичиков, который скупает землю у крестьян за 20-25 тыс. руб.за 2 гектара земли. Через какое-то время они превратятся в батраков, сопьются и, в конечном счёте, станут мертвыми душами.В социальных воззрениях Гоголя есть ещё одна принципиально важная проблема об отношении России и русского человека к опыту европейскому и человечества. Она особенно актуальна с учётом того, что произошло в нашей стране за последние два десятилетия.Отвергая обвинения в пренебрежении к необходимости европейского просвещения, а равно и ненужности для русского знать трудный путь совершенствования человечества, Н. В. Гоголь пишет: «И прежде и теперь мне казалось, что русский гражданин должен знать дела Европы. Но я был убеждён всегда, что если, при этой похвальной жадности знать чужеземное, упустишь из виду свои русские начала, то знанья эти не принесут добра, собьют, спутают и разбросают мысли, наместо того, чтобы сосредоточить и собрать их. И прежде и теперь я был уверен в том, что нужно очень хорошо и очень глубоко узнать свою русскую природу и что только с помощью этого знанья можно почувствовать, что именно нам следует брать и заимствовать из Европы, которая сама этого не говорит. Мне казалось всегда, что, прежде чем вводить что-либо новое, нужно не как-нибудь, но в корне узнать старое, иначе примененье самого благодетельнейшего в науке открытия не будет успешно» (Т.6. С.228)Приведённые здесь размышления позволяют взглянуть на Гоголя не только как на великого русского писателя, но и как незаурядного мыслителя. Это – слова – предупреждения тем российским «реформаторам», которые пытались и пытаются насильно насаждать в России чуждые её основам и традициям порядки и ценности.И последнее. Творчество Гоголя проникнуто любовью к России. В патриоте-Гоголе воедино слилось украинское и русское. «Давно уже не было в мире писателя, который был бы так важен для своего народа, как Гоголь для России» - писал Чернышевский.Как социальный, государственный мыслитель он стремился к преобразованию общества через изменение сущности самого человека.