Грешно забывать свои корни!
Обозреватель "Литературной газеты" Герберт Кемоклидзе об отрицании великой русской советской культуры. 
Отметив первого апреля круглый юбилей, Николай Васильевич Гоголь стеснительно соскользнул из программ большинства центральных телевизионных каналов, уступив место даме, приятной во всех отношениях, – Алле Борисовне Пугачёвой. Примадонна предстала во всех ракурсах, и выстраивалась очередь подержать краешек её шлейфа. Жаль только, что в свите была уйма текстовиков, считающих себя поэтами. Вовсе ими не являясь, они плодят уйму других, справедливо полагающих себя не хуже. И вот в одной новой звёздной передачке уже довелось услышать песню со словами: «Ай, ду-ду, ду-ду, ду-ду! Всё равно тебя найду. Если станешь ты розеткой, штепселем в тебя войду». Это сопровождалось ликованием зала, где радостно улыбался и малолетний сын «розетки».
Сколько бы нынче ни пинали советскую власть, но что она ограждала массовую публику от пошлых стихов, следует считать достоинством. Отношение к литературе было далеко не всегда справедливое, но по большей части строгое. Потому и появилось тогда немало произведений, до уровня которых нынче попробуй дотянись. Связано это ещё и с тем, что писатели получали поддержку, не советской властью придуманную: если бы Пушкин не имел от царя хорошую по тем временам сумму в год, его собрание сочинений было бы несравненно тоньше.
Однако, как стремились доказать ведущие некоторых апрельских литературных телепередач канала «Культура», многие писатели, носившие в кармане билет члена СП СССР, были вовсе и не советскими. В другом кармане они держали туго скрученный кукиш. К примеру, Л. Пантелеев, автор «Республики Шкид», «Пакета», «Честного слова» и множества других одобренных и оплаченных советской властью блестящих произведений для детей. В передаче цикла «Писатели нашего детства» утверждалось, что истинное своё отношение к власти Пантелеев изложил не в художественных произведениях, а в дневнике. Но в дневнике этом рассказывается и о том, как спас поэта руководитель писательского Союза Фадеев, вывезя его из блокадного Ленинграда в Москву на грузовом «Дугласе» всего с тремя пассажирами вместе с этим самым дневником и записными книжками. И дальше: «Обедаю в писательской столовой на улице Воровского. Мне выдают какие-то «ленинградские талончики». Вчера сидел за большим – человек на двенадцать – столом. За тем же столом обедали Новиков-Прибой, Лев Кассиль, Л. Леонов, В. Бахметьев… Других не знаю». Потом санаторий: «Кормят нас – на убой. Каждое утро перед твоим прибором кладут отпечатанное на машинке меню на завтра. Не поленись, возьми карандаш и отметь птичкой то, что тебе нравится. Что хочешь и сколько хочешь». Это в войну, когда умирали с голоду. И вряд ли бы выжил без этой поддержки Л. Пантелеев, потерявший в блокаду чуть не половину из своих 65 килограммов. За верную службу советской власти он был награждён ею двумя орденами и ни от одного не отказался.
Несоветским охарактеризовал другой ведущий и Арсения Тарковского в передаче о нём и о его сыне. Но в конце 20-х годов Тарковский получал ежемесячную стипендию Фонда помощи начинающим писателям при Государственном издательстве, что помогло существовать его молодой семье. Выдающийся поэт и переводчик был также и автором знаменитой «Застольной» со словами: «Выпьем за Родину, выпьем за Сталина, выпьем и снова нальём». Власть наградила его не только военными, но и многими трудовыми орденами, а также Государственной премией СССР, правда, посмертно. Как же не советский?
Пожалуй, несоветскими следует называть, за редким исключением, только тех писателей, которые сложились не при советской власти, а после неё. В том числе молодого Александра Снегирёва, представшего в передаче «Разночтения». «Нефтяная Венера» этого писателя номинирована сразу на две большие премии, и, услышав это, я устыдился, что не читал. Но стыд улетучился, когда Снегирёв вдруг заявил, что не читает современных авторов, вот только один рассказик Прилепина и осилил. Да и с классиком Достоевским он лишь теперь начинает знакомиться – и неплохой, оказывается, писатель. Сразу подумалось: а можно ли в наше время создать шедевр, не будучи знакомым с Достоевским? Кто же в силах его заменить в литературном образовании? Ан есть кому! За образец Снегирёв берёт голливудские кинофильмы. Это он откровенно поведал, сидючи в майке с английским флагом перед ведущим Н. Александровым. Тот снисходительно улыбался и, видимо, пришёл к выводу, что приглашать в передачу надо разных писателей, чтобы она не превратилась в «Одночтения».
От памяти о том, что Советский Союз способствовал развитию литератур в республиках, ныне входящих и не входящих в СНГ, никуда не деться. Многие из национальных писателей только и получили международное признание, будучи переведены на русский язык замечательными советскими переводчиками – тем же Тарковским, многими другими. И отрадно, что на телеканале «Мир» идёт еженедельная воскресная, да ещё и трижды повторяющаяся передача «Трудности перевода» с обаятельной и умной ведущей Этери Чаландзия. В апрельских передачах можно было увидеть и услышать грузина Александра Эбаноидзе, казашку Турсунай Оразбаеву, азербайджанку Анну Ахундову и многих других. И не хотелось расставаться с надеждой, что сближение народов, некогда составлявших единый советский, обязательно произойдёт, пусть и в какой-то иной форме.
А что корни свои грешно забывать, показала Татьяна Бек, глубоко и разносторонне проанализировав «Волоколамское шоссе» отца, советского писателя Александра Бека. И к юбилею Татьяны Бек в посмертной, к сожалению, передаче из цикла «Экология литературы» проникновенно прозвучала авторская запись стихотворения об отце из сборника «Снегирь», вышедшего в издательстве «Советский писатель» ещё в 1980 году:
На морозе папа-холмик…
Я скажу
Чужим
словам:
– Был он ёрник, и затворник,
И невесть чего поборник,
Но судить его – не вам!
Взгляды отца и дочери далеко не во всём совпадали, как и положено людям разных поколений. Но их холмики на Головинском кладбище – рядом.
Источник: http://www.lgz.ru/article/8665/
НОВОЕ НА САЙТЕ
- 08.01.22 Голос трудящихся Казахстана должен быть услышан вопреки провокаторам! Заявление Президиума ЦК КПРФ
- 17.06.21 Александр Харчиков. Эта память священна...
- 09.06.21 «Геннадий Зюганов». Документальный фильм телеканала «Красная Линия»