Санкт-Петербургское городское отделение Коммунистической партии Российской Федерации

Не думай о народе свысока…

Невесёлые размышления после просмотра новой, «разукрашенной» версии любимого фильма. 

Телевизионщиками с канала «Россия» запущен новый коммерческий проект. На сей раз объектом коммерческий спекуляции стал всеми любимый фильм Татьяны Лиозновой. Казалось бы, деятелями с ТВ движут самые благие цели – подарить зрителям «улучшенную», цветную и с исправленным звуком, версию великого фильма. Что ж, задумка на первый взгляд хорошая. Но только на первый взгляд.

Первое, что страшно раздражало ещё до выхода фильма на экран – нездоровая реклама, которой был наполнен телеэфир. Больно было видеть 85-летнюю Лиознову, неприятно - гр-на Любимова, глубокомысленно рассуждающего о том, что телезрителя якобы не удержать возле экрана чёрно-белой картинкой, а также постоянную навязчивую рекламу (вернее саморекламу) создателей фильма. Странно было слышать и явные бредни о том, что несчастные режиссёры, угнетаемые тоталитарными властями, не имели ни малейшей творческой свободы, и партийные чиновники заставляли снимать кино на чёрно-белую плёнку. А так же о том, что в нищей «верхней вольте с ракетами» просто не было денег на то, чтобы снять цветной фильм. Опровержением тому служат многочисленные отечественные цветные картины, в т.ч. и про войну, снятые в тот же период. Чёрно-белый цвет – специальный приём, к которому до сих пор широко прибегают кинематографисты разных стран, преследуя при этом самые разные художественные цели.

Надо сказать, что цветная версия «17-и мгновений» явно проигрывает оригинальной. И не только потому, что в мире пока что не существует технологий, позволяющих вернуть фильму всё многообразие естественных красок. не из-за многочисленных ляпов при раскраске - вроде зелёного леса в марте (причём с неизменно полуденным солнечным освещением независимо от времени суток). Не потому, что возможности «профессионалов» с современного нашего ТВ по применению технологий имеющихся вызывают некоторые сомнения. И не потому, что старые привычные титры были изменены. И даже не потому, что в фильм 73 года вставлена компьютерная графика, выглядящая совершенно инородным телом. Из новой цветной версии пропало самое главное: то, чего не выразить словами. То, что делало этот фильм любимым фильмом нескольких поколений советский и российских людей. Может быть то, что можно назвать одним словом: талант. Талант создателей фильма, сознательно снимавших его в чёрно-белом цвете. Может быть – то, что выработалось у телезрителей многолетней привычкой, заставлявшей их снова и снова в десятый раз «прилипать» к экрану и, не отрываясь, смотреть за развитием сюжета. Но, так или иначе, это самое невыразимое словами очарование фильма – исчезло из цветной версии. У многих зрителей сразу же возник вопрос: для чего же нужно проделывать над старыми добрыми советскими фильмами такие странные операции?

Ответ на этот вопрос совсем не сложен. В продажу вот-вот поступят DVD с новой (а может и со старой) версией фильма. Ожидаются переиздания книги Юлиана Семёнова. Канал «Россия» уже вовсю рекламирует новый сериал, предысторию (или, как теперь говорят сами гламурные телевизионщики, «приквел») приключений советского разведчика. Коммерческий проект, в котором объектом купли-продажи стал культовый фильм, обещает весьма немаленькие барыши. А мы все оказались в положении человека, которому вместо куска мяса продали втридорога под видом деликатеса гамбургер, сделанный из сои пополам со всевозможными усилителями вкуса и ароматизаторами.

Впрочем, нет и худа без добра. Есть за что и поблагодарить создателей фильма. Ведь вполне можно себе представить Штирлеца, говорящего голосом Безрукова, и Мюллера, говорящего голосом Куценко. Радистку Кэт можно было бы поручить озвучивать Ксении Собчак, а спеть вместо Кобзона вполне смог бы народный артист России Дима Билан. Тем более что он победитель Евровидения, проходящего в данный момент в Москве. С точки зрения коммерции этот проект наверняка был бы выгоден, но гр-н Любимов милостиво заявил, что переозвуичвать фильм они не стали. И уже за это мы можем сказать им огромное спасибо. Порадовало и то, что догадались не расцвечивать кадры кинохроники – вполне ведь могли и догадаться. Особенную радость вызывает и то, что новым "подарком ветеранам к празднику" не стала очередной "штрафбат" и прочие "сволочи". Уж лучше так.

 Ну а пока, в ожидании новых действий по «улучшению» советского кинематографа, нам остаётся только сидеть и молчаливо наблюдать за происходящим. Или показать, что не такое уж мы и быдло, каким господа-телевизионщики привыкли почитать нас – рядовых телезрителей. Пусть забудут думать свысока о собственном народе.

Т. Краснов

Код для вставки в блог: