Санкт-Петербургское городское отделение Коммунистической партии Российской Федерации

Обречённые на амнезию?

...за последние без малого четверть века мы успели наснимать столько по своему уровню крайне противоположного, что общие показатели советского и российского кино о войне опустились, похоже, уже на достаточно средний уровень. И даже не за счёт таких печально знаменитых лент, как «Сволочи», представляющих собой – как бы это для кого-то дико сегодня ни звучало, но нужно называть вещи своими именами, – произведения идейно вредные и порочные. 

На этом месте ... мы ещё довольно давно запланировали поместить – в нынешнем, предшествующем 64-му Дню Победы выпуске, – оперативную рецензию на новую российскую картину, продолжающую одну из наиболее мощных и плодоносных традиций, тем отечественного экрана.

Традицию советского военного, или, как его ещё в то время именовали (причём абсолютно точно, исходя из выполняемой общественно-социальной задачи), «военно-патриотического» фильма. Тему, обращение к которой оставило нам ни с какой иной не сравнимое число истинных шедевров – «Два бойца» и «Баллада о солдате», «Летят журавли» и «Щит и меч», «Освобождение» и «Проверка на дорогах», «Военно-полевой роман» и «Восхождение», «В бой идут одни старики» и «Иваново детство»… и список этот далеко не исчерпан, а также громадное количество просто-напросто крепких качественных лент. Создаётся впечатление, что откровенно слабых, нелепых и бездарных фильмов о Великой Отечественной в первые четыре послевоенных десятилетия вообще не снимали. Конечно же, это иллюзия – таковые тоже встречались, но действительно совсем уж изредка, и удельный вес натурального искусства являл собой в данном «поджанре» какую-то небывалую для мировой киноистории феноменальную цифру.

Но зато за последние без малого четверть века мы успели наснимать столько по своему уровню крайне противоположного, что общие показатели советского и российского кино о войне опустились, похоже, уже на достаточно средний уровень. И даже не за счёт таких печально знаменитых лент, как «Сволочи», представляющих собой – как бы это для кого-то дико сегодня ни звучало, но нужно называть вещи своими именами, – произведения идейно вредные и порочные. Подобных фильмов, равно как и нарочито кощунствующих над святым а-ля приснопамятный «Гитлер капут», было всё же произведено не так много. Общий уровень резко снизился благодаря лентам типа «Мы из будущего» – снятых, надо полагать, скорее, с чистыми намерениями, однако катастрофически проседающих вследствие убеждённости их создателей в том, что тема сама по себе в наши дни «не вытянет», что они должны потому всячески развлекать зрителя, давать ему завлекательную обёртку и всяческого рода дополнительные «фишки».

XXI столетие ждёт своего киновысказывания о Великой Отечественной – внятного, честного, художественного, наследующего выдающейся традиции.

Некоторые надежды были связаны с давно снимаемым и не однажды проанонсированным фильмом «Сердце врага» – истории о лётчиках, которой с учётом нынешних технологических возможностей отчего бы не стать произведением и захватывающим, и зрелищным. На одном из достаточно информированных интернет-сайтов датой его премьеры было названо 7 мая. И мы надеялись опубликовать рецензию на эту картину как раз на этом месте. Но когда стали выяснять о его возможном пресс-показе, обнаружили, что лента, оказывается, отнюдь не готова, выйдет на экраны в лучшем случае через полгода.

Ну да, это в «проклятом прошлом» мастера искусств и их идеологические «надсмотрщики» методично планировали и готовили выпуск так называемых датских фильмов. А теперь у нас, как известно, художник, искусство абсолютно свободны – кому это в голову может прийти драконовская мысль: заставить приурочить обнародование своего творения хоть к Дню Победы, хоть к чему ещё. Власть может лишь вежливо попросить – снять, к примеру, нечто высокоподъёмное, доступно разъясняющее народу смысл введения нового государственного праздника 4 ноября (и одновременно являющееся адекватным ответом зарвавшемуся пану Вайде с его несвоевременной и так и не вышедшей у нас даже в ограниченный прокат «Катыни»). Вот это другое дело, а на 9 Мая достанет «рождённых снизу» «Сволочей» и «Гитлера капут».

В этой связи интересно было взглянуть на праздничную афишу столичных кинотеатров – думаю, что выражу отнюдь не только своё частное мнение, если скажу, что в этот день душа взыскует чего-то впрямую связанного с войной и Победой: для того, чтобы посмотреть просто какой-нибудь новый фильм, у нас имеются другие 364 дня года. Но, увы, московским деятелям кинопроката нет дела до подобных «сантиментов». В сводном списке можно встретить такие названия, как «Баллада о солдате», «Подранки» или даже «В шесть часов вечера после войны», но каждому из них отведён не более чем один дневной, как это принято обозначать у нас, благотворительный сеанс в одном кинотеатре. Зато в 46 залах (и, как вы понимаете, в каждом из них далеко не единожды) идёт в этот день вторая часть маловразумительного «Обитаемого острова» Бондарчука-младшего. А свежие голливудские блокбастеры «Звёздный путь» и «Люди Икс: Начало. Россомаха» – в 62 и 63 соответственно.

Но вдруг где-то между триллером «Киллер» и ужастиком «Мёртвый снег» (согласно аннотации сайта afisha.yandex это «Уморительный норвежский хоррор про нацистов-зомби, снятый практически за копейки группой эрудированных энтузиастов») обнаруживается фильм под названием «Обречённые на войну». Оказывается, у нас выходит в прокат новая военная драма, сделанная молодым режиссёром Ольгой Жулиной и являющаяся экранизацией произведения Василя Быкова «Пойти и не вернуться». Широким этот прокат не назовёшь – всего два зала, и рекламы у фильма никакой (не то что у «Сволочей», чьи постеры в своё время украсили все автобусные остановки). Но отчего-то есть надежда, что этот фильм окажется достойным. Это нужно отнюдь не только его создателям – это нужно всем нам, это необходимо стране.

Иначе, перефразируя его название, нас всех тоже можно будет назвать обречёнными. Не на войну, нет. На амнезию. Со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Александр А. ВИСЛОВ

http://www.lgz.ru/article/8757/

Код для вставки в блог: