Рекомендации депутатских слушаний на тему«Проблемы образования в Санкт-Петербурге в период экономического кризиса»
Участники депутатских слушаний, организованных фракцией КПРФ Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, заслушав и обсудив доклад Заместителя председателя Комитета Государственной Думы по образованию О.Н.Смолина, выступления представителей образовательных учреждений всех уровней, общественных организаций, экспертов, отмечают, что российское образование оказалось на пороге системного кризиса. 
В современной России происходит борьба двух направлений в образовательной политике: антидемократического (элитарного) и демократического (социального). Сторонники первого полагают, что качественное образование должно быть доступно людям с высокими доходами. Именно это направление возобладало в стране в настоящее время: федеральная власть фактически отказалась от принципов образовательной политики, законодательно закрепленных в 1992 г.. Особенно эта тенденция усугубилась в период экономического кризиса. Сторонники второго направления уверены, что путь к образованию следует открыть всем, кто хочет и способен его получить, независимо от доходов, места жительства, национальности и проч. Образование, реально доступное для всех – это не только важнейшее гуманистическое требование и необходимый элемент социального государства, но и условие движения нашей страны к «обществу знаний».
Основу конкурентоспособности любого государства и благосостояния его граждан составляют мощные научные кадры, особенно в сфере передовых технологий, и квалифицированные рабочие кадры, способные воплотить в жизнь новые научные разработки. В Санкт-Петербурге отсутствует единая система образовательной политики. С одной стороны, понижен базовый стандарт среднего образования, что приводит к трудно преодолимому разрыву между школьной программой и требованиями вузов. С другой стороны, новая система подушевого финансирования школ приводит к искусственному удержанию учащихся от перехода в систему начального профобразования. Эти тенденции многократно усилились после введения ЕГЭ. Отсутствие государственной политики в сфере профтехобразования и высшего образования приводит к тому, что на рынок труда выходят неквалифицированные работники и специалисты, уровень подготовки которых не соответствует потребностям рынка труда Санкт-Петербурга. Это стало особенно заметно в период экономического кризиса. Согласно экспертным оценкам, в результате снижения платёжеспособности населения до 25% обучающихся на внебюджетной основе в государственных и негосударственных образовательных учреждениях не смогут оплачивать образование. Учитывая тот факт, что в Российской Федерации на внебюджетной основе обучается 4 млн. 618 тыс. студентов вузов, не менее 1 млн. 150 тыс. молодых людей вынуждены будут их покинуть. В 2009 г. в полном объёме вступает в силу Федеральный закон от 09.02.2007 № 17-ФЗ об обязательности единого государственного экзамена (ЕГЭ). Министр образования и науки А. Фурсенко публично согласился с экспертными оценками, согласно которым 10-12% выпускников школ не смогут сдать ЕГЭ и не получат аттестатов. Однако он может оказаться и выше: в 2008 г. ЕГЭ по русскому языку не сдали около 11% выпускников, по математике – около 23%, по литературе – 25,5%. Таким образом, около 100 тыс. выпускников школ в этом году не получат аттестатов и не смогут ни продолжить образование, ни трудоустроиться, что существенно повлияет на социальную и политическую стабильность общества.
С учётом выпускников прошлых лет, не смогут поступить в вузы до полумиллиона человек. Можно прогнозировать, что в последующие годы эта цифра возрастет в несколько раз. Помимо изменений правил приёма, связанных с ЕГЭ, фактором кризиса могут выступать следующие аспекты политики Министерства образования и науки РФ. Развёрнутая в последние годы и не опирающаяся на серьёзные исследования критика деятельности российских вузов, сопровождаемая призывами к их массовому сокращению. Наибольшую известность в этой связи приобрело заявление Министра А. Фурсенко 24 июля 2008 г. в Московском инженерно-физическом институте о необходимости снижения числа вузов в России примерно с 1 000 до 150-200. По оценкам экспертов, в результате действия всех перечисленных и некоторых неупомянутых факторов в 2009 г. «на улице» (т.е. без возможности работы и получения образования) могут оказаться около 2,5 млн. молодых людей. Как показывает опыт преодоления кризисов в других странах, эта часть населения в период кризиса может и должна быть занята в системе образования.
Стремясь сохранить и увеличить образовательный потенциал нашего города и страны, участники депутатских слушаний выступают категорически против: 1) изменения статуса государственных и муниципальных образовательных учреждений на автономные учреждения (АУ), поскольку оно открывает дорогу массовой приватизации в сфере образования, что приведет к резкому сокращению бюджетного финансирования образовательных учреждений и росту доли платных образовательных услуг за счёт бесплатного образования; 2) Федерального закона от 01.12.2007 № 309 о структуре и принципах образовательного стандарта, предполагающего исключение из школьного стандарта минимального содержания образования. 3) введения единого государственного экзамена (ЕГЭ) в качестве единственной (главной) формы выпускных экзаменов в школе и вступительных – в вузах. Эта система резко снижает и без того невысокое качество школьного образования и ежегодно лишает права на образование десятки тысяч выпускников школ и ПТУ, которые не смогут получить аттестатов, а потенциально – многие миллионы взрослых людей, давно окончивших школу, которым потребуется высшее или среднее профессиональное образование. 4) изъятия из учебного процесса начального профтехобразования общеобразовательных дисциплин. Это приводит к тому, что огромное количество детей, потенциальных учащихся НПО, вынуждены числиться в школе до 11 класса, рискуя не сдать ЕГЭ и вообще не получить аттестат. 5) реакционной программы подготовки рабочих кадров в Санкт-Петербурге, приводящей к сокращению учебных заведений НПО, и как следствие, к невозможности обеспечить городские предприятия квалифицированными кадрами. 6) принудительного введения двухступенчатой системы высшего образования во всех или абсолютном большинстве вузов. Переход на двухуровневое высшее образование приведёт к тому, что большинство вузов, особенно технических, за 3 года не смогут подготовить специалистов, соответствующих требованиям современного производства. А тем, кто захочет получить фундаментальные знания, придётся полностью оплачивать свое образование.
Мы считаем, что государственная образовательная политика должна быть изменена в направлении предания образованию научного и системного характера. Для этого необходимо: - привести законодательные акты и нормативные документы, определяющие политику Российской Федерации в сфере образования в соответствие с нормами и положениями международных документов, составляющих основу стратегии ЮНЕСКО «Образование для всех». - обеспечить реализацию равного доступного образования органами законодательной и исполнительной власти, создать систему социальных гарантий, обеспечивающих всем гражданам равные возможности получения всех уровней образования; - создать систему государственной поддержки образования, повышение расходов на образование до 10% ВВП; - разработать новые государственные образовательные стандарты нового поколения, соответствующие современным научным представлениям и требованиям рынка труда.
Наши рекомендации: Государственной Думе ФС РФ: В течение 2009 г. принять специальную государственную программу антикризисных мер в образовательной политике
Правительству РФ: 1. Отказаться от планируемого сокращения в 2009 г. на 2% бюджетного набора в вузы и вернуться к контрольным цифрам 2004 г., т.е. увеличить бюджетный набор примерно на 17% при сохранении запланированного в федеральном бюджете на текущий год уровня финансирования образования.
2. При пересмотре основных параметров бюджета на 2009 г. выделить средства регионам для повышения заработной платы педагогических работников и работников бюджетной сферы вообще. По расчётам Минфина, сумма должна составить около 500 млрд. рублей, что, с одной стороны, представляет собой лишь примерно 10% средств, выделяемых на поддержку банковского сектора и определённых правительством экономических структур, а с другой – вряд ли существенной усилит ожидаемую 13-процентную инфляцию. Вместе с тем, увеличение доходов низкооплачиваемых «бюджетников» способно поддержать отечественное производство и снизить социальное напряжение.
3. Принять решение о значительном снижении налогового бремени для образовательных организаций.
4. Отказаться на период кризиса от реализации любых мер образовательной политики, способных вызвать социальное напряжение в обществе и отдельных слоях населения, в т.ч. отложить на 3 года введение в действие закона № 17-ФЗ, предусматривающего обязательность ЕГЭ либо поддержать проект федерального закона № 455479-4 о добровольности ЕГЭ для выпускников и абитуриентов.
Законодательному Собранию Санкт-Петербурга: Выйти с законодательной инициативой в ГД ФС РФ о присвоении педагогическим работникам всех уровней образования статуса государственных служащих
Правительству Санкт-Петербурга: Пересмотреть программу сокращения учебных заведений системы начального профессионального образования в Санкт-Петербурге и выведения из учебного процесса НПО общеобразовательных дисциплин.
Только образовательная политика, опирающаяся на эти принципы, и объединение на её основе всех прогрессивных сил и организаций, заинтересованных в развитии России, воплотит в жизнь смысл общепризнанных лозунгов мирового сообщества: «Образование – для всех» и «Образование – через всю жизнь», способна сделать отечественное образование более свободным и более социальным, способным держаться на передовых позициях мирового сообщества.
2 июня 2009 г. г. Санкт-Петербург
НОВОЕ НА САЙТЕ
- 08.01.22 Голос трудящихся Казахстана должен быть услышан вопреки провокаторам! Заявление Президиума ЦК КПРФ
- 17.06.21 Александр Харчиков. Эта память священна...
- 09.06.21 «Геннадий Зюганов». Документальный фильм телеканала «Красная Линия»