М. Калашкников: Государству давно пора самому стать планировщиком и заказчиком прорывных инноваций
Государство как «придумыватель» и заказчик передовых технологий? Это не фантастика. Такого еще нет в Российской Федерации, но зато было в СССР. Была и есть такая практика в Соединенных Штатах. Сейчас, когда попытки перевести страну с сырьевой «колеи» на рельсы инновационного развития явно терпят неудачу, нам нужен аналог американского DARPA - Департамента передовых исследований Пентагона.  
ВНЕДРЕННЫЙ В УМЫ МЕМ - УБИЙЦА РАЗВИТИЯ
Считается, что и в США, и в РФ применяется одна и та же (в принципе, а не в частностях) экономическая практика - неолиберализма-монетаризма. Но это не так. В наши умы внедрен особый вариант неолиберализма, с несколькими заложенными в него логическими вирусами-мемами. Они превращают наш вариант рыночной экономики в совершенно застойную, не способную к развитию модель, консервируя сырьевой характер экономики РФ.
Один из самых опасных мемов-убийц таков: «Государство должно вкладывать деньги только в уже проверенные, старые технологии и не рисковать деньгами налогоплательщиков. А инвестировать в поиск чего-то принципиально нового должны только частные предприниматели и корпорации. Пусть рискуют своими деньгами». Этот внедренный в умы штамп повторяют наши чиновники, либеральные экономисты, многие бизнесмены и даже некоторые инноваторы в области хай тек.
Но нет ничего лживее и опаснее этого положения. Вся практика человечества говорит о том, что если бы государство не выступало венчурным инвестором и организатором крупных прорывных проектов, мы бы до сих пор летали на поршневых бипланах, а об атомной энергии, Интернете, сотовой связи, компьютерах и космических кораблях читали бы только в фантастических романах. Мы знаем, что частный бизнес может инвестировать лишь в то, что проверено и в то, что может принести рассчитываемую прибыль. И он никогда не вложит деньги в проекты, подобные тем, что сформировали облик нынешнего мира.
Мы живем в реальности, созданной двумя проектами: атомным и ракетно-космическим. Создавая Бомбу, Реактор, Ракету и Корабль в рамках грандиозных государственных предприятий, их участники попутно создали массу новых (на тот момент) технологий и «побочных направлений». Это и полупроводниковая (а затем и микросхемная) электроника, и компьютеры, и программирование, и роботехника, и станки с программно-числовым управлением, и высокотехнологичная металлургия, и тонкая химия, и полимеры, и... - список можно растянуть на множество страниц. Рожденные в рамках грандиозных государственных проектов технологии затем подхватывались частным бизнесом, который на их основе создавал революционно новые товары и услуги. Пример? Обычно говорят, что фирма «Сони» (а не государство) первой в мире додумалась делать не громоздкие радиоприемники-тумбы, а плоские переносные аппараты на транзисторах. Но ведь транзисторы-то создавались в рамках государственных проектов!
Так вот: ни за что на свете никакой частный бизнес не вложил бы 2 миллиарда долларов в атомный проект в 1941 году, как это сделало американское государство в лице президента Ф.Рузвельта. (Те 2 миллиарда - все равно, что нынешние 50-60 млрд.) При этом инвестиции были архирискованными: никто не мог сказать - верны ли теории тогдашних физиков-атомников, будет ли работать их гипотетическая Супербомба. Они не могли этого доказать в 1941-м, тьма экспертов говорила об атомном оружии, как о безумной фантастике. Никто из ученых-инициаторов атомного проекта не мог представить внятного бизнес-плана: через сколько лет и как окупятся первоначальные, сумасшедшие вложения.
Но государство рискнуло, выступило организатором Атомного проекта - и выиграло. Оно подняло индустриально-технологическую мощь США на целый уровень вверх. Американский частный бизнес получил фонтан прорывных инноваций. А после был государственный космический проект, не даже более затратный. В который также никогда и ни за что не инвестировал бы частный бизнес. На выходе страна получила тысячи технологий, применяемых во всех сферах жизни. Они - благодаря общему эффекту - окупали все затраты даже в том случае, если бы ни одна ракета не вышла в космос.
В рамках государственных проектов и по государственным заказам были созданы турбореактивный двигатель и радар, сотовая телефония и родоначальник Интернета - АРПАнет (1969 г.). Ведь это - устойчивые системы связи на случай ядерной войны, кстати. Благодаря государственным военным программам появились печатная микросхема и система спутниковой навигации. Да, собственно говоря, и спутниковая связь тоже. Системы спутниковой разведки затем превратились в коммерческие системы дистанционного зондирования Земли. И так далее.
Словом, тот мир, в котором мы живем, был рожден вполне социалистическими, государственными программами. Не частный бизнес, а именно государство придумало эти инновации - и профинасировало их на самом трудном этапе. Могли ли Джобс и Возняк создать первый персональный компьютер, если бы до этого благодаря государству не появился компьютер как таковой, машина-мейнфрейм? И Билл Гейтс не смог бы писать программы к компьютерам, не появись до этого первый в мире компьютер на лампах - в США 1944 г. Кстати, поднимался будущий «Майкрософт» в самом начале опять-таки на военных госзаказах.
Таким образом, формула «Государство инвестирует деньги лишь в старое и проверенное, а поиск принципиальных инноваций ведет только частный бизнес» - наглая ложь, придуманная специально для того, чтобы остановить развитие и России, и других возможных соперников Запада. Ибо сам Запад действует совершенно иначе. В Америке вот уже полвека работает DARPA - таинственный, почти эзотерический Департамент передовых исследований Министерства обороны. По сути - важнейший институт всей американской экономики, орган ее опережающего технологического развития.
ЭПИЦЕНТР ИННОВАЦИЙ
«Агентство по перспективным исследованиям и разработкам Министерства обороны США (DARPA) более 50 лет отвечает за появление и развитие самых современных и эффективных технологий, которые находят применение и даже приводят к революционным изменениям не только в военных, но и в гражданских отраслях промышленности, торговли, науки, общественной жизни.
К важнейшим результатам деятельности DARPA можно отнести ракету «Сатурн V», первый спутник фоторазведки Corona, технологию Stealth, множество беспилотных летательных аппаратов, сети ARPANET, предшественника Интернета.
По мнению американских экспертов, Darpa - одна из немногих государственных структур США, продолжающая оставаться полезной с момента ее создания и по настоящее время. При этом они призывают нового президента официально распространить ответственность агентства за развитие инноваций с военных также и на гражданские направления, равно как и возложить на него ответственность за обеспечение страны высококвалифицированными кадрами, что поможет перестроить экономику США, координируя национальные усилия на развитии самых перспективных направлений, включая информационные, биологические и нанотехнологии...»
Так в январе 2009 г. писал журнал «Aviation Week & Space Technology». И действительно: ДАРПА и прогнозирует технологическое развитие, и ищет перспективные инновации, и заказывает их. То есть, ставит задачи перед наукой. Причем большинство этих технологий - двойного, военно-гражданского назначения. По сути дела, ДАРПА сформировала компьютерно-информационный облик нынешних Соединенных Штатов.
- Подобные структуры имеются в Германии (DRL), Индии (DRDO), Китае, у нас (УРБВТ Минобороны), но они ориентированы только на военные потребности и не играют практически никакой роли в развитии гражданских отраслей, - говорит директор Лазерного центра Военмеха, профессор Анатолий Борейшо. - У нас за развитие гражданских инноваций отвечают практически все министерства и госкорпорации, включая Агентство по науке и инновациям Минобрнауки. Имеются еще и многочисленные советы. Но в правительстве РФ нет ни одного чиновника, конкретно отвечающего за инновации.
В США же DARPA играет исключительно позитивную роль в инновационном развитии всей страны. Причем, похоже, сейчас эту роль DARPA планируется повышать. Такой подход отчасти может служить примером для деятельности аналогичной российской госструктуры...
Уж если говорить совсем просто, то ДАРПА доводит прорывные технологии до завершения - и потом вбрасывает их не только в военное производство, но и во всю экономику США. Сегодня мы не знаем, запас каких техночудес накопила эта сверхзакрытая структура, и что она вбросит в нашу реальность завтра.
ВЫЗОВ
Между тем, в сегодняшних США четко выстроены задачи развития - сколько бы мы ни иронизировали над Бараком Обамой. Выдвинуты суперзадачи и Мегапроект. То есть - создание независимой от нефти и газа «чистой» энергетики, строительство практически энергонезависимых жилищ, строительство «умной» сети электропередач и торговли электроэнергией из множества рассеянных источников. Одновременно США намерены совершить ряд фундаментальных открытий, сравнимых с теми, что полвека назад обеспечили создание нынешней высокотехнологичной реальности.
При этом именно государство с его вложениями, а не частный бизнес, будет выступать в роли венчурного инвестора номер один в этом суперпроекте. Частные вложения играют на первом этапе сугубо вспомогательную роль. Для осуществления проекта «энергетики без нефти» создается энергетический ДАПРА - DARPA-E. То есть, задействуется вполне «социалистический» механизм, проверенный полувековой практикой!
И это - вызов для Российской Федерации. Ибо рассказывать о последствиях перехода Запада на неогневую, неуглеводородную энегетику для углеводородной экономики РФ, мне кажется, не требуется. Нужен русский вариант инновационной революции.
ГОРЬКИЙ ДЫМ ОТЕЧЕСТВА
К сожалению, пока в РФ аналога ДАРПА нет. И вообще, государство здесь, в отличие от американского госаппарата, даже не думает ставить перед наукой и инноваторами конкретных задач: «Изобретите мне то-то и то-то, а я за это хорошо заплачу». Государство в РФ не хочет даже искать созданные в стране прорывные разработки. Дескать, не царское это дело. Вы сами что-то изобретите, сами как-то постройте опытный образец и сами найдите рынок сбыта. А я, быть может, потом вам немного помогу. Ах, не можете найти? И денег у вас нет? Это ваши проблемы. Значит, Великому Богу-Рынку ваши разработки не нужны. И речи не идет о создании государством мегапроектов развития, подобных атомному. В умы нашей элиты внедрен мем-убийца: государство не должно делать венчурных инвестиций во что-то совершенно новое и непроверенное.
Как работают (вернее - бездействуют) нынешние «инновационные госкомпании»? Возьмем для примера недавний скандал с РВК - государственной Российской венчурной компанией при Минэкономразвития РФ. Вы думаете, что она ведет отбор перспективных разработок или заказывает их? Нет, получив от государства 32 миллиарда рублей, РВК по имеющемуся законодательству создала еще семь венчурных фондов в форме ПИФ (паевых инвестиционных фондов). Все венчурные «пифы» на 51% финансируются управляющими компаниями, и РВК не принимает никакого участия в «рулении» этими семью фондами. В итоге государство как бы и не контролирует отпущенные на инновации деньги: куда и зачем они идут. Считается, что частные управляющие компании сами найдут нужные и востребованные рынком инновации. Дескать, они же 51% средств сами в них вкладывают, значит, «липы» не будет. (На что мы можем только грустно улыбнуться).
Реальность такова, что за два года РВК не смогла ничего толком профинансировать. А чего финасировать, если внутри страны реальная экономика опустилась на уровень примитивных первого и второго переделов, спроса она на прорывные технологии не создает. Если чего - покупает все за рубежом. На боку лежат самые наукоемкие отрасли - машиностроение, авиапром, электронная промышленность, космическая отрасль и т.д. То есть, и тут платежеспособный спрос ничтожен. Ну, а на Запад инновации из РФ продавать трудно: там конкурентов не любят, там свои акулы инноваций плавают. Куда как богаче и сильнее какой-то РВК.
Схожим образом работает «Роснанотех». Сей корпорации подай-принеси готовую технологию, вкладываться же в их создание, в НИОКР - ей вроде как невыгодно.
Вот почему инновационное развитие РФ сейчас - одни слезы. Деньги вроде бы государство отпустило - а толку практически никакого. Именно поэтому стране и нужен русский ДАРПА. Не госкорпорация с размытой ответственностью, не некий общественный совет, а полноценная, ответственная государственная структура.
ЗАДАЧА ТИТАНИЧЕСКОГО МАСШТАБА
В этой статье мы ставим только общую, принципиальную задачу. Конечно, так просто наш аналог ДАРПА не создашь. Нужна упорная работа, особенно кадровая. Необходим отбор в такую структуру интеллектуалов и управленцев высочайшего класса. Ибо, как сказал Анатолий Борейшо в интервью газете «Деловой Петербург», «даже технические специалисты в своем большинстве сейчас не понимают, что такое комплексный проект, не говоря уже о чиновниках, которые в таких случаях спрашивают разработчиков: - «а что же вы здесь сделали сами, если почти все компоненты вам поставили другие предприятия?». Они просто физически не видят комплексной задачи, как жуки-древоточцы не видят леса за деревьями. К сожалению, таких «спецов» слишком много на всех этажах. Вот и продолжает инновационная наукоемкая экономика оставаться в форме «сверхмалых» предприятий и «серых» финансовых схем.
Воинственная некомпетентность власти уничтожает способных лидеров и не дает появиться новым...»
А кроме кадров, необходимо продумать схему работы русской ДАРПА, ее структуру и принципы деятельности. И тут придется задействовать и лучших отечественных инноваторов-практиков, добившихся реальных успехов, и, например, разведчиков, еще в советские годы занимавшихся деятельностью американского DARPA. Здесь нужно сделать очень многое, используя коллективный разум и разнообразный опыт. Придется научиться думать самостоятельно и творчески, отбрасывая прочь скверные, извне принесенные в наши умы мемы-вирусы. (Как верно сказал историк А.Фурсов о том, что залог инновационного успеха РФ - в отечественных гуманитрных технологиях!) Словом, всех нюансов в одной статье и не перечислить.
Русский ДАРПА не будет заменять собой частные инновационные и венчурные структуры. Он их дополнит. Будем смотреть правде в глаза: на чисто рыночных началах ничего сделать пока не удастся. Нужен механизм государственного создания запаса прорывных инноваций. Нужен важнейший - государственный, планово-проектный - элемент НИС, Национальной инновационной системы.
Работа по созданию отечественного ДАРПА - адски тяжелая и ответственная. Но если в РФ ее не сделают, то на инновационном развитии страны придется поставить жирный крест. А поскольку, как неоднократно говорили наши первые лица, альтернативы инновационному развитию России нет, то вскоре крест поставят и на ней самой...
М. Калашников
НОВОЕ НА САЙТЕ
- 08.01.22 Голос трудящихся Казахстана должен быть услышан вопреки провокаторам! Заявление Президиума ЦК КПРФ
- 17.06.21 Александр Харчиков. Эта память священна...
- 09.06.21 «Геннадий Зюганов». Документальный фильм телеканала «Красная Линия»