Санкт-Петербургское городское отделение Коммунистической партии Российской Федерации

Светлана Савицкая: В нашем кризисе виновата не Америка

В последнее время чиновники высшего ранга заговорили об обострении ситуации на предприятиях, выполняющих государственный оборонный заказ. Со всех концов страны - от Хабаровска до Балтийска - идут сообщения о том, что заводы простаивают: нет заказов. О том, что ни одного контракта оборонзаказа не заключено на петербургских предприятиях, недавно заявил глава Федерации профсоюзов Петербурга и Ленинградской области Владимир Дербин. Губернатор Валентина Матвиенко отправляла председателя комитета экономического развития Сергея Бодрунова в Москву - выбивать заказы для заводов города. В свою очередь, руководитель аппарата совета начальников органов ФСБ Центрального федерального округа Александр Братченко заявил, что всё это может привести к остановке и консервации оборонных производств с непрерывным циклом. О причинах возникновения столь сложной ситуации размышляет депутат Госдумы от Петербурга - член фракции КПРФ, заместитель председателя комитета Госдумы по обороне, лётчик-космонавт СССР дважды Герой Советско-го Союза Светлана Евгеньевна Савицкая, много лет занимающаяся работой с предприятиями военно-промышленного комплекса. 

   - Председатель Федерации профсоюзов Петербурга и Ленинградской области Владимир Дербин недавно заявил, что петербургские оборонные предприятия простаивают без заказов, не подписано ни одного контракта. Всё действительно столь плохо, или он сгущает краски?

  - В начале апреля в комитете по обороне мы проводили слушания по этому вопросу с участием руководства Министерства обороны, в том числе замминистра по вооружениям Владимира Поповкина. Многие депутаты из разных фракций и регионов задавали один и тот же вопрос: директора многих предприятий дают информацию, что не заключаются контракты, а если заключаются, то не переведены деньги. От Минобороны мы получили развёрнутое объяснение. С одной стороны, министерство проводит жёсткую полити-ку финансирования с точки зрения обоснованности трат на закупку вооружения. Эта линия выглядит так: мы будем финансировать только то, что относится именно к оборонному заказу, те вооружения и разработки, которые заказывает министерство, и не собираемся помогать побочным видам деятельности этих предприятий. Учитывая то, что большинство предприятий ВПК акционировано, и некоторые находятся полностью в ведении частных лиц, это, я считаю, правильно - зачем полностью содержать предприятие, на котором оборонный заказ составляет, допустим, 30% от его деятельности?
   А руководители предприятий зачастую накручивают на стоимости техники. Цены растут с каждым годом, обгоняя инфляцию. У нас хорошее вооружение, но оно не в два-три раза дороже того, что делают за рубежом! Бывает, что цена на порядки выше, чем на зарубежные аналоги, причем не на китайское или индийское оружие, а на американское, натовское. В этом году было выделено гораздо больше средств на оборонный заказ - собственно, Анатолия Сердюкова, человека невоенного, но неплохо разбирающегося в финансах, и поставили следить за этими деньгами.
Некоторые виды вооружений не закупают, так как в Минобороны ви- дят, что цены явно завышены. Это с одной стороны. С другой - Минобороны ввело правило, по которому не переводятся деньги за контракт, да-же авансовые платежи, если основной заказчик не представит контрак- ты, заключенные с поставщиками комплектующих техники. В предыдущие годы с основным производителем заключался контракт, деньги переводили, а тот не расплачивался со смежниками, которые не выпускали продукцию.
   Кроме того, далеко не со всеми заключены договоры из-за системы аукционов. Система госзакупок, ус-тановленная Федеральным законом №94, распространяется и на вооружения. Сейчас стоит вопрос о том, чтобы срочно каким-то образом этот закон изменить в отношении оборонного заказа. Ведь если желающих, скажем, вывозить мусор из го- рода может набраться десяток, и из них можно выбирать, то, например, истребитель, как правило, может производить только одно предприятие. Но всё равно их заставляют объявлять конкурс, а от объявления конкурса до заключения контракта два месяца уходит, хотя заранее понятно, кто будет выполнять. Начиная с января, уже на два месяца было затянуто заключение многих конт-рактов. Это надо срочно менять.

 - Но, например, на верфях нес-колько другая ситуация, они могут конкурировать друг с другом.

 - Да, это ситуация, когда может быть конкуренция. Ситуации бывают разные. Если есть конкуренция, тогда можно использовать аукцион. Но аукционы всё равно не всегда лучший выход. По закону ведь заказчи-ки не должны смотреть на опыт, а только на то, кто даст меньшую цену. Зачастую кто-то выставляет демпин-говые цены, и тогда обязаны дать контракт, а потом выясняется, что предприятие не может выполнить заказ,  а цену такую назвало, только чтобы заказ получить. Это мы встречаем сплошь и рядом.

  - Тот же Поповкин сообщал, что уже большая часть денег по оборонному заказу перечислена на предприятия.

   - На начало апреля была заключена половина контрактов, на 137 миллиардов рублей. А деньги получили не больше половины предприятий. В чём дело? Как объясняют в Минобороны, они переводят деньги на предприятие, но через Министерство фи- нансов, которое уже и должно перечислять деньги! Минобороны само не может этого делать. Так вот, Минфин как занимался торпедировани-ем оборонного заказа, начиная с 1992 года, так и продолжает этим заниматься. Чиновники Минфина были основными, кто способствовал снижению боеготовности армии. Платёжки могут лежать в Минфине неделями, потом сто раз исправ-ляться - идёт искусственное затягивание контракта, и это было всегда. Я думаю, что там есть система откатов, как была, так и есть, в том числе в оборонном заказе. Я знаю, что гон-цы с заводов всё время там толкают-ся. Таким образом замедляется пере- вод денег предприятиям. Таким образом Кудрин борется с инфляцией, снижая денежную массу. Совершен-но порочная практика, и отыгрывается он всё время на оборонном зака- зе. Все эти годы они проводили политику прямого недофинансирования армии.

   - Получается, что с одной стороны во всём виновато Министерство финансов, а с другой - производители.

 - Я не ищу виновных, я говорю о ситуации. Я лишь рассказываю о том, почему деньги, которые уже выделены, не доходят до получателя. Не всё так просто, и далеко не всегда можно стопроцентно верить директору завода, который бьёт себя кулаком в грудь. Иногда и Минобороны ошибается, не все конкурсы объяви-ли вовремя, некоторые проводятся только сейчас. Некоторые предприятия и не получат заказа, на который рассчитывали, потому что в минис-терстве начинают выбирать, и там, где завышены цены, не закупают.

  - Нередко в итоге растёт конечная стоимость техники...

 - В том-то и дело, что конечная стоимость должна быть заложена в конт-ракте. В реальности хитрецы-ди- ректора, участвующие в конкурсе, понимают, что нужно дать меньшую цену. Сейчас Поповкин правильную позицию занял - согласований не будет, никакого увеличения стоимости, и всё. Так и должно быть.

   - В конечном счёте в споре директоров предприятий и министерств страдают люди, остаются без работы, заводы встают.

  - Заводы находятся на грани остановки, потому что все эти годы действовала порочная практика жизни в кредит, созданная опять же Минис-терством финансов. Минфин систематически начинал финансировать оборонный заказ чуть ли не с третье- го квартала года. Основная масса де-нег приходила чуть ли не в декабре. И предприятия понимали, что день-ги им рано или поздно перечислят, и брали кредиты. Поэтому люди и не оставались без работы, и не было та-кой ситуации, как сейчас. Банки давали кредиты, потому что предпри- ятия предъявляли свой договор с государством как гарантию. Сейчас кредитов никто не даёт, а предприятия привыкли так работать. И мирились с этим, и молчали в тряпочку, и чуть ли не откаты в Минфине давали за то, чтобы им перечислили средст-ва, эта цепочка так и крутилась. В итоге банки были при марже, предприятия худо-бедно работали, лю- дям платили из кредитных денег, чиновники решали свои проблемы - и откаты, и борьба с инфляцией. Ведь если ты деньги отдашь в декабре, то инфляция аукнется через два меся-ца, и показатели за год останутся приличными.
   Сейчас одно звено рухнуло - кредитов нет в банках, потому что правительство совершенно бездарно раздало деньги банкам ради сохранения системы. Система устояла, но всё это можно было сделать по-другому. Сейчас Путин говорит, что деньги, выделенные банкам, должны быть обязательно пущены на выдачу кредитов под три процента - так это надо было осенью говорить! Они этого не сделали, и банки просто спекулятивно закупили валюту и нажились, а кредитов тех нет. Директора не могут взять кредиты, договоры ещё не заключены, плюс задержка с финансированием со стороны Минфина, потому они и кричат, что сейчас рухнут. Это результат во многом неграмотной финансовой политики.

   - Какой выход может быть из ситуации?

   - Выход один - менять финансово-экономическую политику правительства.

   - Могло бы помочь наделение Минобороны правом самостоятельно перечислять средства?

- Этого не позволяет Бюджетный кодекс, разработанный правительст-вом. А правительством, строго гово- ря, руководит не премьер. На 80% все эти годы им руководит Минис-терство финансов. Не случайно Минфин возглавляют только люди из того самого чубайсовско-гайдаровского клана. Если не менять эту команду, эти подходы, если не бороться с коррупцией, света в конце тоннеля я не вижу. Увы, премьер Путин, выступая в Госдуме, дал понять, что Минфином он доволен.

  - Менеджмент обвиняется в неумелых действиях, но не все же директора занимаются демпингом на аукционах. Как можно разделить их, если закон один для всех?

   - В каждом конкретном случае дол-жен быть свой подход, индивидуальный. У нас не так много оборонных предприятий, сотня-две - это как раз поддаётся управлению вручную. Раньше так и было - те люди, которые отвечали за оборонный заказ, напрямую были связаны с заводами. Те, кто заказывал технику, участвовали и в создании вооружений, зна-ли каждого директора, каждое пред- приятие, руководили военпредами. Сейчас требовательность к ним ни-же, качество сборки упало. Военпре-ды нередко прикормлены директо- рами, а директор, как правило, не нищенствует, даже если предприятие на грани банкротства.
  А что заявил министр Сердюков на правительственном часе, когда его спросили о финансировании оборонки? Он сказал: «Я не отвечаю за состояние оборонных предприятий, это не моя прерогатива» - дескать, я этим не занимаюсь. Человек не понимает того, чем должен заниматься и он, и его прямые подчинённые.

   - Объём иностранных заказов на оборонных предприятиях сейчас не снижается?

- Портфель текущих заказов сформирован уже года полтора назад. Вообще, это коммерческая тайна Рос- оборонэкспорта, но насколько я знаю, сейчас пока снижения нет.

   - В 90-е годы было больше поставок вооружения в армию...

   - Если считать поштучно, то оборонный заказ в советские времена был большой. Гайдар урезал его в своё время в четыре раза, но заказ был столь велик, что и урезанным оставался значительным. На этом заделе какое-то время и жили. Арифметически может быть, и больше поставок было, чем сейчас, но всё равно не столько, сколько нужно. А когда Путин пришел к власти, стало ещё меньше - бывало, один самолёт поставлялся в год, один вертолёт. Подводные лодки вообще раз в несколько лет.

   - А расходы на оборону при этом постоянно росли!

  - Они росли только на величину инфляции, и то на содержание армии, а не на оборонку. Только вот в последние годы произошло увеличение.

  - Сильны ли протестные настроения рабочих на предприятиях?

   - Я бы давно уже не терпела на их месте. Но народ у нас терпеливый, и власть цинично пользуется этим. Посмотрите, какие протестные выступления в Италии, Франции, ког-да их хоть чуть-чуть притесняют - миллионы выходят на улицу. Говорят, что у нас долго запрягают, но быстро ездят - власть для этого и запугивает людей. Вот на Дальнем Востоке ОМОН напустили на демонстрацию. Отчасти народ ещё боится, некоторые думают, что бесполезно всё.

  - А митинги и выступления полезны?

   - Чтобы организовывать протест, нужны политические партии, ведь профсоюзы у нас карманные. Когда бытие определит сознание, тогда, наверное, народ и выйдет. Но должны быть и организаторы. Сейчас кризис ещё не сильно нас достал.

 - Вы разделяете мнение, что осенью будет хуже?

  - Вполне возможно. И дело не толь- ко в цене на нефть. Чиновники думают, что если она подорожает, то всё наладится, но это иллюзия. Дело и в производстве. Ну и что, что будет дороже нефть - от этого ни население, ни предприятия ничего не получат, только олигархи и некоторые структуры вроде «Газпрома». Волна невозврата кредитов растёт. Экономисты говорят, что если будет 10% невозврата, это - уже катастрофа для банковской системы. Не хочу изображать большого экономиста, но ситуация может усугубиться. Мы так и не удосужились слезть с неф-тяной иглы, когда была возможность, а сейчас правительство при- зывает срочно переходить на высокие технологии, не всегда даже понимая, о чем говорит. Нанотехноло- гии сейчас не спасут, на них деньги нужны, а они уже профуканы.
   Наши граждане на прошлых выборах сами проголосовали за этого президента и «Единую Россию», и те- перь должны понимать, кто должен отвечать. В нашем кризисе виновата не Америка, у которой грохнулись ипотечные банки, не ещё кто-то, не надо всегда за рубежом искать виновных. За всё, что сейчас происходит, несёт ответственность «Единая Россия» и её лидер Путин. И это должны понимать граждане.

Беседовал Михаил ШЕВЧУК,Закс.Ру
Код для вставки в блог: