Санкт-Петербургское городское отделение Коммунистической партии Российской Федерации

Депутат от КПРФ объявляет войну коррупции

Предпринять действенные меры для изживания коррупции в органах государственной власти Санкт-Петербурга - таков смысл регионального законопроекта, подготовленного депутатом-коммунистом Юрием Карпенко.  

Законодательное собрание возобновит свою работу через месяц - в начале сентября. Пока длятся парламентские каникулы, в Мариинском дворце появляются законопроекты, которые осенью будут обсуждаться. Один из них имеет все шансы вызвать большие споры - хотя имеет мало шансов быть принятым. Не враги же самим себе сидят в Смольном, где определяется позиция парламентского большинства...

Лица категории «А»

Суть проекта, внесенного одним из мариинских «возмутителей спокойствия» - Юрием Карпенко из фракции КПРФ, - проста. Председатели отраслевых комитетов, главы районных администраций и представитель губернатора в ЗакСе лишаются статуса «лиц, замещающих государственные должности Петербурга» и становятся всего лишь «лицами, находящимися на государственной службе».

Казалось бы, а что меняется - ведь и те и другие служат государству, получая зарплату из бюджета? Но разница есть. Те, кто занимает государственные должности (до 2005 года они именовались чиновниками категории «А») федерального и регионального уровня - как правило, это высшие руководящие посты, - в своей деятельности не связаны большим количеством антикоррупционных ограничений, которые распространяются на обычных государственных служащих.

В соответствии с федеральным законом о государственной гражданской службе этой «высшей касте» дозволено участвовать на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией, заниматься предпринимательской деятельностью, получать подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения от физических и юридических лиц, ездить за счет последних в заграничные командировки, использовать переданные им «средства материально-технического и иного обеспечения и другое государственное имущество» в целях, не связанных со своей работой.

Высшие чиновники имеют право разглашать или использовать в целях, не связанных с гражданской службой, служебную и конфиденциальную информацию, публично оценивать деятельность государственных органов и их руководителей, включая те органы, в которых они сами работают, входить в органы управления иностранных НКО, заниматься без письменного разрешения руководства «оплачиваемой деятельностью, финансируемой исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства».

Далее, в случае, если высшие чиновники владеют ценными бумагами, приносящими доход, или акциями, и это может привести к конфликту интересов, они не обязаны, как госслужащие, передать их в доверительное управление. Лиц категории «А», в отличие от госслужащих, нельзя уволить за непредставление (или представление ложных сведений) об их доходах и имуществе, хотя они и обязаны подавать соответствующие декларации. Наконец, они могут замещать свои должности и после 65 лет, и на них не распространяется запрет в течение двух лет после увольнения переходить на работу на «запасные аэродромы» - организации, управление которыми входило в их должностные обязанности.

Правда, в соответствии с другими законами - например, законом о политических партиях и законом о гарантиях избирательных прав - высшие чиновники так же, как и госслужащие, не могут использовать преимущества должностного положения для предвыборной агитации, а также в интересах политических партий. Но на них не распространяется, скажем, запрет на публичное выражение своего отношения к партиям. Да и норма закона о партиях, запрещающая деятельность любых партий в органах исполнительной власти, звучит как насмешка - и мы все знаем партию, на которую этот запрет де-факто не распространяется...

 

Будьте как люди

Список тех, кто сегодня в Петербурге относится к высшей касте, включает почти две сотни человек. Это все городские депутаты, губернатор, вице-губернаторы, представитель губернатора в ЗакСе, председатели комитетов, главы районов, начальники управлений, служб и инспекций, судьи Уставного суда, члены Горизбиркома, уполномоченный по правам человека, председатели территориальных избиркомов, и так и не избранный (хотя и предусмотренный городским уставом) государственный секретарь Петербурга.

Но поскольку депутаты, губернатор, вице-губернаторы, члены ГИК, председатели ТИК, судьи УС и омбудсмен получают свои должности в результате выборов - прямых (как депутаты) или косвенных, как остальные (их утверждают или избирают депутаты или члены ГИК - применительно к территориальным избиркомам), то Карпенко согласен оставить их в статусе «лиц, замещающих государственные должности). А вот председатели комитетов, главы районов и представитель губернатора в городском парламенте никакие выборные процедуры не проходят и являются обычными назначаемыми чиновниками - а потому ничем по своему статусу не должны отличаться от прочих госслужащих.

Кстати, до 2005 года так оно и было - повышение в ранге они получили уже в матвиенковскую эпоху. И потому, «принимая во внимание огромный объем властных полномочий, и как следствие - повышенную коррупциогенную опасность при осуществлении этих полномочий», депутат Карпенко считает необходимым понизить их ранг до прежнего, при котором они будут подпадать под все перечисленные ограничения.

Официального отзыва от губернатора на законопроект в Мариинский дворец пока так и не поступило. Неофициально смольнинские юристы говорят о том, что председатели комитетов и главы районов не пользуются никакими привилегиями по сравнению с обычными госслужащими. И что за ними есть какой-то общественный контроль...

Если эти возражения превратятся в официальный отзыв - трудно будет назвать его иначе как детским лепетом на лужайке.

Если у чиновников нет официальных запретов на совершение каких-то действий - смешно предполагать, что эти действия (очевидно приносящие материальную выгоду) не последуют. И если даже те, на кого налагаются запреты, далеко не всегда их соблюдают, то что говорить о тех, на кого не налагаются? Можно только догадываться, каким бизнесом (вполне открыто - раз запретов нет) могут заниматься главы районов и председатели комитетов, какие подарки и «вознаграждения» они получают и как они используют в личных целях свое служебное положение. Что касается общественного контроля, то хотелось бы понять, кто и как из общественности контролирует губернатора и вице-губернаторов - и в чем выражаются результаты этого контроля. При нынешней «вертикальной» системе контролировать может только тот, кто назначает и снимает. И у губернатора сегодня есть единственный избиратель, с чьи мнением она считается (ну, может быть, учитывая особенность текущего момента - два)...

Конечно, подобный закон следовало бы принять, более того - в значительно более жесткой форме, чем предлагает Юрий Карпенко: антикоррупционные ограничения должны распространяться на всю высшую касту (за исключением разве что возрастных ограничений для депутатов). Ведь власти у высших куда больше, чем у рядовых чиновников - значит, и возможностей ею злоупотребить больше. Так почему же для них не ужесточают, а ослабляют антикоррупционные ограничения? Кстати, в Московской области закон в этом плане не делает никакой разницы - на лиц, занимающих государственные должности, распространяются те же самые ограничения.

Впрочем, не требуется обладать особой прозорливостью, чтобы понять, какая судьба - при таком отношении Смольного - постигнет законопроект. «Единая Россия» заявит, что все необходимые ограничения уже установлены законодательством и что такой «выдающийся менеджер и крупный политик», как Валентина Матвиенко, конечно же, в должной мере контролирует своих подчиненных и не допустит никаких злоупотреблений. А сама Валентина Ивановна пообещает (как это только что имело место), что она никогда не простит своим подчиненным нечестности, недобросовестности, коррумпированности, использования служебного положения и воровства, и что за это человек «вылетит с треском и с репутационными потерями».

Хотелось бы вспомнить: кто же это вылетал из ее администрации с такими потерями? Или все, кого она набрала в Смольный, кристально честные люди, добросовестные, некоррумпированные и никогда не использовавшие служебное положение - так же, как она сама?

Борис ВИШНЕВСКИЙ, "Новая газета"

Код для вставки в блог: