Санкт-Петербургское городское отделение Коммунистической партии Российской Федерации

Закон должен работать для человека

С 2007 года в нашем городе действует аппарат уполномоченного по правам человека. Об этом правовом институте и некоторых результатах работы в интервью «Питерской правде» рассказывает заместитель уполно моченного, коммунист Игорь Альбертович ШУВАЛОВ 

-Игорь Альбертович, как и когда возникла идея создания аппарата уполномоченного по правам человека - как такового в целом и в Петербурге в частности?

- Это не было чьей-то прихотью, какой-то сиюминутной, показной политической акцией, но действительно назревшей необходимостью. Идея же создания такого специального правового института, как уполномоченные по правам человека, изначально пришла в нашу юридическую и политическую практику из Швеции, где «омбудсмены», как их там называют, работают вот уже ни много ни мало около двухсот лет. Сегодня уже в более чем в ста странах мира омбудсмены стоят на страже прав и свобод граждан. В России институту уполномоченного по правам человека без малого 16 лет.

На омбудсмена возлагаются функции контроля над соблюдением законных прав и интересов граждан органами исполнительной власти и должностными лицами. Эти функции определяются Всеобщей декларацией прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 году при непосредственном участии СССР. Россия, как правопреемница Советского Союза, признаёт эти высшие международные юридические нормы. Напомню, что каждый пункт Декларации определяет основополагающие и неотъемлемые права человека. Вторая глава действующей Конституции РФ также на эту тему. Это правовая основа нашей работы.

К сожалению, в Питере «демократам», которые очень любили красивые слова о правах человека, на деле многие годы было и остаётся явно не до этого. Только на семнадцатом (!) году «свободной, независимой и демократической» России, на родине «величайшего демократа» Собчака был избран уполномоченный, которым стал Игорь Павлович Михайлов. Очень характерно, что закон «Об уполномоченном по правам человека в Санкт-Петербурге» был принят ещё в 1997 году, но сам омбудсмен был избран городскими парламентариями лишь десять лет спустя, когда в Законодательном Собрании города появилась фракция КПРФ. Без неё этот вопрос не решался и решён быть не мог.

- С какого рода обращениями вам чаще всего приходится сталкиваться в своей работе?

- За два года работы наш аппарат рассмотрел около трёх тысяч обращений граждан. Тут сразу нужно отметить, что в основной своей массе эти обращения имеют жилищный характер в различных его, так сказать, модификациях. Это и проблемы жильцов общежитий, и вопросы, связанные с договорами социального найма, и другие случаи потери гражданами жилья. Весьма большая работа была проведена нашим аппаратом по общежитиям, в результате которой большинство питерских общежитий были поставлены на баланс города. И если ранее человек имел внутренний ордер, что был, по сути простой бумажкой, то теперь он получает жильё по договору социального найма и, соответственно, имеет право его приватизировать.

- Неужели жилищный вопрос – единственный, который более всего волнует наших сограждан?

- Разумеется, нет. Например, к нам обратились два ветерана. Они были призваны в Красную Армию в 1944 году и непосредственного участия в боевых действиях не принимали, хотя в любой момент могли пойти в бой. По нынешним законам эти ветераны лишены льгот участников войны. В результате они вынуждены решать подобные проблемы через суд. Нередко им удаётся добиваться удовлетворения исков, но зачастую по совершенно одинаковым делам один и тот же суд может выносить противоположные решения. Исправление таких несправедливостей также входит в компетенцию уполномоченного по правам человека.

- В чем особенность Вашей работы ещё и как коммуниста, выполняющего партийное поручение?

- Согласно закону «О политических партиях», я не имею права использовать своё служебное положение в партийных интересах, а также для проведения агитации, и в работе с этим приходится считаться. Однако у меня есть замечательная возможность раз за разом раскрывать людям глаза на суть процессов, происходящих в нашем обществе. Бывают ситуации, когда человек не понимает, почему при жилищных спорах его права не могут считаться нарушенными. Приходится объяснять, что в данном случае соблюдены права собственника, а собственник в нашей стране при нынешнем социально-экономическом строе имеет право этой собственностью распоряжаться. И то, что человека выкинули на улицу – есть именно реализация права собственника в буржуазном его понимании. Например, статья 40 Конституции РФ гарантирует право на жильё, то есть гражданин имеет право на жильё однако у него нет обязанности его иметь… Такие вот хитросплетения есть в современном российском законодательстве.

- Но ведь есть и примеры положительного результата по обращениям граждан?

- Конечно. Например, вопиющая ситуация произошла в одном из небольших городских государственных театров. Там группа актёров создала профсоюз, который принялся бороться с многочисленными нарушениями администрацией театра законов о труде. Люди обращались в контролирующие органы, за что подверглись необоснованным дисциплинарным взысканиям, а глава профсоюза вообще был уволен с работы - под надуманным предлогом, якобы за прогул. Актёры обратились за помощью в аппарат уполномоченного по правам человека. Мы помогли им составить судебный иск, а также оказали юридическое сопровождение в суде. Кроме этого, мы подготовили обращения и запросы в соответствующие органы государственной власти, способные оказать влияние на разрешение ситуации. И в результате проведённой нами работы актёр был восстановлен на работе в судебном порядке. Мы продолжаем следить за ситуацией в театре и надеемся, что накопленный нами опыт успешного разрешения этого и многих других подобных случаев поможет нам всё более эффективно стоять на защите прав граждан. Закон должен работать для человека - в этом смысл нашей деятельности.

Беседовал Кирилл РОМАНЕНКО
Код для вставки в блог: