Оппозиция поспорила с властями о 31-ой статье Конституции*
Как превратить в реальность декларированное Конституцией право российских граждан на свободу мирных собраний? Как обеспечить взаимоприемлемый диалог общественности и власти в ходе организации и проведения массовых мероприятий? На эти вопросы попытались ответить участники круглого стола, прошедшего под эгидой Уполномоченного по правам человека в Санкт-Петербурге. 
Надо сказать, что беседа получилась более чем занимательная, и набитый до отказа зал, в котором лицом к лицу в очередной раз встретились известные городские оппозиционеры, представители Смольного, ГУВД и прокуратуры, свидетельствовал о том, что заявленная тема мало кого может оставить равнодушным. А вот резкая тональность ряда выступлений, искренняя боль, звучащая в словах наших общественников, говорили о том, что на пути к заявленному диалогу обеим сторонам придется преодолеть еще немало бюрократических и правовых преград…
Первыми, как и было обговорено в самом начале встречи, получили слово представители партий и общественных организаций. Проблемы, с которыми они вышли на круглый стол, действительно было трудно перечесть по пальцам даже двух рук. Здесь и откровенно противоправное преследование тех, кто когда-либо фигурировал в роли заявителей публичных мероприятий – взятие незаконных подписок, обыски, внесение в некие «реестры экстремистов». И тотальные отказы в проведении мероприятий в заявленных местах и по заявленным маршрутам с отсылом уведомителей, как выразился один из участников дискуссии, «либо в сад, либо в суд». А чего стоят комичные ответы из смольнинского Комитета по законности, правопорядку и безопасности, когда в местах, обозначенных в заявках на проведение акций, вдруг появляются «листогрызущие насекомые», начинают проводится «детские праздники», «ремонтно-строительные работы», «забеги на короткие дистанции». А ведь получить подобные салтыково-щедринские отписки можно не только при проведении «маршей несогласных», но и вполне безобидных малочисленных пикетов где-нибудь на окраине города. Что уж говорить про центр города, когда такие территории как Исаакиевская площадь, Гостиный двор, Конюшенные улицы, Петровская набережная, Площадь пролетарской диктатуры давно превратились «оазисы начальского благолепия», куда оппозиции дорога элементарно заказана?
Примечательно, что с ироничной, а где-то и резко негативной оценкой работы чиновников и силовиков согласились не только левые, но и правые. Даже присутствующая на круглом столе представительница партии ЛДПР вынуждена была признать, что получение согласия на проведение публичной акции в Петербурге – процесс не только трудоемкий, а зачастую и бессмысленный. Ведь отправка людей в места, где агитировать можно разве что деревья и свалки мусора давно вошла в практику работы соответствующих структур исполнительной власти.
Сами же представители этих структур не были так категоричны. Так, заместитель председателя Комитета по вопросам законности, правопорядка и безопасности Иван Бурлаков, начав свое выступление с патетического восклицания «Мы живем по Конституции!» (в этот момент в зале послышались смешки), дал понять, что количество проводимых в городе публичных мероприятий более чем достаточное. И привел статистику: с января по сентябрь 2009 года в Петербурге прошло более 600 публичных акций. Правда, никто эту статистику опровергать и не собирался. Как справедливо указали затем представители общественности, дело ведь не в количестве (под которое можно подверстать и постоянно проходящие одиночные пикеты), дело в самой практике взаимодействия власти и оппозиции, назвать которую взаимоприемлемой крайне трудно.
Но были у прошедшего круглого стола и моменты, которые могут оказаться результативными. Так, присутствующий представитель городской прокуратуры взял на себя обязательство все-таки открыть производство по делу об избиении граждан в ходе недавних слушаний по «Охта-центру», а также обратился к оппозиции с предложением сформулировать законодательные поправки к нормативным документам, регулирующим проведение публичных мероприятий. Ведь еще не так давно питерская прокуратура была наделена правом законодательной инициативы.
В целом же, подводя итоги прошедшей встречи, можно с сожалением констатировать, что она лишь укрепила городскую общественность в мнении о том, что Смольный и оппозиция говорят друг с другом на разных языках. И именно поэтому логично было предложить питерскому омбудсмену Игорю Михайлову обратить на сложившуюся ситуацию самое пристальное внимание.
Пресс-служба фракции КПРФ
* - статья 31 Конституции РФ: «Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование».
НОВОЕ НА САЙТЕ
- 08.01.22 Голос трудящихся Казахстана должен быть услышан вопреки провокаторам! Заявление Президиума ЦК КПРФ
- 17.06.21 Александр Харчиков. Эта память священна...
- 09.06.21 «Геннадий Зюганов». Документальный фильм телеканала «Красная Линия»