Санкт-Петербургское городское отделение Коммунистической партии Российской Федерации

Комендантский прецедент

Горожане при поддержке коммунистов одержали победу над произволом чиновничества и крупного бизнеса. Многоэтажки на месте сквера в конце Комендантского проспекта не будет. 

Питерские скверы уже седьмой год как выбраны «амбициозной» городской властью в качестве объекта потенциального уничтожения. Происходит это на фоне сколь периодичных, столь и громких заявлений высших питерских чиновников о «полном прекращении уплотнительной застройки». Иначе говоря, как говаривал один из фигурантов Нюрнбергского процесса, чем чудовищнее ложь, тем скорее в неё поверят. Но отказались в неё верить жители северо-западной части Приморского района. Отказались – и победили.

 

Начало конфликта

 

История противостояния и жителей квартала в конце Комендантского проспекта с теми, кто хотел превратить местный сквер в очередную точку застройки, насчитывает уже не один год. Однако в решительную фазу конфликт вступил 1 октября нынешнего года.

Сквер на Комендантском среди прочих отмечен в городском законе о зелёных насаждениях и потому как бы считался неприкосновенным. «Как бы» – потому, что отношение определённых кругов к закону в Петербурге, увы, известно. Так вышло и в тот будний, первый октябрьский день. Около полудня, пользуясь тем, что большинство жильцов, способных оказать сопротивление, было в это время на работе, представители застройщика приступили к выполнению задания. Они начали ставить бетонный забор, а главное - пилить деревья во дворе, превращая место отдыха в грязную стройплощадку. Немногочисленных защитников сквера, в основном пожилых, силой выпроводили с места происшествия сотрудники специально нанятого на этот случай частного охранного предприятия. Характерно, что и милиция – да ещё и с автоматами в руках - оказалась на стороне не закона, а тех, кто его попирал.

Но запугать людей не удалось. Напротив, попытка устрашения привела к тому, что жители квартала ещё решительнее выступили против произвола. Вставшие на пути грузовиков строительной техники питерцы не позволили развернуться строителям. Оперативно было организовано круглосуточное дежурство. Всю ночь люди противостояли нанятой застройщиком «братве». К утру последняя пошла в атаку, однако мирным гражданам удалось отбить её, хотя силы, казалось, были неравны, а милиция «почему-то» решила не вмешиваться в конфликт.

Уже на следующий день, 2 октября, природоохранная прокуратура Санкт-Петербурга решила: стройке не быть. По крайней мере, до тех пор, пока сквер значится в Законе о зелёных насаждениях общего пользования.

 

Информация к размышлению

 

Отвлечёмся ненадолго и познакомимся с юридической стороной дела. Она выглядит вполне типично и показывает всю сущность так называемой «вертикали власти» - громоздкой, неэффективной и насквозь гнилой. С правовой точки зрения ситуация на Комендантском оказалась схожа с той, что вызвала конфликт вокруг сквера в Невском районе: там, на улице Лопатина, строилась незаконная автостоянка, о чём «Питерская правда» подробно рассказала два месяца назад. Механизмы действия чиновников и их друзей-бизнесменов в обоих случаях были похожи, как две капли воды.

Ещё в октябре 2004 года инвестору было выдано разрешение на строительство, а на апрель 2007-го назначили срок окончания работ. Затем его не раз переносили, поскольку никаких работ инвестор не проводил. В итоге очередное разрешение было выдано уже после вступления в силу Закона о зелёных насаждениях, которым сквер выводился из-под удара. Естественно, что выдающих разрешения чиновников незаконность их действий не смутила, и все необходимые согласования были оформлены. Вернее, почти все: Госстройнадзор выдать разрешение отказался. Тем не менее, застройщик обжаловал этот отказ в Арбитражном суде и «волшебным» образом выиграл сначала процесс, а затем и апелляционную жалобу, и кассацию. Год назад им было получено очередное разрешение на строительство. Но абсурдность ситуации заключается в том, что за это время истёк срок действия постановления Правительства Санкт-Петербурга, дававшего разрешения на начало строительства. Абсурд? Нет – вот такая вертикаль власти!

Ещё интереснее то, что срок действия этого разрешения истекает в начале ноября 2010 года. К этому сроку закончить строительство девятиэтажки просто физически невозможно. Очевидно, что инвестор по каким-то причинам был уверен, что продлевать сроки ему будут до бесконечности.

Первыми на ситуацию отреагировали коммунисты. В депутатском запросе, обращённом к губернатору, задавался вопрос о законности всего происходящего. Ответ госпожи Матвиенко был вопиющим по своей циничности. Губернатор сообщила, что пустырь был превращён в сквер жителями самодеятельно, «без разрешительной и проектной документации», а строительство должно быть приостановлено лишь до внесения соответствующих изменений в Закон «О зелёных насаждениях общего пользования». То есть де-факто – до изъятия сквера из списка запрещённых к застройке территорий. При этом ни то, что люди, не рассчитывая на помощь властей, обустроили сквер сами, ни то, что это - единственное место, пригодное для отдыха в округе, - не смутило градоначальницу, так любящую порассуждать о гражданском обществе.

 

Вторая попытка

 

3 октября жильцы снесли забор. Это пришлось делать им самим - несмотря на решение прокуратуры об обеспечении свободного доступа во двор, инвестор предпочёл оставить закрытым вход на незаконно занятую им территорию. Затем люди взялись восстанавливать сквер – сажать деревья и ставить скамейки. Очень помогли им в этом коммунисты Приморского района, в том числе активисты Союза коммунистической молодёжи во главе с членом горкома КПРФ 25-летним Евгением Митюковым.

Но уже спустя двое суток на место событий вернулись «ЧОП-овцы», нанятые застройщиком. Эти молодчики очень торопились снести палатки, выставленные защитниками сквера для его круглосуточной охраны. Поспешить «братков»  вынудило известие о приезде в Питер члена консультативной группы ООН по принудительным выселениям Чезаре Оттолини. «Я не могу прислать сюда «голубые каски», но рекомендую жителям продолжать бороться за свои права всеми законными методами», - заявил итальянец. Конечно, это заявление только обрадовало «реальных пацанов»: раз нет международного воинского контингента – значит, позволено всё, а уж со своей-то милицией договориться можно без проблем (особенно на фоне того, что эта самая милиция на месте конфликта буквально за два дня до того задерживала не бандитов, но как раз борцов с беспределом).

Но Оттолини перед своим отъездом, если выразиться на языке «инвесторов», испортил братве всю малину. Он сказал, что сквер на Комендантском будет находиться под наблюдением ООН. После «пацанчики» вмиг исчезли, а ещё день спустя прокуратура вдруг выявила «ряд нарушений» в действиях застройщика.

Конечно, застройщик пытался сохранить хорошую мину при плохой игре. Была проведена срочная пресс-конференция, на которой граждане инвесторы неубедительно и беспомощно пытались выставить себя защитниками закона. В адрес многих городских редакций пришло заявление руководства компании, из которого следовало, что прокуратура не нашла в их действиях нарушений (правда, вопреки мнению самой прокуратуры). Да всё это уже и не помогало. Те, кто раньше лоббировал их интересы, немедленно отреклись от своих же слов и действий, держа нос по ветру.

11 октября несколько сотен жителей квартала провели общее собрание. Активное участие  в нём приняли представители руководства питерского комсомола Павел Сажин и Евгений Митюков, а также больше двух десятков молодых коммунистов, которые всё это время помогали жильцам оборонявшихся домов. Больше двухсот двадцати человек подписались под принятым на народном сходе обращением к властям, которое было отправлено губернатору. И вот 15 октября Валентина Матвиенко, сделав вид, что во всём разобралась, громогласно заявляет: стройки не будет!

Так мы победили.

 

Дремлет притихший «Северный город»

 

Какие уроки можно извлечь из этого события? Уроки простые.

Лишь самыми решительными и даже порой отчаянными методами можно сегодня добиться в нашем городе справедливости. Конечно, жильцам повезло. Повезло, в частности, в том, что инвестор не начал продажу квартир в строящемся доме: это позволило бы столкнуть лбами две категории граждан (излюбленный нынче приём). Повезло и в том, что к процессу вовремя подключились депутаты, самоотверженно действовали активисты протестных движений и «красная» молодёжь. Своевременно на острый сигнал отреагировали журналисты, подняв шум в газетах и в интернете.

Однако ничего бы этого не было, а если бы и было, то недостаточно - если бы сами жильцы не заняли активнейшую гражданскую позицию. Если бы они не начали борьбу с произволом, встав на пути у чинуш и нуворишей, и не преисполнились решимости стоять за свои интересы до конца.

Конечно, остаются вопросы. Почему вопреки закону столько раз продлевалось согласование строительства? Почему столь долго пришлось ждать решения о том, что дому на месте сквера не быть? Почему откровенно бандитские методы «охраны собственности инвестора» не только не пресекались милицией, но порой поддерживались ею? Почему до приезда итальянца Оттолини губернатор отчитывала жителей дома за то, что те устроили «самоволку» при организации сквера вместо того, чтобы покорно повиноваться всемогущему бизнесу? Все эти вопросы – чистой воды риторика, и ответ известен, пожалуй, каждому, кто читает эти строки.

Всё это так. Но теперь у нас есть важный прецедент. Есть пример, который показали люди, что боролись и победили. А это уже означает, что борьба не напрасна, - и что вопреки всему есть ещё шансы противостоять беззаконию. При этом важно понимать, что власть, сросшаяся с бизнесом, не остановит гонку за прибылью. Монстр притих, получив по носу, но пойдёт в атаку снова и снова, побеждая недостаточно активных граждан, попирая их права. Лишь массовая активизация протестных действий может сломать сложившуюся преступную систему и навсегда укоротить руки тем, кто ныне уполз с Комендантского зализывать раны.

 

Пётр СТАРЦЕВ,

Сергей ВАСИЛЬЕВ

Код для вставки в блог: