Санкт-Петербургское городское отделение Коммунистической партии Российской Федерации

Олимпиада в Сочи: гигантская кормушка

Почему грандиозная олимпийская стройка в Адлере напрочь исключает внимание к человеку? 

УСТАВШАЯ от шума и в пыли раскуроченной стройками Имеретинки еду в сторону русла реки Мзымты, где идет строительство "совмещенной авто- и железной дороги "Адлер - горноклиматический курорт "Альпика-сервис". Справа и слева носятся "МАЗы" и "КамАЗы" с номерами всех регионов России. Даже из Сибири угораздило некоторых попасть в Сочи. Издалека в пыли строек Мзымта напоминает огромную полуживую змею, которую облепили и поедают какие-то желто-оранжевые насекомые. Тысячи рабочих в желто-оранжевых робах вбивают огромные сваи прямо в русло реки. Другие бурят реку и береговую зону шумными буровыми установками. Третьи черпают экскаваторами гравий и увозят его на "КамАЗах" в разных направлениях. Четвертые пытаются засыпать левый берег горной реки камнями и перенаправить ее русло правее. Насыпь превращается в искусственно намывной берег. Вверх по левобережью он выходит к горному тоннелю у поселка Ахштырь. На правом берегу, прямо у воды, один на другом в три этажа стоят временные жилые вагончики рабочих. Здесь же вместо былых кустарников раскинулись биотуалеты.


Вспоминаю: раньше здесь было красиво, тихо, чисто. Сколько рыбы, диких зверушек и редких растений водилось в этих местах! Как плодородны были почвы и прекрасны берега, обрамленные редкой краснокнижной лапиной и самшитом! Сейчас вместо лапины и самшита торчат одни пеньки, а оголенный склон ведет через Ахштырь к тоннелю. Сквозь пыль и грузовые пробки габаритной техники вижу, как рабочие в уже бывшем совхозе "Восход" выдергивают с корнями плодоносящие деревья лимонов и ломают теплицы с остатками овощей на территории 220 га.


Большинство работающих знакомиться с журналистом не хотят. Говорят неохотно. Рабочие все неместные. Раньше о том где и как растут лимоны и другие экзотические фрукты и овощи, они даже не догадывались. Одни приехали к нам из Астрахани, другие из краснодарских станиц, третьи - из Воронежа и с Поволжья. И им, судя из разговора.
Безразлично, что происходит с Сочи и сочинцами. Дома у них забот полон рот: жены и дети, которых надо обеспечивать. А то, что этот сочинский совхоз много лет кормил хозяев олимпийского города, куда они приехали на заработки, рабочих не трогает.


ПОСЛЕ БЕСЕДЫ понимаю, что гражданского общества в России за два десятилетия так и не возникло. Рабочие, по их словам, трудятся по 12 часов в сутки. Спят в вагончиках или на квартирах местных жителей. Питаются остатками из совхозных теплиц. Начальники обещали им платить около 30 000 рублей в месяц. Правда, многие уже отработали несколько вахт, а оплатили им всего за одну. Техники безопасности на многих участках нет. Профсоюзов тоже нет. Местные жители, начиная от Имеретинки и заканчивая краснополянскими селами, говорят, что строители вынуждены воровать у них овощи и фрукты, так как покупать продукты им не на что. Жалуются сельчане на наглость приезжих, многие из них даже не воруют, а открыто грабят огороды, грубо устанавливая свои порядки. Пожаловаться на грабеж некому. Участковые появляются здесь, когда надо наказать местных законопослушных жителей.


Елена Алексеевна Савенко всю жизнь проработала в совхозе "Восход" и прожила на улице Таврической. А теперь совхоз обанкротили и закрыли, людей пугают переселением. Но куда и на каких условиях, никто не говорит. Второй год живет как на вулкане. Да и на работе дела не слаще. Торгует Елена Алексеевна последний сезон свежим совхозным урожаем на местном ТЗБ. Отбоя от покупателей нет. Любой предпочитает местный товар импортному.


- Вот, - с горечью говорит Елена Алексеевна, показывая на последние, только что собранные овощи и фрукты, - и закончилось наше счастье и благополучие. Выращивали в этих тепличках на плодородной земле все своими руками. Были у нас кабачки, баклажаны, перец, томаты, картофель, виноград, цитрусовые... Все было... А теперь ничего не будет...


Рабочие тем временем крушат теплицы ее родного совхоза.


ЗАЕЗЖАЮ в село Черешня. Владимир Александрович и Вера Петровна Кошелевы имеют здесь собственный дом и огород. Это единственное их место жительства. С огромным трудом оформили документы на землю, все свои трудовые сбережения вложили в реконструкцию старенького домика, думали, хоть на пенсии поживут в покое. Но на днях принесли распоряжение губернатора об изъятии их дома и земли. А что взамен - не написано. Убирайтесь, и все. Хотя их домик совсем не мешает олимпийской дороге, которая проходит по Мзымте, более чем в ста метрах от их собственности.


Пенсионеры живут в состоянии стресса. Кроме них, в этом доме еще и молодая семья - дочь с зятем и двое маленьких внучат. Что и говорить, разорила олимпийская стройка и их семейное гнездо!


Хотя только ли их? Люди теряют постоянную работу, средства к существованию, дети вынуждены покидать школы. Поликлиники и медпункты закрываются... Непросто складывается судьба и местных жителей в поселке Ахштырь, где осталось меньше 50 дворов. Староста Александр Коропов родился в селе и вырос. А его отец, чтобы в наследство детям оставить землю, работал в чайсовхозе даже на пенсии. При советской власти семье выделили законные 50 соток, где они уже полвека занимаются сельским хозяйством, разводят скот, выращивают фрукты и овощи. Да вот беда: при новой власти вдруг исчезли из сельского совета первые похозяйственные книги, как и не было их.


- Кто-то умный, наверное, воспользовавшись своим положением, просто переписал эти книги, сократив законные сотки местных жителей в десятки раз а кому-то эти сотки приписал перед Олимпиадой, - считает Александр.
Жители Ахштыря рассказывают, что оформить им свои земли в собственность чиновники местной и городской администрации рьяно препятствуют, а вот неместным оформляют быстро. Да так быстро, что "левые" владельцы ахштырских земель уже успели распродать их по коммерческой цене государству. Говорят, от полумиллиона до миллиона за сотку.


Опять-таки со слов местных жителей известно, что якобы возбудили против земельных мошенников уголовное дело, но против кого конкретно, на какой стадии ахштырские земельные дела, кто, как и куда их ведет, держится в строжайшем секрете. Пелена государственной тайны "правит" над всеми сочинскими селами, совхозами, частными и государственными землями, куда непрошенной гостьей ворвалась Олимпиада.


Главный лесничий Веселов-ского лесничества Артур Багдасарян вообще считает, что должен делать не так, как велит закон, а так, как велит начальство. Насчет незаконной рубки лапины и самшита давать комментарии отказался, послал корреспондента к своим начальникам и пригрозил судом, если о нем будет хоть слово написано в СМИ.
ЯНЕ УЗНАЮ Ахштырь, где была пару лет назад. Здесь провели высоковольтные столбы и проложили бетонную дорогу, по которой носятся грузовики на прокладку тоннеля. Разрушенный до основания клуб, покосившаяся почта и муниципальная поликлиника в стареньком домике. Большую часть всего этого глава сельской Нижнешиловской администрации забрал у местных жителей и передал своим решением в частную собственность бывшей жительнице Абхазии.


Завен Артенович Топкарян родился в этом селе 70 лет назад и работал заведующим клубом, но ему никаких льгот, по мнению сельсовета, не полагается.


- Вода всегда была проблемой в Ахштыре, - рассказывает старожил поселка. - А после олимпийских строек вообще ушла. Теперь ее возят в водовозках, и то не всегда и не всем.


Пятиклассники Ричард и Андрей и четвероклассник Арнольд тоже уроженцы Ахштыря. Ходят в школу № 48 в селе Голицыне Только добираются ребята к знаниям через узенький шаткий мостик, который не раз сносило даже с людьми. Каждый поход в школу - это риск для жизни детей. Особенно страшно в непогоду, когда идет дождь или снег, и река показывает свой нрав. Даже мальчики понимают, что дорога через их поселок к стройкам не к добру для села. Теперь дорожная пыль оседает не только на деревьях, но и в домах и легких жителей. У многих появилась непривычная аллергия. Молодежь вынужденно бросает сельское хозяйство и уходит в город. Старики горюют по невозвратным временам. А совхозные и частные земли становятся предметом спекулятивного торга. Получить информацию о том, кому и на каком основании принадлежат государственные земли Ахшыря, даже жителям села невозможно.
В нескольких метрах от поселка строители бурят в горе на левом берегу Мзымты тоннель совмещенной дороги, отчего поселок Ахштырь содрогается не меньше Имеретинки. Сама стройка огорожена монументальным бетонным забором. В начале октября при возведении опоры на строительстве совмещенной автомобильно-железной дороги Адлер - Красная Поляна произошла трагедия. Обрушилась металлическая опалубка. В результате один строитель погиб, еще двое были ранены. ЧП произошло при заливке бетона строящейся опоры для будущей эстакады в районе сел Черешня и Молдов-ка, работы производила подрядная организация "Мостоотряд-90".


И ВООБЩЕ - кто и что строит в Сочи? Судя по картам, все олимпийские объекты занимают не более 300 гектаров, а земли Адлера, да и вообще всего Сочи, изымаются под олимпийские объекты и горноклиматический курорт в объеме, превышающим эту цифру минимум в 20 раз! И передаются в долгосрочную аренду олигархам, стоящим за Газпромом, РогСи-бАлом, РЖД и другими частными компаниями! Зачем ради двухнедельного мероприятия отдавать общие государственные земли в долгосрочную 49-летнюю аренду частным лицам? Для чего нести столько материального, экологического, морального и физического ущерба хозяевам города, приезжим строителям и гостям курорта? Почему одни частные собственники должны покидать свои дома и земли ради других? Почему должны разоряться совхозы? Для чего понадобилось дырявить горы тоннелями по левому берегу Мзымты, если дорога и тоннели уже есть на правом берегу? Для чего в кризисный и тяжелый для всех россиян период тратить на дорогу, которая ведет к частным особнякам и отелям на Красной Поляне, 242 млрд. государственных рублей? Может быть, ее будут мостить золотыми кирпичами?


Все это на фоне нищеты и страданий местных жителей, варварского уничтожения природы, усиления геологической опасности выглядит открытым издевательством над правами человека в России. Те, кто проталкивает свои безумные проекты, сами живут в комфортных условиях и, используя свое положение, не собираются даже вникать в масштабы катастрофы, в которую они ввергли не только Сочи и сочинцев, но и все мировое сообщество.

 Светлана Кравченко ("Черноморская здравница")

Источник: КПРФ.Ру

Код для вставки в блог: