Санкт-Петербургское городское отделение Коммунистической партии Российской Федерации

Этапы большого пути

Исполнилось 60 лет со дня образования Китайской Народной Республики. Это не просто юбилейная дата. Согласно традиционным китайским представлениям, это - важный этап развития. Именно шестьдесят лет составляет полная фаза цикла старого китайского календаря. Таким образом, завершился цикл, за время которого полуколониальный Китай после антияпонской и гражданской войн из отсталой страны превратился под руководством Компартии в одну из сильнейших держав современного мира. 

Путь этот был нелёгок и тернист. В самом начале великого пути своё дружеское плечо новому Китаю подставил Советский Союз. За неполных десять лет дружбы, которую тогда назвали «вечной и нерушимой», СССР помог молодой китайской республике встать на ноги. С помощью советских специалистов было построено более 200 заводов и фабрик, вооружена и обучена армия. Красная Москва помогла новому Пекину закрепиться на международной арене, подписав с ним в 1950 году Договор о дружбе, союзе и взаимопомощи. Это обеспечило Китаю защиту от каких-либо покушений на его независимость и социальный строй. За считанные годы в Китае были проведены коренные преобразования. Важнейшей из реформ стала аграрная: китайские крестьяне получили землю.

Тысячи советских специалистов работали в Китае. Но было бы неверно думать, что именно советская помощь при всей её важности обеспечила новому государству прочный фундамент. Только самоотверженный труд китайских рабочих и крестьян, интеллигенции и даже тех представителей национальной буржуазии, которые болели за судьбу Родины, обеспечили первые большие успехи народного Китая.

Между тем дружба великих держав оказалась не столь прочна, как казалось сначала. Первой трещиной в отношениях, как говорят теперь, «стратегических партнёров» стала реакция Коммунистической партии Китая на решения ХХ съезда КПСС. Осуждение сталинского наследия, предпринятое Хрущёвым, китайские коммунисты во главе с Мао Цзэдуном жёстко и принципиально назвали ревизионизмом и ренегатством. А дальнейшая борьба за лидерство в международном коммунистическом движении, стремление китайцев вырваться вперёд и внутрипартийная борьба в самой КПК подтолкнули Мао Цзэдуна к разрыву с СССР. Дело дошло даже до территориальных претензий – в 1964 году Пекин объявил, что царская Россия насильственно отторгла от Китая 1540 тысяч кв. км. В свою очередь, Советский Союз негативно отнёсся к китайской политике «большого скачка» и «народных коммун», которые затем вылились в «культурную революцию» 1966-1976 го дов. Под этим названием в историю вошёл авантюристический ультралевацкий курс Мао. Во внешней политике произошло обострение отношений с СССР, особенно резко проявившееся в ходе пограничного инцидента на острове Даманский (Чжэнь-баодао) в 1969 году. Ценой же всей «культурной революции» стали жизни десятков миллионов китайцев, павших жертвами голода и «хунвэйбиновского» террора.

В 1976 году умер Мао Цзэдун. Коммунистам Китая предстояло оценить его деятельность. В «Решении по некоторым вопросам истории КПК» был осуждён подход к идеям Мао как к непреложной истине, которую следует слепо исполнять, равно как и отрицание этих идей, обусловленное ошибками «великого кормчего». В образном выражении было отмечено, что на 70% Мао был прав, а на 30% ошибался, и незачем больше к этому возвращаться. Компартия Китая не допустила безмерного осуждения своего лидера и покаяния ради покаяния, прагматично решив, что всё это не пойдёт на пользу делу.

К началу 80-х годов на первый план в Китае выдвинулся Дэн Сяопин. «Решение по некоторым вопросам истории КПК» было принято именно под его руководством. Стоит напомнить о нескольких фактах его биографии. В 1961–1965 годах он был активным участником восстановления народного хозяйства Китая после «большого скачка». Именно тогда Дэн и произнёс свою знаменитую фразу: «Не важно, какого цвета кошка, главное, чтобы она ловила мышей». В годы «культурной революции» Дэн оказался «вторым лицом в партии, стоящим у власти и идущим по капиталистическому пути». Первым лицом был назван Председатель КНР Лю Шаоци, ставший жертвой «огня по штабам». Вернуться к руководящей работе Дэн смог лишь после смерти Мао.

В 1982 году Дэн Сяопин выступил автором концепции строительства «социализма с китайской спецификой». Главным было названо развитие производства, улучшение материальной и культурной жизни народа, ибо «бедность – это не социализм». Реформы «сяо кан» – достижение «первоначального уровня зажиточности» и давний лозунг Бухарина «Обогащайтесь!» должны были, по замыслу Дэна, дать активной, трудящейся части общества обеспечение своего материального благополучия раньше других за счёт «честного труда». Всё это проводилось под руководством партии и декларированном сохранении социалистической общественной собственности, подтверждении идеалов коммунизма, по крайней мере, в сознании одного-двух последующих поколений. Были также провозглашены «открытость миру», «создание специальных экономических зон», «открытых городов».

Нельзя не учитывать тот факт, что всё это было активно поддержано США и Европой в пику СССР. Но, тем не менее, успех китайской экономики, внешней политики и науки - налицо. Китайский народ воспрянул - и это, пожалуй, одно из главных достижений реформ в стране. Те, кто бывает там, видят, что не только Китай, но и китайцы стали другими. Была найдена национальная идея. В сознании китайцев укрепляется идея великого народа, имеющего славную древнюю историю, призванного быть в первых рядах народов мира.

Конечно, Китай неоднороден. Благополучие народа - китайских крестьян и рабочих, торговцев и бизнесменов разного уровня, современной китайской элиты (причём необходимо подчеркнуть, буржуазной элиты) - неодинаково. Разнится и уровень развития разных регионов Китая. «Свободные экономические зоны», прибрежные земли, богатые регионы юго-востока страны, Пекин и Шанхай - и отстающие западные провинции, где автор этих строк ещё четыре года назад наблюдал, как крестьяне пахали землю, для чего сами впрягались в соху. В Китае есть оппозиция власти Компартии – например, буддийское братство «Колесо драхмы». Оно официально запрещено, но за ним идут миллионы людей.

У многонационального Китая есть трудности в решении проблем между населяющими его народами. Есть действующее в эмиграции правительство Тибета. Уйгуров и китайцев-мусульман пытаются использовать, как резерв, исламские радикалы. Проблем немало, но именно руководство Компартии сплачивает страну. Эти слова мне не раз произносить в личных беседах с китайскими коллегами. Постоянно помня о нашем печальном опыте, я повторял им старый девиз: «Мэй ю Гунчандан, мэй ю Чжунго» («Нет компартии - нет Китая»). Следует отметить, что круг моего общения – это учёные. Наука в Китае – сфера приоритетных интересов, и за последние 20 лет руководство Компартии намного улучшило материальное положение научных работников.

Полтора миллиарда китайцев – это сила, способная поддерживать процветание экономики страны. Но это и проблема перенаселения. Растёт число китайцев во всём мире. Россия и Китай – стратегические партнёры, но России надо заботиться о том, чтобы Дальний Восток и Восточная Сибирь не стали китайскими провинциями. Китай активно работает в Средней Азии. КНР отказывается от территориальных претензий, но в укромных уголках страны продаются карты, на которых некоторые территории сопредельных стран обозначены как китайские. А самое главное, что многие китайцы так думают.

Есть то, что нас разделяет, но всё же больше того, что нас объединяет. Мы поздравляем китайский народ со славной годовщиной Победы и 60-летием создания КНР. И у нас, и в Китае, кстати, немало людей, которые помнят и ценят короткую, но славную дружбу двух народов. Деловое партнёрство, взаимное уважение, поддержка общих интересов и корректный отказ от того, что нас разъединяет, – все это должно сделать Китай и Россию дружелюбными соседями. А в России, как известно, говорят: «Близкий сосед лучше дальнего родственника».

Евгений КЫЧАНОВ, доктор исторических наук, профессор

Код для вставки в блог: